Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В,
судей Дегтяревой О.В, Рачиной К.А.
при секретаре Сихарулидзе А.Т,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А. дело по апелляционной жалобе Кашниковой Л.М. на решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2018г,
которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Кашниковой Л.М. к Федеральной таможенной службе о признании незаконным увольнения, об изменении основания формулировки увольнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать,
установила:
Кашникова Л.М. (ранее - ****, ****) обратилась в суд с иском к Федеральной таможенной службе (далее - ФТС России) и с учетом уточнения исковых требований просила признать увольнение в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе незаконным, изменить запись в трудовой книжке на расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула по день трудоустройства, взыскать в счет компенсации морального вреда 1 000 000 руб.
В обоснование заявленных требований Кашникова Л.М. указала, что с 15 декабря 2009 г. она работала в должности консультанта отдела взаимодействия с региональными средствами массовой информации Управления по связям с общественностью ФТС России, с ней был заключен служебный контракт на неопределенный срок. С 20 декабря 2012 г. она назначена на должность консультанта отдела администрирования WEB -сайтов ФТС России и регионального курирования Управления по связям с общественностью. П риказом от 20 августа 2018 г. N **** Кашникова Л.М. была освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. Кашникова Л.М. считает свое увольнение незаконным, так как фактического сокращения штата не было, ответчик не предложил ей все имеющиеся вакантные должности государственной гражданской службы, аттестационной комиссией не был решен вопрос о ее соответствии имеющимся должностям государственной службы. Незаконными действиями ответчика ей причинен моральный вред.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Кашникова Л.М. уточненные исковые требования поддержала.
Представители ответчика исковые требования не признали, возражали против их удовлетворения.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Кашникова Л.М.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 327 1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца Кашникову Л.М. и ее представителя Жидких Д.Г, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей ответчика на основании доверенностей Губину Д.А. и Емшанову О.В, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" ( статья 2 этого закона; далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Пунктом 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ закреплено такое общее основание прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы, как расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя ( часть 7 статьи 27 и статья 37 названного Федерального закона).
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В силу части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же закона.
Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 15 декабря 2009 г. с Кашниковой Л.М. был заключен служебный контракт на неопределенный срок и она назначена на должность государственной гражданской службы консультанта отдела взаимодействия с региональными средствами массовой информации Управления по связям с общественностью ФТС России.
С 20 декабря 2012 г. Кашникова Л.М. назначена на должность консультанта отдела администрирования WEB -сайтов ФТС России и регионального курирования Управления по связям с общественностью.
На основании приказа ФТС России от 30 мая 2018 г. N 818
"О внесении изменений в штатное расписание центрального аппарата ФТС России" в отделе администрирования WEB -сайтов ФТС России и регионального курирования Управления по связям с общественностью с 8 августа 2018 г. подлежали сокращению 4 должности гражданских служащих, в том числе должность консультанта, которую занимала Кашникова Л.М.
С приказом ФТС России от 30 мая 2018 N 818 Кашникова Л.М. была ознакомлена под роспись 1 июня 2018 г.
В тот же день в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ Кашникова Л.М. была письменно уведомлена о сокращении с 8 августа 2018 г. замещаемой ею должности и возможном увольнении с государственной гражданской службы.
Из имеющегося в материалах дела листа собеседования от 6 июля 2018 г. следует, что Кашникова Л.М. была поставлена в известность об отсутствии в настоящее время в Управлении по связям с общественностью ФТС России вакантных должностей, соответствующих ее знаниям и навыкам, а также ей предложено направить ее кадровую справку в таможенные органы, расположенные в Московском регионе, на что Кашникова Л.М. дала письменное согласие.
В служебной записке начальника Аналитического управления от 20 июля 2018 г. указано на отсутствие предложений по представленным кандидатурам на замещение вакантных должностей.
При проведении 20 июля 2018 г. повторного собеседования Кашниковой Л.М. сообщено о наличии в Управлении по связям с общественностью ФТС России вакантной должности государственного таможенного инспектора отдела сотрудничества с участниками внешнеэкономической деятельности и о введении с 9 августа 2018 г. в штатное расписание центрального аппарата ФТС России должности консультанта и главного государственного таможенного инспектора отдела интернет-проектов и визуальных коммуникаций.
Кашникова Л.М. была ознакомлена с должностными регламентами по имеющимся вакантным должностям. Поскольку она не отвечает указанным в должностных регламентах по этим должностям требованиям в части наличия соответствующих профессиональных знаний и умений, данные должности не были предложены представителем нанимателя Кашниковой Л.М. в целях ее дальнейшего трудоустройства. До Кашниковой Л.М. также была доведена информация об отсутствии в Управлении по связям с общественностью ФТС России вакантных должностей, соответствующих ее знаниям и навыкам.
24 июля 2018 г. Кашниковой Л.М. в целях дальнейшего трудоустройства были предложены вакантные должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Донского таможенного поста, старшего государственного таможенного инспектора отдела контроля за таможенным транзитом Донского таможенного поста; главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля N 2 Пикинского таможенного поста, старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля N 1 Пикинского таможенного поста; старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенных процедур и таможенного контроля. От предложенных вакантных должностей Кашникова Л.М. отказалась, о чем был составлен соответствующий акт.
25 июля 2018 г. Кашниковой Л.М. в ходе беседы предложена вакантная должность государственной гражданской службы старшего государственного таможенного инспектора отдела развития и эксплуатации информационно-справочных и портальных систем службы развития программных средств и информационных технологий в Центральном информационно-техническом таможенном управлении, от которой она отказалась.
25 июля 2018 г. Кашникова Л.М. также отказалась от предложенных вакантных должностей во Внуковской таможне, сославшись на удаленность от места ее жительства.
На предложения Домодедовской таможни, Центральной энергетической таможни, Шереметьевской таможни, Московской областной таможни прибыть на собеседование по вопросу дальнейшего прохождения государственной гражданской службы Кашникова Л.М. ответила отказом.
В служебной записке и.о. начальника Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления от 25 июля 2018 г. сообщено об отсутствии вакансий, которые могли быть предложены для трудоустройства должностным лицам Управления по связям с общественностью ФТС России.
Приказом ФТС России от 6 августа 2018 г. N **** (в редакции приказа от 20 августа 2018 г. N ****) Кашникова Л.М. освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена 20 августа 2018 г. с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Судом также установлено, что 1 ноября 2018 г. Кашникова Л.М. была принята на государственную гражданскую службу в Центральное информационно-техническое таможенное управление на должность старшего государственного таможенного инспектора отдела развития и эксплуатации и информационно-справочных и портальных систем службы развития программных средств и информационных технологий.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался нормами материального права, регулирующие отношения, связанные с прохождением и прекращением государственной гражданской службы Российской Федерации, оценил по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Кашниковой Л.М. Суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт исключения из штатного расписания Управления по связям с общественностью отдела администрирования WEB -сайтов ФТС России и регионального курирования, в котором Кашникова Л.М. работала в должности консультанта, а потому у ответчика имелись основания для расторжения с истцом служебного контракта по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, то есть в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Проверяя порядок увольнения истца в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, установленный статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соблюдении его ответчиком, поскольку о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы Кашникова Л.М. предупреждена персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения, увольнение истца по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ произведено по истечению двухмесячного срока со дня предупреждения, представителем нанимателя принимались меры для решения вопроса трудоустройства истца, однако от предложенных вакантных должностей в таможенных органах, расположенных в Московском регионе, Кашникова Л.М. отказалась.
Доводы Кашниковой Л.М. в апелляционной жалобе о том, что ей могли быть предложены вакантные должности в центральном аппарате ФТС России, соответствующие ее уровню квалификации, специальности, направлению подготовки, являются несостоятельными, опровергаются представленными в материалы дела списками вакансий по центральному аппарату ФТС России за период с 30 мая по 21 августа 2018 г. и должностными регламентами к имеющимся на тот период вакантным должностям, из которых следует, что в период до увольнения истца с государственной гражданской службы в структурных подразделениях отсутствовали вакантные должности, которые она могла бы занять с учетом имеющихся у нее уровня квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
Доводы о том, что Кашниковой Л.М. неправомерно не предложены должности государственного таможенного инспектора отдела сотрудничества с участниками внешнеэкономической деятельности, консультанта и главного государственного таможенного инспектора отдела интернет-проектов и визуальных коммуникаций, государственного таможенного инспектора отдела сотрудничества с участниками ВЭД и иностранными инвесторами в Управлении по связям с общественностью, главного государственного таможенного инспектора отдела кинологической деятельности в Центральной таможне (Кинологический центр ФТС России) являются несостоятельными, поскольку судом установлено, что истец не отвечает квалификационным требованиям к профессиональным знаниям по данным должностям. При этом, как ранее было указано, представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы лишь те вакантные должности, которые соответствуют уровню его квалификации и профессиональному образованию. Ссылки в жалобе на наличие злоупотребления со стороны ответчика, который предусмотрел к вновь вводимым в штатное расписание центрального аппарата ФТС России должностям консультанта и главного государственного таможенного инспектора отдела интернет-проектов и визуальных коммуникаций дополнительные квалификационные требования, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае при подготовке должностных регламентов представитель нанимателя действовал не произвольно, а с учетом рекомендаций, содержащихся в подготовленном в соответствии с частью 8 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации Справочник е квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона судебной коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ,
определила:
решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2018г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кашниковой Л.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.