Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Васильевой Е.В, Кочергиной Т.В,
при секретаре Левиной В.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Васильевой Е.В.
дело по апелляционной жалобе истцов фио, фио, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио, фио, фио, на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 25 февраля 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований фио, фио, действующих также в интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным уведомления от 11.04.2018 N 33-5-27426/18-(0)-1, признании нуждающимся в получении жилого помещения, обязании поставить на жилищный учет, отказать,
УСТАНОВИЛА:
истцы фио, фио, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей фио ( паспортные данные), фио ( паспортные данные), фио ( паспортные данные), фио ( паспортные данные), фио ( паспортные данные), фио ( паспортные данные), обратились в суд с исковыми требованиями к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным уведомления от 11.04.2018 N 33-5-27426/18-(0)-1, признании нуждающимся в получении жилого помещения, обязании поставить на жилищный учет.
В обосновании своих требований истцы указали, что 09.03.2018 года фио, фио, действующие также в интересах фио, фио, фио, фио, фио, фио, обратились с запросом N953854-2018 по вопросу предоставления государственной услуги о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Департаментом городского имущества города Москвы был рассмотрен указанный запрос и уведомлением от 11.04.2018 N 33-5-27426/18-(0)-1 отказано в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что представленные документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги нарушает права истцов, поскольку родители фио и фио совместно с истцами не проживают, в силу чего не могут считаться членами одной семьи.
Истцы в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, по доводам, подробно изложенным в письменном виде.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного, просят истцы фио, фио, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио, фио, фио, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В заседание судебной коллегии истец фио, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио, фио, фио, и представитель фио в порядке ст. 53 ГПК РФ фио явились, апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержали.
Истец фио в заседание судебной коллегии не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности фио в заседание судебной коллегии явилась, возражала по доводам апелляционной жалобы.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению истца фиоЮ, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио, фио, фио, о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
В силу ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца фио, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио, фио, фио, и представителя фио в порядке ст. 53 ГПК РФ фио, представителя ответчика ДГИ г.Москвы по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Законом города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" установлен порядок и условия признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст.ст. 7, 8, 10 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N29 жители города Москвы подлежат постановке на жилищный учет, если, в том те числе, все члены семьи проживают в городе Москве на законных основаниях не менее 10 лет, занимают жилое помещение, в котором размер площади жилого помещения. приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы, при этом учитываются все жилые помещения, имеющиеся на праве пользования или в собственности у всех членов семьи, а также, если они не совершали в течение пяти лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий и признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 членами семьи заявителя являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от их места жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в одном жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем.
С 28.09.2008 порядок учета в целях реализации Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 определен Постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008 N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ" (в редакции от 28.12.2017).
Согласно п. 4.1. Порядка определено, что ведение учета по всем категориям, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляется путем формирования списков граждан, состоящих на учете, а также учетных дел граждан, включенных в указанные списки.
В силу п. 4.4. Порядка учета граждан в целях реализации городских жилищных программ, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 09.09.2008 года N 815-ПП (в редакции от 28.12.2017), критерием, определяющим единицу учета, является адрес жилого помещения (комнаты в коммунальной квартире, квартиры или индивидуального жилого дома). На каждую единицу учета формируется одно учетное дело. Разделение учетных дел не производится.
В соответствии с п. 4.6. Порядка принятие на жилищный учет отдельных членов семьи не допускается.
Не включение части граждан, постоянно проживающих в жилом помещении, несмотря на их временное отсутствие, в число принимаемых на учет, ведет к созданию неприемлемой ситуации, когда не может быть проверено соответствие требованиям п. 5 ст. 7 Закона (малоимущность) в соответствии с Законом г.Москвы N 7 от 25.01.2006 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях"; при улучшении в установленном порядке жилищных условий граждан, состоящих на учете нуждающихся, будут автоматически улучшаться жилищные условия и тех граждан, не состоящих на данном учете.
В соответствии с п.п. 3,и 4 ст. 9 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 учетная норма в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 члены семьи заявителя являются супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Указанное определение членов семьи используется исключительно в целях реализации гражданами прав и обязанностей в жилищной сфере и не является тождественным определению "семья", используемому в целях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.
Отсутствие между гражданами, зарегистрированными в одном жилом помещении, семейных правоотношений, не является основанием для реализации гражданами жилищных прав в качестве отдельных семей.
Все граждане, зарегистрированные в одном жилом помещении, в целях решения их жилищных вопросов, считаются членами одной семьи.
В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
В соответствии со ст. 11 Закона Москвы N29 с заявлением о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее -заявление), должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы" прием документов жителей города Москвы в целях признания из малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях осуществляют Центры по предоставлению государственных услуг города Москвы "Мои документы" (далее - МФЦ).
Решение о постановке на жилищный учет принимается по результатам проверки уровня жилищной и имущественной обеспеченности на основании представленных заявителем и запрошенных документов.
Постановка на жилищный учет осуществляется в рамках предоставления государственной услуги в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.08.2017 N 519-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы" (вместе с "Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", "Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Принятие решения о согласии на обмен жилыми помещениями, находящимися в собственности города Москвы, занимаемыми гражданами по договорам социального найма", "Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Заключение договоров социального найма на жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, по итогам обмена жилыми помещениями, предоставленными гражданам по договорам социального найма").
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 09.03.2018 фио, фио, действующие также в интересах фио, фио, фио, фио, фио, фио, обратились с запросом N953854-2018 по вопросу предоставления государственной услуги о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Уведомлением от 11.04.2018 N 33-5-27426/18-(0)-1 Департамента городского имущества города Москвы было отказано в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что представленные документы не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом первой инстанции также установлено, что истцы фио, фио их дети фио, фио, фио, фио, фио, фио, зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес, где занимают трехкомнатную квартиру площадью жилого помещения (с летними) 77,1 кв. м. На указанной площади также зарегистрированы по месту жительства родители фио - фио и фио.
Собственником 1/3 доли в общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: адрес,.., является фио и 2/3 доли в общей долевой собственности на указанную квартиру - фио
В собственности фио находится трехкомнатная квартира общей площадью 86,0 кв. м по адресу: адрес. кв. 23, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 02.04.2018 N...
В собственности фио имеется 2/5 доли в праве собственности на жилой дом (назначение: жилое) общей площадью 43,5 кв.м. по адресу: адрес, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 02.04.2018 N...
Разрешая заявленные требования по существу, руководствуясь требованиями Закона г. Москвы от 14.06.2006 N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований и исходил из того, что фио и фио - родители фио зарегистрированы по месту жительства в квартире... по адрес г.Москвы и с учетом находящихся в их собственности жилых помещений, размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет 17,74 кв.м, что более учетной нормы и не соответствует установленным п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона города Москвы N29 основаниям для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в отношении истцов, предъявивших исковые требования, а именно: фио, фио, действующих в свих интересах и интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио, фио, фио, соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы истцов о том, что фио и фио в указанной спорной квартире не проживают фактически, что подтверждается справкой наименование организации, а с 2007 года они проживают в квартире по адресу: адрес, в силу чего они не могут считаться членами семьи истцов фио и фио и их несовершеннолетних детей, были предметом исследования суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая оценка, с которой соглашается судебная коллегия.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении прав жителей г. Москвы на жилые помещения" членами семьи являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства и свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке, либо на основании решения суда. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с г. Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
Учитывая, что фио и фио зарегистрированы на площади по адресу: адрес, права пользования данным жилым помещением не лишены, таким образом, утверждение истцов о том, что фио и фио не являются членами семьи истцов, так как фактически в квартире с 2007 года не проживают, не основано на положениях действующего законодательства.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, с учетом находящихся в собственности у фио трехкомнатной квартиры общей площадью 86,0 кв.м. по адресу: адрес. кв. 23, и у фио 2/5 доли в праве собственности на жилой дом общей площадью 43,5 кв.м. по адресу: адрес, а также занимаемой площади квартиры по адресу: адрес, общей площадью 76,2 кв.м, общей площадью без учета балконов и лоджий 74,1 кв.м. при учете общей площади (без балкона и лоджии) на каждого из 10 лиц, зарегистрированных по месту жительства на площади квартиры по адресу: адрес,.., приходится по 17,74 кв.м, что превышает норму предоставления 10 кв.м.
Довод апелляционной жалобы истцов о том, что суд неправильно указал занимаемую истцами площадь жилого помещения 77,1 кв.м. вместо правильной общей площади 76,2 кв.м, общей площади без учета лоджий и балконов 74,1 кв.м, жилой площади 45,7 кв.м, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14 марта 2007 года серии.., и именно из этого размера должен определяться уровень обеспеченности, судебная коллегия считает не имеющим правового значения для разрешения указанного спора, поскольку определяя обеспеченность площадью каждого члена семьи фио, принимая, в том числе, во внимание наличие жилого помещения 86 кв.м, находящегося в собственности у фио в адрес, и 2/5 долей жилого дома от общей площади 43,5 кв.м. у фио в адрес, обеспеченность будет составлять более 10 кв.м.
В силу ч. 2 и ч. 3 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме. Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно пунктам 24, 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления. Судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка. Судам апелляционной инстанции необходимо учитывать, что интересам законности не отвечает, в частности, применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права с нарушением правил действия законов во времени, пространстве и по кругу лиц.
Судебная коллегия полагает возможным выйти за пределы доводов апелляционной жалобы в связи с существенными нарушениями норм процессуального права, поскольку в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, однако в данном случае суд первой инстанции вышел за пределы предъявленных исковых требований, отказав в удовлетворении исковых требований фио, фио к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным уведомления от 11.04.2018 N 33-5-27426/18-(0)-1, признании нуждающимся в получении жилого помещения, обязании поставить на жилищный учет, между тем данными лицами исковые требования не предъявлялись, в связи с чем решение суда в части отказа в удовлетворении иска фио, фио к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным уведомления от 11.04.2018 N 33-5-27426/18-(0)-1, признании нуждающимся в получении жилого помещения, обязании поставить на жилищный учет, подлежит отмене.
Иные доводы апелляционной жалобы истцов, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных доказательств, не содержат фактов не проверенных и не учтенных судом первой инстанции и имеющих юридическое значение для рассмотрения возникшего спора по существу, либо опровергающих выводы суда первой инстанции в отношении предъявленных истцами требований, в связи с чем являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 25 февраля 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований фио, фио к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным уведомления от 11.04.2018 N 33-5-27426/18-(0)-1, признании нуждающимся в получении жилого помещения, обязании поставить на жилищный учет.
В остальной части решение Пресненского районного суда г.Москвы от 25.02.2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов фио, фио, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, фио, фио, фио, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.