Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Дегтеревой О.В, Мызниковой Н.В.
при секретаре Кишкинской А.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе Ш. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 декабря 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Ш. к Пенсионному Фонду Российской Федерации о возложении обязанности по назначению и выплате пенсии за выслугу лет сверх трудовой пенсии по старости, взыскании недополученной суммы пенсии - отказать в полном объеме.
УСТАНОВИЛА:
Ш. обратилась в суд с иском к Пенсионному Фонду Российской Федерации, просила обязать ответчика назначить и осуществлять ежемесячную выплату пенсии за выслугу лет сверх трудовой пенсии по старости с даты вынесения решения суда в размере 22 452,45 руб, а также взыскать с Пенсионного фонда Российской Федерации недополученную пенсию за выслугу лет за период с июля 2016 по октябрь 2018 года в сумме 658 119 руб. 60 коп.
В судебное заседание истец и ее представитель по доверенности Ш. в суде доводы иска поддержали.
Представитель ПФР РФ по доверенности Ш. в суде исковые требования не признала по основаниям, изложенных в письменных возражениях на иск.
Представитель ГУ-ГУ ПФР N10 по г. Москве и Московской области по доверенности П. в суде требования по иску не признал, предоставил письменные возражения.
Суд постановилприведенное выше решение, на отмену которого направлена апелляционная жалоба истца.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца и ее представителя Д, представителя ответчика Ш, третьего лица К, В, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001г. N166-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2002 г, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. N141 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определено, что гражданам Российской Федерации из числа лиц, замещавших государственные должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, получающим по состоянию на 31 декабря 2001 г. ежемесячную доплату к государственной пенсии, устанавливается с 1 января 2002 г. пенсия за выслугу лет без подачи ими заявления о назначении этой пенсии и предоставления документов, подтверждающих право на указанную пенсию.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. N247 "Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан" с 1 октября 2003 года функции по назначению федеральным государственным служащим пенсии за выслугу лет и перерасчету ее размера возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации.
Данные нормы закона согласуются с положениями ст. 14 Федерального закона N166-ФЗ, согласно которой пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (в зависимости от продолжительности стажа государственной гражданской службы) назначается в размере от 45 до 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, ограниченного 2,8 должностного оклада, (статья 21 этого же Федерального закона), за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ.
Как следует из изложенного, с учетом стажа государственной гражданской службы и среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего определяется общий уровень пенсионного обеспечения федерального государственного гражданского служащего, состоящий из суммы пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности) с установленной к ней фиксированной выплатой.
Пункт 1 статьи 21 указанного Федерального закона определяет периоды государственной службы, за которые может быть принят среднемесячный заработок для исчисления пенсии за выслугу лет. Согласно указанному пункту размер пенсии за выслугу лет исчисляется из среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом N 400-ФЗ.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 21 Федерального закона N 166-ФЗ размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного федеральному государственному гражданскому служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 21 вышеуказанного Федерального закона размер среднемесячного заработка, в том числе сохраненного в соответствии с законодательством Российской Федерации, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, определенный с учетом денежного содержания (оплаты труда), установленного ему в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) и Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1), не может превышать в соответствующем периоде 2,8 должностного оклада, установленного Президентом Российской Федерации после 1 августа 2006 года по соответствующей должности федеральной государственной гражданской службы. Перечень соответствия должностей, замещаемых указанными лицами, должностям федеральной государственной гражданской службы применительно к должностным окладам, по которым им исчисляется размер пенсии за выслугу лет, утверждается Президентом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что среднемесячный заработок гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Вместе с тем, частью 3 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что по отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, включающего должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но в котором не учитываются премии и ежемесячное денежное поощрение.
Размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы (должностные оклады) установлены приложением N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763.
До вступления в силу вышеназванного Указа Президента Российской Федерации, федеральным государственным служащим центральных аппаратов федеральных органов государственной власти должностные оклады устанавливались в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.04.1997 N310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих", а территориальных органов - в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1998 N265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских; учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ш. с 20 января 2016г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ. Также истцу назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ с 7 июля 2016 года, как лицу, замещавшему должности федеральной государственной гражданской службы.
Согласно справке о размере среднемесячного заработка федерального служащего, представленной Федеральным агентством научных организаций для назначения пенсии за выслугу лет, среднемесячный заработок Ш. за период с 07.07.2015 по 06.07.2016 (т.е. за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения) по замещавшимся должностям заместителя начальника отдела (с 07.07.2015 по 39.07.2015) и начальника отдела (с 30.07.2015 по 06.06.2016), составляет 79362 руб. 66 коп, средний должностной оклад - 6220 руб. 12 коп, стаж государственной гражданской службы составляет 15 лет 6 месяцев.
Разрешая спор, оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь положениями действующего законодательства РФ, применимого к данным правоотношениям, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, при этом исходил из следующего.
В обоснование своего истца Ш. ссылалась на положения п. 2 ст. 7 Федерального закона N166-ФЗ, согласно которым пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости и выплачивается одновременно в связи с чем данные нормы определяют порядок выплаты пенсии за выслугу лет.
Однако, как указал суд, положения п. 2 ст. 7 "Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим" Федерального закона N166-ФЗ, определяют одно из условий назначения федеральному государственному гражданскому служащему пенсии за выслугу лет, а именно - назначение страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих исчисляется в соответствии со статьями 14 и 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ.
Таким образом, как следует из положений п. 2 ст. 7 и ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ, пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих не носит самостоятельного характера и устанавливается в виде доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) до определенного уровня, зависящего от продолжительности стажа государственной службы и заработка (оклада) государственного служащего.
Учитывая изложенное, размер пенсии за выслугу лет исчисляется как разница между общей суммой, определяемой в соответствии со статьями 14 и 21 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ с учетом стажа государственной гражданской службы и среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, и размером его страховой пенсии по старости (инвалидности) с установленной к ней фиксированной выплатой, без учета сумм, предусмотренных п. 3 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ, и не является постоянной величиной.
Следовательно, при увеличении размера страховой пенсии по старости (инвалидности) и установленной к ней фиксированной выплаты размер пенсии за выслугу лет, полагающийся к выплате, соответственно, снижается. При этом снижения общего уровня пенсионного обеспечения федерального государственного гражданского служащего не происходит.
В случае, если размер страховой пенсии по старости (инвалидности) с установленной к ней фиксированной выплатой превышает сумму, определенную в процентах к среднемесячному заработку федерального государственного гражданского служащего в зависимости от стажа государственной гражданской службы (либо равен этой сумме), то выплачиваются только страховая пенсия по старости (инвалидности) и установленная к ней фиксированная выплата.
Таким образом, как указал суд, зависимость размера пенсии за выслугу лет от размера страховой пенсии по старости (инвалидности) с установленной фиксированной выплатой прямо предусмотрена статьей 14 Федерального закона от Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ.
Другого порядка определения размера пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих законодательством не предусмотрено.
При проверке доводов истца суд установил, что сумма пенсии истца за выслугу лет и страховой пенсии по старости с установленной к ней фиксированной выплатой, определенная в соответствии со ст. 14 Федерального закона N 166-ФЗ, исходя из стажа государственной гражданской службы 15 полных лет (45 %) и среднемесячного заработка, ограниченного в соответствии со ст. 21 указанного Федерального закона 2,8 должностного оклада (6220,12 руб. х 2,8 = 17416,34 руб.), стажа государственной гражданской службы, составила: с 7 июля 2016 года (с даты назначения пенсии за выслугу лет) -7837,35 руб. в месяц (6220,12 руб. х 2,8 х 45 %).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2017 г. N 594 "О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы" сумма, определенная Ш. в процентах к среднемесячному заработку федерального государственного гражданского служащего в зависимости от стажа государственной гражданской службы, была проиндексирована в 1,04 раза и составляет: с 1 января 2018 г. - 8150,85 руб. (6220,12 руб. х 2,8 х 1,04 х 45%).
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона N 166-ФЗ сумма валоризации пенсионных прав в составе указанной суммы не учитывается и, соответственно, устанавливается дополнительно к ней.
Также, как установлено судом, по состоянию на 7 июля 2016 г. (на дату назначения пенсии за выслугу лет) размер страховой пенсии по старости с учетом установленной к ней фиксированной выплатой Ш. составлял 15953,65 руб. (страховая пенсия по старости 11570,06 руб. (в том числе сумма валоризации пенсионных прав - 696,53 руб.) + 4383,59 руб. фиксированная выплата к страховой пенсии), а по состоянию на 1 декабря 2018 г. - 18186,15 руб. (страховая пенсия по старости - 13203,25 руб. (в т.ч. валоризация пенсионных прав - 885,47 руб.), фиксированная выплата - 4982,90 руб.).
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание тот факт, что в размер страховой пенсии по старости Ш. с установленной к ней фиксированной выплатой превышает сумму, определенную в процентах к среднемесячному заработку федерального государственного гражданского служащего в зависимости от стажа государственной гражданской службы (8150,85 руб. + 885,47 руб. сумма валоризации пенсионных прав), в связи с чем истцу выплачивалась только страховая пенсия по старости и фиксированная выплата к ней, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нарушений пенсионных прав Ш. со стороны ответчика допущено не было, и оснований к удовлетворению иска у суда не имелось, а доводы Ш, изложенные в иске, не обоснованы и противоречат законодательству Российской Федерации.
При этом судом первой инстанции верно указано на то, что справка формы 2-НДФЛ за 2015 год, представленная истцом, не может служить основанием для определения размера пенсии за выслугу лет и как следствие для перерасчета общей суммы получаемой истцом пенсии, поскольку не соответствует периодам ее заработка, определенного п.1 ст. 21 Федерального закона N166-ФЗ, включает весь доход физического лица, а не только выплаты, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N818.
Исходя из изложенного, суд установил, что утверждения истца о незаконных действиях Пенсионного фонда Российской Федерации при начислении ему пенсии за выслугу лет, ее расчете и выплате ничем не обоснованы и противоречат нормам законодательства Российской Федерации, в связи с чем суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они отвечают требованиям действующего законодательства.
В апелляционной жалобе, Ш. указывает, что судом не проведена юридическая оценка расчета назначения пенсии, представленная истцом, а ответчиком произведен расчет размера пенсии с нарушением порядка исчисления, в результате чего суд принял неверное решение. При этом истец в обоснование своих расчетов ссылается на п. 2 ст. 21 Федерального закона N166-ФЗ, согласно которому расчетный коэффициент для определения размера среднемесячного заработка - не более 2,8 должностного оклада применим исключительно для Перечня отдельный государственных должностей, утвержденного Указом Президента РФ от 19.11.2009 N1311, тогда как при исчислении среднемесячного заработка как федерального государственного гражданского служащего следует исходить из ограничения 0,8 денежного вознаграждения (для иных должностей, не включенных в указанный Перечень, которым относится и должность истца). Кроме того, как полагает истец, в состав ее среднемесячного заработка следует включать не только должностной оклад, а все выплаты, предусмотренные Правилами определения среднемесячного заработка, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N818. Также истец ссылается в своей жалобе на справку формы 2-НДФЛ N551 от 11.01.2016г.
Указанные доводы жалобы истца фактически выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают и не могут быть приняты во внимание, поскольку решение суда принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям; имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.