Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-270/2019 по административному исковому заявлению наименование организации к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,
установил:
наименование организации обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на дата кадастровой стоимости в размере рыночной:
нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021008:1009 общей площадью 9 310 кв.м, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021008:1004 общей площадью 483,1 кв.м, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021008:1007 общей площадью 52,3 кв.м, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021008:1010 общей площадью 54,8 кв.м, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021008:3 общей площадью 9 382 кв.м, расположенного по адресу: адрес,2,5,6, в размере сумма.
В обосновании заявленных требований ссылается на то, что является собственником нежилых зданий и арендатором земельного участка, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки значительно превышает рыночную стоимость, в связи с чем, истец считает возможным воспользоваться своим правом установления кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждении которой представляет отчет об оценке N 97.06.2018, подготовленный наименование организации.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности фио поддержала исковые требования, просила установить кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости на основании представленного отчета об оценке, с выводами проведенной по делу судебной оценочной экспертизы не согласилась, заявила ходатайство о назначении повторной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества адрес по доверенности фио просила в удовлетворении требований отказать, представила письменные возражения относительно выводов судебной оценочной экспертизы, заявила ходатайство о назначении повторной экспертизы.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки, не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявили.
С учетом надлежащего извещения ответчиков и заинтересованных лиц о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на дата года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суд или комиссии.
В соответствии со статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственной реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Исходя из того, что административный истец является собственником нежилых зданий и плательщиком налога на имущество, а также арендатором земельного участка, арендная плата по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости суд считает, что он вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Согласно статье 3 Федерального закона от дата N 135-ФЗ для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
В пункте 3 статьи 424 ГК РФ дано понятие рыночной цены - это цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что административный истец является собственником:
нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021008:1009 общей площадью 9 310 кв.м, расположенного по адресу: адрес;
нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021008:1004 общей площадью 483,1 кв.м, расположенного по адресу: адрес;
нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021008:1007 общей площадью 52,3 кв.м, расположенного по адресу: адрес;
нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021008:1010 общей площадью 54,8 кв.м, расположенного по адресу: адрес;
и арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021008:3 общей площадью 9 382 кв.м, расположенного по адресу: адрес,2,5,6.
Кадастровая стоимость зданий по состоянию на дата утверждена постановлением Правительства Москвы от дата N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в адрес по состоянию на дата"
Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на дата утверждена постановлением Правительства Москвы от дата N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель адрес".
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости по состоянию на дата указанных объектов административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве дата.
Решением Комиссии от дата в удовлетворении данного заявления отказано.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости, административный истец представил в суд отчет об оценке N 97.06.2018, подготовленный наименование организации.
С учетом того, что представителем административного ответчика представлены замечания на указанный отчет об оценке, по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на дата, а также поставлен вопрос о соответствии представленного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности. Проведение экспертизы поручено наименование организации.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке N 97.06.2018, подготовленный наименование организации, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, однако имеются технические и методологические ошибки, повлиявшие на итоговый результат.
По состоянию на дата рыночная стоимость определена:
нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021008:1009 общей площадью 9 310 кв.м, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021008:1004 общей площадью 483,1 кв.м, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021008:1007 общей площадью 52,3 кв.м, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021008:1010 общей площадью 54,8 кв.м, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021008:3 общей площадью 9 382 кв.м, расположенного по адресу: адрес,2,5,6, в размере сумма.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям Федерального закона от дата N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; заключение судебной экспертизы содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; расчет рыночной стоимости объектов недвижимости полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик объектов оценки и объектов аналогов. Объекты исследования и все аналоги, примененные к расчету, имеют сопоставимые характеристики.
В ходе проведения работ по определению рыночной стоимости экспертом приведено описание объектов экспертизы, их местоположения, качественных и количественных характеристик, проанализирован рынок недвижимости в адрес, изложен краткий обзор основных характеристик рынка недвижимости Москвы, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования.
В заключении приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом, имеющим соответствующее образование, и предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Доводы о том, что заключение судебной оценочной экспертизы не может достоверно подтвердить рыночную стоимость объектов оценки, не основаны на допустимых доказательствах, поскольку возражения относительной выводов судебной оценочной экспертизы подготовлены представителями административного истца и административного ответчика, наличие специального образования в области оценочной деятельности у которых документами по делу не подтверждено.
На представленные возражения административного истца и ответчика относительно выводов судебной оценочной экспертизы экспертом фио даны подробные пояснения, опровергающие изложенные в возражениях доводы, относительно объектов аналогов, корректировок, правильности определения доли земельных участков в единого объекта недвижимости. В описательной части экспертизы в таблице 12 на стр. 26 допущена техническая ошибка, не повлиявшая на результаты экспертизы, поскольку в расчетной части при определении стоимости объекта экспертизы поправки на масштаб выполнены верно.
Поскольку основанием для назначения по делу повторной экспертизы в соответствии со статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта (комиссии экспертов) или наличия противоречий в выводах эксперта (комиссии экспертов), исходя из того, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях при производстве экспертизы, и представил обоснованные возражения на указанные замечания на судебную экспертизу, суд приходит к выводу, что противоречия в заключении эксперта, указанные представителями сторон, не нашли своего подтверждения, заключение эксперта не содержит неясностей, требующих назначения повторной экспертизы.
Таким образом, учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что правильность заключения судебной экспертизы сторонами не опровергнута, доказательств об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность заключения, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, не представлено, в связи с чем, устанавливает кадастровую стоимость объектов недвижимости, указанных выше, на основании выводов судебной оценочной экспертизы.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
руководствуясь статьями 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление наименование организации к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве удовлетворить частично.
Установить по состоянию на дата на период до дата кадастровую стоимость соответствующую рыночной:
нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021008:1009 общей площадью 9 310 кв.м, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021008:1004 общей площадью 483,1 кв.м, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021008:1007 общей площадью 52,3 кв.м, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021008:1010 общей площадью 54,8 кв.м, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021008:3 общей площадью 9 382 кв.м, расположенного по адресу: адрес,2,5,6, в размере сумма.
Датой обращения наименование организации с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве является дата.
В удовлетворении остальной части исковых требований наименование организациик Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве отказать.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.