Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Громовой Я.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-455/2019 по административному исковому заявлению Григорьева Дмитрия Николаевича к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Департаменту городского имущества города Москвы об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 год,
УСТАНОВИЛ:
Григорьев Д.Н. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Департаменту городского имущества города Москвы об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в отношении нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***, в частности:
- нежилого помещения общей площадью 546,6 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 58403000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 458,7 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 42043000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 272,3 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 29996000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 269,8 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 25416000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 151,8 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 14742000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 38,3 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 3379000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,6 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 3617000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 22,5 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 2787000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 4,8 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 622000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 64,5 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 5502000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 71,1 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 7192000 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилых помещений и не согласен с их кадастровой стоимостью по состоянию на 1 января 2016 г, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 1 октября 2018 года N2018-01/377, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Центр Поддержки Бизнеса".
В ходе рассмотрения дела административный истец Григорьев Д.Н. подал дополнительное (уточненное) административное искового заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость, в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, следующих нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***:
- нежилого помещения общей площадью 546,6 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 75803390 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 458,7 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 43794915 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 272,3 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 29996000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 269,8 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 25759322 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 151,8 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 15871186 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 38,3 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 4318644 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,6 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 3617000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 22,5 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 2787000 руб.
- нежилого помещения общей площадью 4,8 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 709322 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 64,5 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 5943220 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 71,1 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 7949153 руб.
В судебном заседании представитель административного истца Григорьева Д.Н. - Попов А.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - Кристиан С.Э. возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ) предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу принадлежат на праве собственности спорные нежилые помещения, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
С учетом изложенного и на основании статьи 399-401 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц. При этом в соответствии со статьями 402-403 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении нежилых помещений определяется как их кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, утвержденным П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года", в отношении спорных нежилых помещений установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 г.
В соответствии со статьями 402, 403 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.15, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. При этом датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
На основании изложенного юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 г, то есть на дату, по состоянию на которую сформирован перечень.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости нежилого помещения, утвержденные П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП, административный истец предоставил отчет об оценке от 1 октября 2018 года N2018-01/377, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Центр Поддержки Бизнеса". В ходе рассмотрения дела по ходатайству административного истца и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением Московского городского суда от 13 февраля 2019 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 4 апреля 2019 года N3А-455/2019, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" Артемовым В.И.:
1). Отчет об оценке от 1 октября 2018 года N2018-01/377, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Центр Поддержки Бизнеса", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
2). Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2016 года нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***, составляет:
- нежилого помещения общей площадью 546,6 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 75803390 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 458,7 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 43794915 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 272,3 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 40188136 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 269,8 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 25759322 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 151,8 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 15871186 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 38,3 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 4318644 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,6 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 4377119 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 22,5 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 2900000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 4,8 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 709322 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 64,5 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 5943220 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 71,1 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 7949153 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными. Вследствие этого подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость спорных нежилых помещений, в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы. К роме нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, *** в отношении которых административный истец просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной, определенной в отчете об оценке от 1 октября 2018 года N2018-01/377.
Со стороны административных ответчиков не предоставлены замечания на заключение оценочной судебной экспертизы. Ходатайство о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы административные ответчики суду не заявили.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 4 апреля 2019 года N3А-455/2019, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" Артемовым В.И, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходных подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее экономическое образование, прошел профессиональную переподготовку по программе "Профессиональная оценка и экспертиза объектов и прав собственности. Специализация оценка стоимости предприятий (бизнеса)", повышение квалификации по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)"; сдал квалификационный экзамен в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", что подтверждается квалификационным аттестатом N***г.; является членом саморегулируемой организации оценщиков "Российское общество оценщиков", регистрационный N***г.; гражданская ответственность эксперта застрахована; является оценщиком I категории, стаж работы в оценочной деятельности 20 лет; эксперт является заместителем генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ".
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 4 апреля 2019 года N3А-455/2019 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке от 1 октября 2018 года N2018-01/377, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Центр Поддержки Бизнеса", требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 г, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
Поскольку рыночная стоимость нежилых помещений меньше их кадастровой стоимости, суд считает возможным установить кадастровую стоимость, в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, в отношении нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***:
- нежилого помещения общей площадью 546,6 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 75803390 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 458,7 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 43794915 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 272,3 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 40188136 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 269,8 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 25759322 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 151,8 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 15871186 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 38,3 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 4318644 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,6 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 4377119 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 22,5 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 2900000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 4,8 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 709322 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 64,5 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 5943220 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 71,1 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 7949153 руб.
При этом суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного искового требования об установлении кадастровой стоимости, в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, в отношении нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***,
- нежилого помещения общей площадью 272,3 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 29996000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,6 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 3617000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 22,5 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 2787000 руб,
поскольку отчет об оценке 1 октября 2018 года N2018-01/377 является ненадлежащим доказательством подтверждения величины рыночной стоимости указанных нежилых помещений, так как не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2, пунктом 1.1 статьи 391, пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N334-ФЗ, кадастровая стоимость, измененная на основании решения суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятого после 1 января 2019 года (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Датой обращения административного истца с заявлением в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений является 24 декабря 2018 года. Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557 в отношении спорных объектов недвижимости утверждена новая кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года, подлежащая применению с 1 января 2019 года.
На основании приведенных обстоятельств и норм права суд приходит к выводу о том, что установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилых помещений по состоянию на 1 января 2016 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, а для целей налогообложения с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года, включительно.
Сведения об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Григорьева Дмитрия Николаевича уд овлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость, в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, следующих нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***:
- нежилого помещения общей площадью 546,6 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 75803390 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 458,7 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 43794915 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 272,3 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 40188136 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 269,8 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 25759322 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 151,8 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 15871186 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 38,3 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 4318644 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,6 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 4377119 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 22,5 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 2900000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 4,8 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 709322 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 64,5 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 5943220 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 71,1 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 7949153 руб.
Датой обращения Григорьева Дмитрия Николаевича в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений считать 24 декабря 2018 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость указанных выше нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 31 декабря 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать Григорьеву Дмитрию Николаевичу в удовлетворении административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в отношении нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***,
- нежилого помещения общей площадью 272,3 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 29996000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,6 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 3617000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 22,5 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 2787000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.