Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу Баламутовского А.В., направленную посредством почтовой связи 01 апреля 2019 года и поступившую в суд кассационной инстанции 08 апреля 2019 года на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 сентября 2018 года по делу по иску Баламутовского А.В. к ФСИН России об оспаривании протокола,
установил:
Баламутовский А.В. обратился с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным протокола, в котором имеется решение комиссии ФСИН России 14 июля 2015 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, ссылаясь на то, что не согласен с решением комиссии. Основанием для принятия решения явилось непредставление документов о месте предыдущего проживания его сына и сделан вывод, что тем самым, истец ухудшил жилищное положение. Данное утверждение, истец считал, не соответствует действительности, так как необходимые документы были предоставлены.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 06 декабря 2016 года постановлено:
Исковые требования удовлетворить, признать неправомерным протокол, в котором содержится решение комиссии ФСИН России от 14 июля 2015 г. об отказе Баламутовскому А* В* в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 сентября 2018 года решение Замоскворецкого районного суда г Москвы от 08 сентября 2017 года отменено с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятого по делу апелляционного определения, как незаконного и необоснованного, оставлении решения суда первой инстанции в силе.
22 ноября 2018 года определением Замоскворецкого районного суда г. Москвы, Баламутовскому А.В. был восстановлен срок на подачу кассационной жалобы.
07 мая 2019 года данное дело было истребовано из апелляционной инстанции Московского городского суда для проверки в кассационном порядке и 23 мая 2019 года поступило в кассационную инстанцию Московского городского суда.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции допущено не было.
Вопросы представления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
- не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
- является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
- проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
- является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
- проживает в общежитии;
- проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила), в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты к заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи;
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы,
подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений:
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник;
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения.
В силу подпункта "б" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила) при обращении с рапортом сотрудник предоставляет копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации).
В соответствии с п. 27 Правил сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.
В соответствии с приказом ФСИН России от 16 октября 2014 года "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения", в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются следующие комиссии:
- комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
- комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в территориальных органах ФСИН России и подведомственных им учреждениях УИС, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
- комиссии образовательных организаций ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в образовательных организациях ФСИН России и их филиалах и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Правилами не установлено каких-либо ограничений в части повторной подачи заявлений о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты (сроки подачи, ограничения в части повторного обращения с таким заявлением и т.д.).
Судом установлено, что комиссией ФСИН России от 14 июля 2015 года принято решение об отказе Баламутовскому А.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказано со ссылкой на обеспеченность жилым помещением и непредставление сведений о месте регистрации сына.
В состав семьи истца входят четыре человека: истец, супруга - *, сын - * и сын - *
Истец, супруга с 1993 года, сын *. с 2007 года, сын *. с 21 декабря 2012 года проживают по адресу: *, в доме принадлежащим матери истца. Согласно выписке из домовой книги в доме зарегистрировано 8 человек, то есть на каждого приходится 13,85 кв.м.
* родился 11 февраля 1998 года и был зарегистрирован в жилом доме 21 декабря 2012 года, в день выдачи паспорта по достижении 14-ти летнего возраста.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции удовлетворил заявленные Баламутовским А.В. требования исходя из того, что родители несовершеннолетнего * зарегистрированы проживающими по адресу: *, где они были зарегистрированы еще до рождения * и местом жительства их сына также является указанный адрес. Кроме того регистрация по месту жительства - это административный акт, который сам по себе не порождает гражданско-правовых последствий и регистрация * по месту проживания в 2012 году не свидетельствует о том, что местом проживания * являлся другой адрес.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда не согласился исходя из того, что заявитель с 1990 года, супруга с 1993 года, сын * года и сын * года по настоящее время постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 110,8 кв.м. по адресу: *, принадлежащем на праве собственности матери заявителя Баламутовской Н.А.
Однако информации о месте регистрации сына истца - * до 21 декабря 2012 года в комиссию ФСИН не представлено.
Согласно протоколу Комиссии заявитель не представил информацию по регистрации сына * за последние 5 лет. Сведений о том, где он ранее проживал не имеется.
Комиссия ФСИН России правомерно не установилаоснований, позволяющих сделать однозначный вывод об обеспеченности члена семьи заявителя жилым помещением, тогда как данное обстоятельство является ключевым для принятия решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Исходя из того, что истцом не были предоставлены все необходимые для постановки на учет документы, тогда как действия комиссии ФСИН об отказе Баламутовскому А.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты были совершены в соответствии с требованиями действующего законодательства и незаконными признаны быть не могут, судебная коллегия отменила решение суда первой инстанции с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что исправив данный недостаток Баламутовский А.В. не был лишен возможности повторно подать заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку Правилами и ФЗ-283 ограничений по сроку обращения в Комиссию с момента увольнения сотрудника, при наличии к тому оснований, не содержит.
Выражая несогласие с апелляционным определением, заявитель приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, необоснованность их отражена в судебных актах с изложением соответствующих мотивов, по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Изменение оценки доказательств по делу не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ.
С учётом изложенного, оснований, предусмотренных ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Баламутовского А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 сентября 2018 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.