Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу Каримова Ю.М., направленную посредством почтовой связи 16 марта 2019 года и поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 22 марта 2019 года, на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 15 июня 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10 октября 2018 года по административному исковому заявлению Каримова Б* М* к Департаменту образования г. Москвы, директору ГБОУ "Школа N 1359" о признании незаконным отказа в зачислении в школу, организации зачисления в общеобразовательное учреждение г. Москвы, признании незаконным бездействия в части обеспечения доступа несовершеннолетнего к общему среднему образованию, непринятии мер реагирования в связи с заявлением от 05 марта 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Каримов Б.М. обратился в суд с административным иском к Департаменту образования г. Москвы, Директору ГБОУ "Школа N1359", в котором просил признать незаконным отказ в зачислении его сына Каримова Б* Б* угли в ГБОУ "Школа N1359", организовать зачисление несовершеннолетнего Каримова Б.Б. в общеобразовательное учреждение г. Москвы, признать незаконным бездействие Департамента образования г. Москвы, ссылаясь на необеспечение несовершеннолетнему Каримову Б.Б. доступа к общему среднему образованию и непринятие мер реагирования в связи с заявлением от 05 марта 2018 года.
Решением Кузьминского районного суда г. Москвы 15 июня 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10 октября 2018 года решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 15 июня 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений.
По запросу судьи Московского городского суда от 19 апреля 2019 года административное дело было истребовано из Кузьминского районного суда г. Москвы.
В кассационную инстанцию Московского городского суда административное дело поступило 29 апреля 2019 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Согласно ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Полагаю, что кассационная жалоба Каримова Ю.М. с административным делом подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - Президиума Московского городского суда, поскольку такие нарушения норм процессуального и материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций по настоящему делу.
Судом установлено, что Каримов Б.М. и его несовершеннолетний сын Каримов Б.Б, 01 декабря 2001 года рождения, являются гражданами Республики Узбекистан; с 24 января 2018 года в отношении административного истца и двух его несовершеннолетних детей рассматривается компетентными органами вопрос о предоставлении им временного убежища на территории Российской Федерации, о чем заявителю выдана соответствующая справка (л.д. 8).
21 февраля 2018 года в Комплексной информационной системе "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" (далее - КИС "ГУСОЭВ") административным истцом было подано заявление о приёме в 10 класс ГБОУ "Школа N 1359" Каримова Б* Б* угли, 01 декабря 2001 года рождения; заявлению присвоен номер 4500 0014 4146 4062.
26 февраля 2018 года в КИС "ГУСОЭВ" административным истцом было подано новое заявление, в котором Каримов Б.М. просил о приёме в 9 класс ГБОУ Школа N 1359 Каримова Б* Б* угли, 01 декабря 2001 года рождения; заявлению присвоен номер 4500 0014 4242 4442; в образовательное учреждение заявителем представлены имеющиеся у него документы, ознакомившись с которыми в рассмотрении заявления о приеме в школу отказано; 28 февраля 2018 года заявление аннулировано в системе.
05 марта 2018 года Каримов Б.М. обратился с жалобой в Департамент образования города Москвы (далее - Департамент) на действия администрации ГБОУ "Школа N 1359" с требованием оказать содействие в поступлении его сына в указанную образовательную организацию.
Данное обращение рассмотрено Департаментом, 10 апреля 2018 года административному истцу был дан письменный ответ (N 01-55/02-3835/18), в котором сообщено об отсутствии активных электронных заявлений Каримова Б.М. о приёме его ребёнка в образовательную организацию города Москвы. При этом заявителю был разъяснён порядок обращения с заявлением о приёме в образовательную организацию города Москвы через КИС "ГУСОЭВ".
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Каримова Б.М, суд первой инстанции исходил из отсутствия незаконного бездействия образовательного учреждения и Департамента образования г. Москвы.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась, не найдя оснований для его отмены, одновременно указав на то, что административные ответчики в рассматриваемых правоотношениях действовали без нарушения прав и интересов административного истца, его несовершеннолетнего сына, в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с нормативными правовыми актами; оснований полагать, что административными ответчиками нарушено право на образование, иным образом созданы препятствия к его осуществлению, не имеется; на момент рассмотрения обращения заявителя в Департамент образования города Москвы активные заявления о зачислении ребенка в образовательную организацию города Москвы отсутствовали, в связи с чем указанное обращение рассмотрено в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; заявителю направлен письменный ответ по существу изложенных в обращении вопросов, подробно разъяснены вопросы приема в образовательную организацию; реализация права на образование носит заявительный порядок, от действий (бездействия) административных ответчиков не зависит, истец не лишен возможности в установленном порядке обратиться по данному вопросу в установленном порядке; по информации, содержащейся в Комплексной информационной системе "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде", ребенок истца не был зачислен в выбранную им образовательную организацию в связи с отсутствием свободных мест в ГБОУ "Школа N 1359"; оснований полагать такой отказ незаконным не имеется, он соответствует п. 5 Порядка приема граждан, в том числе иностранных, на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования и ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании", которые устанавливают, что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано по причине
отсутствия в ней свободных мест; заявление административного истца от 26 февраля 2018 года рассмотрено в установленном законом порядке, заявителю дан ответ о невозможности принятия в образовательное учреждение.
Согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанций не представляется возможным исходя из следующего.
Так, Каримову Б.М. было отказано в зачислении в 9 класс школы 1359 по причине отсутствия свободных мест тогда, как из материалов дела усматривается, что заявление о приеме в школу N 1359 было аннулировано по причине "предоставление недостоверных сведений". В чем выразилось "недостоверность сведений" судом не устанавливалось, доводы административного истца о том, что в зачислении ребенку было отказано, а заявление аннулировано в связи с тем, что административный истец не предоставил разрешение на временное проживание или вид на жительство, справки по форме 3 или по форме 8, поскольку является соискателем статуса беженца на территории РФ и в силу миграционного законодательства не может представить такие документы, а справка о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории РФ, подтверждающая законность пребывания на территории РФ его и прибывших с ним членов семьи, в том числе сына Каримова Б.Б. угли на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища на территории РФ, им была предоставлена, судами не исследовались, в судебных постановлениях отсутствует суждение по данному основанию.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).
В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (пункт 2 части 1 статьи 3).
Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования (статья 5 названного закона).
В соответствии со статьей 67 Закона об образовании, правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4). При этом ребенок не снимается с учета для предоставления места ему должно быть представлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место с 01 сентября следующего года.
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в образовательных организациях г. Москвы согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве" относится к полномочиям органов исполнительной власти города Москвы в области образования.
В силу подпунктов 2, 3 статьи 14, пункта 3 статьи 9 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет развитие сети организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры; обеспечивает развитие дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в городе Москве, принимает меры по совершенствованию городской государственной системы бесплатного образования, сохранению гарантированного уровня доступности образовательных услуг; Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в том числе, через подведомственные ему органы исполнительной власти города Москвы.
Департамент образования города Москвы (далее - Департамент образования) является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей города Москвы, обеспечивающим функционирование в интересах жителей города Москвы системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования (пункт 1 Положения о Департаменте образования, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 447-ПП).
Согласно пунктам 4.2.16, 9.5 Положения о Департаменте образования именно к ведению последнего относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях в г. Москве, следовательно, у Департамента образования возникло обязательство обеспечить ребенка местом в школе, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в школьное учреждение в порядке предусмотренным п. 4 ст. 67 закона "Об образовании в РФ".
Как видно из материалов дела, в оспариваемый период пятью образовательными учреждениями - школами (л.д. 12-16), административному истцу было отказано в зачислении ребенка в школу по причине отсутствия свободных мести заявления аннулированы.
Исходя из изложенных обстоятельств дела, доводов кассационной жалобы, административное дело вместе с настоящим определением следует направить для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции с предложением отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и направить административное дело в суд первой инстанции для нового рассмотрения в ином составе суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 325, 328 Кодекса административного судопроизводства РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
кассационную жалобу Каримова Ю.М. на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 15 июня 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10 октября 2018 года по административному исковому заявлению Каримова Б.М. к Департаменту образования г. Москвы, директору ГБОУ "Школа N 1359" о признании незаконным отказа в зачислении в школу, организации зачисления в общеобразовательное учреждение г. Москвы, признании незаконным бездействия в части обеспечения доступа несовершеннолетнего к общему среднему образованию, непринятии мер реагирования в связи с заявлением от 05 марта 2018 года - передать для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.