Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев жалобы защитника АО "Мосводоканал" по доверенности Яшиной-Науменко О.С. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора N **** от 02 февраля 2018 года, решение судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 05 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении АО "Мосводоканал" и постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора N 11-35/148 от 02 февраля 2018 года, решение судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 08 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении АО "Мосводоканал",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора N **** от 02 февраля 2018 года АО "Мосводоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Решением судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 05 июня 2018 года указанное постановление N **** от 02 февраля 2018 года оставлено без изменения, жалоба защитника Яшиной-Науменко О.С. - без удовлетворения.
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора N11-35/148 от 02 февраля 2018 года АО "Мосводоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Решением судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 08 июня 2018 года вышеуказанное постановление N **** от 02 февраля 2018 оставлено без изменения, жалоба защитника Яшиной-Науменко О.С. - без удовлетворения.
В настоящих жалобах защитник АО "Мосводоканал" по доверенности Яшина-Науменко О.С. просит об отмене названных актов и прекращении производства по делам, ссылаясь на то, что ранее постановлениями государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора N **** от 19 января 2018 года и N **** от 26 января 2018 года Общество было привлечено к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ. Таким образом, Общество дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение, выразившееся в сбросах загрязняющих веществ.
Законный представитель юридического лица АО "Мосводоканал" в суд не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, обеспечил явку защитника Дроздовой Е.В
, которая доводы жалобы поддержала.
Представители административного органа - должностные лица Любова О.В, Топтыгина Т.Л, вынесшие в отношении АО "Мосводоканал" обжалуемые постановления, и вызванные в суд второй инстанции для опроса в качестве свидетелей, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены, в связи чем, полагаю провести судебное разбирательство без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалоб заявителя, выслушав защитника Общества, нахожу обжалуемые постановления и судебные акты подлежащими изменению по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Частью 4 ст. 8.13 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно ч, ч. 1 - 3 ст. 22 Федерального закона 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
В силу ч. 1 ст. 34 названного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством,
В силу ч. 4 ст, 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты,
Согласно ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;
своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Как усматривается из материалов дел об административных правонарушениях, в период времени с 17 октября 2017 года до 12 декабря 2017 года Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу совместно с Восточным отделом Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу", Подольским отделом Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" и Ступинским отделом Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" на основании приказов заместителей начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу N 2552-пр от 14 ноября 2017 года, N 2553-пр от 14 ноября 2017 года, N 2514-пр от 03 ноября 2017 года проведена плановая, выездная проверка соблюдения обязательных требований, установленных природоохранным законодательством в отношении АО "Мосводоканал", юридический (фактический) адрес: ****
В ходе данной проверки выявлены нарушения обязательных требований природоохранного законодательства, в частности: нарушения требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.45 КоАП РФ, изложенных в акте проверки N **** от 15 декабря 2017 года.
Из содержания акта следует, что хозяйственная деятельность АО "Мосводоканал" осуществляется в том числе по адресу: г, ****. Сброс сточных вод с очистных сооружений дер. Рассудово осуществляется в реку Пахра на основании разрешения от 07 марта 2017 года N ****, выданного Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. По итогам исследования поступивших 15 декабря 2017 года в адрес Департамента Росприроднадзора по ЦФО результатов анализа сточной воды на выходе с вышеуказанных очистных сооружений, проведенного в рамках данной проверки ФГБУ "ПЛАТИ по ЦФО" (протоколы исследований NN **** от 21 ноября 2017 года, **** от 01 декабря 2017 года, **** ВД от 08 декабря 2017 года), установлено, что АО "Мосводоканал" осуществляет сброс сточных вод с данных очистных сооружений с пресыщением содержания загрязняющих веществ над концентрациями, установленными вышеуказанным разрешением: согласно протокола КХА N **** от 21 ноября 2017 года превышение составило по железу общему -1.12 раз; согласно протокола КХА N **** от 01 декабря 2017 года превышение составило по нитритам -2.7 раза; согласно протокола КХА N **** от 08 декабря 2017 года превышение составило по железу общему -1.99 раз, что является нарушением ст. 16, ч.ч, 1,2, 3 ст. 22, ч. 1 ст. 34, ч.ч. 1, 2 ст. 39 Закона РФ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N7-ФЗ, ч. 4 ст. 35, ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 55, ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ.
Также в акте указано, что в ходе осуществления хозяйственной деятельности АО "Мосводоканал" обеспечивает эксплуатацию очистных сооружений пос. Щапово Производственного управления Водопроводно-канализационного хозяйства Троицкого и Новомосковского административных округов АО "Мосводоканал" по адресу: **** Очистные сооружения пос. Щапово Производственного управления Водопроводно-канализационного хозяйства Троицкого и Новомосковского административных округов АО "Мосводоканал" переданы в ведение AO "Мосводоканал". Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г..Москвы, АО "Мосводоканал" (очистные сооружения пос. Щапово Производственного управления Водопроводно-канализационного хозяйства Троицкого и Новомосковского административных округов АО "Мосводоканал") выдано разрешение на сброс загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (река **** ) от 07 марта 2017 года N ****, с разрешенным объемом сброса 642.96 тыс. м3/год, сроком действия до 10 марта 2018 года. 16 ноября 2017 года в 15час. 40 мин, 23 ноября 2017 года в 12 час. 50 мин, 30 ноября 2017 года в 14 час. 00 мин. по адресу: г..****, ****, в ходе проведения плановой выездной проверки, совместно со специалистами Подольского ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО", произведен отбор 9 проб сбрасываемых АО "Мосводоканал" сточных вод в реку Лубянку после прохождения очистных сооружений пос. Щапово. Кроме того, произведен отбор проб природной воды реки Лубянка в местах выше 400 м. и ниже 150 м. от места поступления сточных вод АО "Мосводоканал" в реку ****.
Анализ представленных протоколов КХА сточных и природных вод от 16 ноября 2017 года N ****, от 04 декабря 2017 года N ****, от 11 декабря 2017 года N **** показал, что АО "Мосводоканал" допускает сброс сточных вод в реку Лубянку после прохождения очистных сооружений пос. **** с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных разрешением на сброс загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (река **** ) от 07 марта 2017 года N ****, что является нарушением ч.ч. 1, 2, 3 ст. 22, ч. 1 ст. 34, ч.ч. 1, 2 ст. 39 Закона РФ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, ч. 4 ст. 35, ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 55, ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ.
По результатам проверки в отношении АО "Мосводоканал" были составлены протоколы N 11-33/125 и N 11-33/130 от 31 января 2018 года об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
По делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, возбужденным в отношении АО "Мосводоканал" государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу, главными специалистами-экспертами отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора, в соответствии со ст. 23.29 КоАП РФ были вынесены постановления N 11-35/132 и N11-35/148 от 02 февраля 2018 года о привлечении Общества к административной ответственности и назначении наказания в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
Факт совершения АО "Мосводоканал" вмененных правонарушений и вина юридического лица подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении N **** от 31 января 2018 г, протоколом об административном правонарушении N **** от 31 января 2018 г, актом проверки N **** от 15 декабря 2017 года, протоколами исследований N **** от 21 ноября 2017 года, N **** от 01 декабря 2017 года, N **** от 08 декабря 2017 года, протоколами КХА сточных и природных вод от 16 ноября 2017 года N 520 ВД, от 04 декабря 2017 года N ****, от 11 декабря 2017 года N ****, а также иными письменными материалами.
Представленные доказательства обоснованно признаны допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дел об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностными лицами и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенных административных правонарушений, а также лицо, его совершившее.
Действия АО "Мосводоканал" правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, поскольку указанное юридическое лицо нарушило требования к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.45 КоАП РФ.
Выводы должностных лиц административного органа и судьи о виновности АО "Мосводоканал" в совершении данных административных правонарушений, изложенные в обжалуемых постановлениях и решениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе рассмотрения дела. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Довод жалобы о том, что Общество дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение по ст. 7.6 КоАП РФ и по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, является несостоятельным, поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.6 КоАП РФ в отношении АО "Мосводоканал" не являются предметом рассмотрения настоящих жалоб.
Вместе с тем, суд второй инстанции читает необходимым изменить обжалуемые постановления и решения в части назначенного АО "Мосводоканал" административного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ ( часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ".
При вынесении постановлений и решений в отношении АО "Мосводоканал" должностным лицом и судьей районного суда положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ учтены не были.
Как следует из материалов дел, по результатам проведенной проверки Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу 15 декабря 2017 года составлен один акт проверки N ****, содержащий указания на действия, допущенные АО "Мосводоканал", о нарушении требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, выразившихся в осуществлении сброса сточных вод в водные объекты с превышением нормативов для данных объектов с очистных сооружений. По результатам проверки было возбуждено два дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ.
При этом цели, основания, предмет и место проведения проверки, а также должностные лица их проводившие, совпадают
.
Изложенное свидетельствует о том, что фактически в отношении АО "Мосводоканал" была проведена одна проверка, по результатам которой в отношении АО "Мосводоканал" было возбуждено два дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. Рассмотрение указанных дел об административных правонарушениях было подведомственно одному должностному лицу.
Следовательно, два рассмотренных в отношении АО "Мосводоканал" дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч 4 ст. 8.13 КоАП РФ, подлежат объединению в одно производство, с разрешением вопроса о назначении одного наказания с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
С учетом характера и степени общественной опасности выявленных нарушений экологического законодательства, считаю необходимым изменить обжалуемые постановления N 11-35/132 и N 11-35/148 от 02 февраля 2018 года должностных лиц административного органа и решения судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 05 июня 2018 года и 08 июня 2018 года и назначить АО "Мосводоканал" наказание по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей, в остальной части указанные постановления должностных лиц и решения судьи оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобы защитника АО "Мосводоканал" по доверенности Яшиной-Науменко О.С. - удовлетворить частично.
Дела по жалобам защитника АО "Мосводоканал" по доверенности Яшиной-Науменко О.С. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора N **** от 02 февраля 2018 года, решение судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 05 июня 2018 года о привлечении АО "Мосводоканал" по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора N **** от 02 февраля 2018 года, решение судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 08 июня 2018 года о привлечении АО "Мосводоканал" по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ - объединить в одно производство.
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора N **** от 02 февраля 2018 года, решение судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 05 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении АО "Мосводоканал" и постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора N **** от 02 февраля 2018 года, решение судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 08 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении АО "Мосводоканал" - изменить.
Назначить АО "Мосводоканал" административное наказание за совершение указанных правонарушений по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ в размере 35 000 рублей.
В остальной части указанные выше постановления и решения - оставить без изменения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.