Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 4 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Демченко Алексея Васильевича на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве Татарникова Е.В. N 7-13967-18-ОБ/1217/74/15 от 13 сентября 2018г., решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 22 января 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 4 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Демченко А.В.
установил:
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве Татарникова Е.В. N 7-13967-18-ОБ/1217/74/15 от 13 сентября 2018г. начальник ЖЭ(К)О N 4 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Демченко А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решением судьи районного суда указанное постановление должностного лица оставлена без изменения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, начальник жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 4 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Демченко А.В. просит отменить указанные выше постановления, считая их незаконными и необоснованными, в обоснование жалобы ссылаясь на отсутствие события и состава вмененного административного правонарушения, его малозначительность.
В судебное заседание Московского городского суда начальник жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 4 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Демченко А.В. не явился, о дате и времени его проведения был извещен надлежащим образом путем направления судебного извещения, по всем имеющимся в жалобе адресам.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что оснований для отмены или изменения решения судьи не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцать тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 22 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст. 209 ТК РФ средствами индивидуальной и коллективной защиты работников признаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения
В соответствии с положениями ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными кормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В силу ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.10.2008 N 543н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Правила выдачи средств индивидуальной защиты и пользования ими, а также ответственность и организация контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н "Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты".
В соответствии с п. п. 1 - 2, 5 Правил, межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты устанавливают обязательные требования к приобретению, выдачи, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
Требования настоящих правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.
Пунктом 14 Правил обеспечения СИЗ N 290н предусмотрено, что при выдаче работникам СИЗ, работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполнения работ.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения (приказа) заместителя руководителя Государственной инспекции труда в г. Москве от 17 мая 2018г. N 7-13967-18-ОБ/1217/71/1 в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по адресу: *** проведена проверка с целью защиты прав и интересов работников, по вопросу оплаты труда, охраны труда, трудового договора, в ходе которой установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 221 ТК РФ работодателем не выданы следующие СИЗ: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействия или халат для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, очки защитные; СИЗ органов дыхания фильтрующее.
Так, установлено, что работодателем предоставлен Приказ начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 4 (г. Воронеж) филиала ФГБУ ЦЖКУ МО РФ от 07.11.2017 г. N 41 "О порядке обеспечения работников специальной, одеждой, специальной, обувью и другими средствами индивидуальной защиты" из которых видно, что средства индивидуальной защиты выдаются на основании Приказа Минтруда России от 09.12.2014 г. N 997н.
Согласно данному приказу, для слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматам установлены следующие нормы выдачи СИЗ: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или, халат для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий; сапоги резиновые с защитным подноском; перчатки с полимерным покрытием; боты или галоши диэлектрические; перчатки диэлектрические; очки защитные: средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее.
Согласно личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты Капцева Н.С. работодателем не выдаются следующие СИЗ: Костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халат для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, очки защитные; средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее.
Ответственным лицом за данные нарушения является начальник ЖЭ(К)О N 4 (г. Воронеж) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Демченко А.В. на которого в соответствии со ст. 22 ТК РФ возложена обязанность соблюдать трудовое законодательство.
Действия должностного лица Демченко А.В. квалифицированы по ч.4 ст. 5.27.1 КоАПРФ.
13 сентября 2018 года состоялось рассмотрения дела об административном правонарушении, по результатам которого вынесено постановление N 7-13967-18-ОБ/1217/74/15 о привлечении должностного лица Демченко А.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Факт совершения Демченко А.В. административного правонарушения подтвержден совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:личной карточкой работника Демченко А.В. и трудовым договором N 1 от 01 апреля 2017г, заключенного между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и Демченко А.В.; приказом о приеме на работу Демченко А.В.;приказом начальника ЖЭ(К)0 N 4 (г. Воронеж) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по 12 ГУ МО) Демченко А.В. от 07.11.2017г. N 41 "О порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты";листом ознакомления с приказом от 07.11.2017г.;перечнем профессий и должностей работников, которым выдается
бесплатно специальная одежда, специальная обувь и другие средства
индивидуальной защиты; от 07.11.2017г. N***;личной карточкой учета выдачи СИЗ работника Капцева Н.С.;актом внеплановой, документарной проверки Государственной инспекции труда в г. Москве N *** от 17.05.2018г. в отношении ЖЭ(К)0 N 4 (г. Воронеж) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России;предписанием N *** от 06.06.2018г, выданное
руководителю ФГБУ ЦЖКУ МО РФ Жданову А.А. об устранении нарушений
трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы
трудового права;должностной инструкцией начальника ЖЭ(К) отдела N 4 филиала ФГБУ ЦЖКУ МО РФ;положением о ЖЭ(К) отдела N 4 филиала ФГБУ ЦЖКУ МО РФ от 10 апреля 2017г, протоколом об административном правонарушении ***, составленным 12 сентября 2018г. в отношении Демченко А.В.;определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 12.09.2018г.; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления судьи.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Судьей районного суда, с учетом приведенных законоположений, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ. Исследованные судом доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены судьей в основу вынесенного постановления.
Постановление судьи мотивированно, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что начальником ЖЭ(К)О N 4 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Демченко А.В. приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований не представлено. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ФГБУ "ЦА" Минобороны России.
Как следует из разъяснений п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ( статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ).
Административное наказание в виде административного штрафа в сумме 130 000 рублей назначено начальнику ЖЭ(К)0 N 4 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Демченко А.В. в соответствии с требованиями ст. 3.1, 4.1, 4.2 КоАП РФ в пределах санкции ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, не согласиться с назначенным наказанием у суда, рассматривающего настоящую жалобу, оснований не имеется. Оснований для смягчения наказания, в том числе, с учетом доводов начальника ЖЭ(К)0 N 4 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Демченко А.В. не имеется.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности начальника ЖЭ(К)О N 4 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Демченко А.В. в совершении инкриминируемого ей правонарушения.
При вынесении решения судьей не допущено каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение вынесенного постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве Татарникова Е.В. N 7-13967-18-ОБ/1217/74/15 от 13 сентября 2018г, решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 22 января 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 4 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Демченко А.В.оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского судаМ.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.