Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев жалобу защитника ПАО "Туполев" по доверенности Жаркова А.Ю. на постановление судьи Басманного районного суда от 23 мая 2019 года, которым ПАО "Туполев" признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности по адресу: г.Москва, наб.Академика Туполева, д.17 сроком на 90 суток,
УСТАНОВИЛ
14 мая 2019 года в отношении ПАО "Туполев" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Басманный районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с данным постановлением судьи, защитник ПАО "Туполев" по доверенности Жарков А.Ю. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи изменить в части наказания в виде административного приостановления деятельности на административный штраф, указывая, что наказание назначено без учета характера деятельности ПАО "Туполев", являющегося предприятием оборонно-промышленного комплекса, в настоящее время исполняющего 39 государственных контрактов, заключенных с Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации; в целях устранения допущенных нарушений ПАО "Туполев" выполнен комплекс мероприятий по обеспечению требований пожарной безопасности по Предписанию N171/1/1.
В судебном заседании защитники ПАО "Туполев" по доверенности Попов Д.В, Кривенко И.Д, Новицкая А.А, Жарков А.Ю. жалобу поддержали.
Представитель ГУ МЧС России по г.Москве Денисов И.П. против изменения назначенного судом административного наказания не возражал, с учетом выполненных ПАО "Туполев" мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
Частью 12 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
В соответствии с ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 12 или 13 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Из материалов дела следует и судьей районного суда установлено, что 13 мая 2019 года в 14 часов 00 минут на основании распоряжения от 12 апреля 2019 г. N 96 государственным инспектором Басманного района по пожарному надзору - старшим инженером 4 РОНПР Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве Чиликиным А.В. в отношении ПАО "Туполев" по адресу: *** проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки выявлено, что ПАО "Туполев" в нарушение ст. 37 указанного Федерального закона допустило невыполнение в срок до 01 апреля 2019 года требований предписания государственного инспектора Басманного района по пожарному надзору - старшего инженера 4 РОНПР Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве Чиликина А.В. от 24 августа 2018 года N171/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а именно: требований пунктов N1,3,4,6,8,9,10,11,12,13 данного предписания.
Учитывая, что постановлением мирового судьи судебного участка N361 Басманного района г.Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N390 Басманного района г.Москвы от 27 сентября 2018 года, вступившим в законную силу 09 октября 2018 года, ПАО "Туполев" уже привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, указанное бездействие ПАО "Туполев" квалифицированы по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения и вина ПАО "Туполев" подтверждаются материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении; актом проверки; распоряжением о проведении проверки; предписанием N171/1/1; постановлением мирового судьи от 27.09.2018г.; выпиской из ЕГРЮЛ, иными материалами.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, они получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях ПАО "Туполев" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Действия ПАО "Туполев" правильно квалифицированы судом по ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Учитывая диспозицию ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора и повторность совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи.
При рассмотрении дела судом установлено, что предписание от 24 августа 2018 года N171/1/1 было вынесено уполномоченным лицом государственного инспектора Басманного района по пожарному надзору - старшим инженером 4 РОНПР Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве Чиликиным А.В, в пределах его компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, в установленном законом порядке предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено, данное предписание содержит конкретные требования и достаточный срок их выполнения. Обществом совершено повторное нарушение по невыполнению в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор. При этом характер необходимых действий, которые должны быть совершены для выполнения предписания суд не определяет.
При вышеизложенном, доводы, изложенные в жалобе, не свидетельствуют о незаконности судебного постановления в отношении ПАО "Туполев" о привлечении к административной ответственности по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ПАО "Туполев" не приняты все зависящие от него меры по выполнению требований предписания N 171/1/1 от 24 августа 2018 года в установленный срок.
Совершенное ПАО "Туполев" правонарушение квалифицировано судьей в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, основано на материалах дела, изученных судом. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного ПАО "Туполев" административного наказания.
Санкция ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ в качестве наказания предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.3 ст.4.1 КоАП РФ).
Исходя из положений ч.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В подтверждение доводов жалобы о выполнении ПАО "Туполев" комплекса мероприятий по обеспечению требований пожарной безопасности по Предписанию N17/1/1 от 24.08.2018г. в суде апелляционной инстанции защитником даны следующие объяснения и представлены доказательства:
- по п.1 предписания: ***, не оборудован системой автоматического пожаротушения: определены технические условия для подготовки конкурентной закупочной процедуры по проектированию модульной системы пожаротушения в качестве компенсационной меры, что подтверждается разработанной ООО "***" по заказу ПАО "Туполев" рабочей документацией;
- по п.п.2,3 предписания: в пятиэтажной пристройке к *** отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; в пятиэтажной пристройке к Набережной 17, отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: установлена автоматическая пожарная сигнализация в отдельных помещениях, выполнена реконструкция и техническое перевооружение стендовой базы, заказан и разработан проект "***", по адресу: ***. Предусмотрена "***" ФЦП и утверждена приказом Минпромторга России от 06.07.2018г. N 2638, изменения внесены приказом от 24.05.2019г. N 1775. В настоящее время проект находится на согласовании в ФАУ "Главгосэкспертиза России". Выполнена реконструкция и техническое перевооружение стендовой базы (представлена разработанная ***" по заказу ПАО "Туполев" рабочая и проектная документация);
- по п.4 предписания - в лестничной клетке допущена установка электрощита выступающего из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок и допущено размещение открыто проложенных электрических кабелей и проводов (за исключением электропроводки для слаботочных устройств). ***: в лестничной клетке корпуса N *** заменен щит распределительный *** в соответствии с требованиями пожарной безопасности, указанными в Предписании, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию электрического щита ***от 29.04.2019г.;
- по п.5 предписания - на 9-ом этаже в здании класса функциональной пожарной опасности Ф4.3 на путях эвакуации корпуса ***для покрытия полов использовано ковровое покрытие "***" из химических волокон и нитей с классом пожарной опасности более чем КМ3: проведена огнезащитная обработка покрытия ковров из химических волокон и нитей согласно Акту о выполненной работе и сертификату соответствия, что подтверждается актом приемки выполненных огнезащитных работ от 18.10.2018г.;
- по п.6 предписания - в корпусах ***, Высокая зона *** не проводилась проверка не реже 1 раза в год огнезащитного покрытия несущих металлических конструкций: осуществлена проверка огнезащитного покрытия несущих металлических конструкций (***). В стадии заключения договор на огнезащитную обработку металлических несущих конструкций гаража (***), в подтверждение чего представлен акт проверки состояния огнезащитного покрытия от 08.04.2019г. "***", служебная записка от 28.06.2018г. N26015-24СЗ;
- по п.п.7,8,9 предписания (*** система автоматического пожаротушения неисправна; на ***в окрасочной камере система автоматического пожаротушения неисправна; на ***циклон (бункер) для сбора горючих отходов не оборудован системой автоматического пожаротушения): договор на разработку проектной документации системы автономного модульного пожаротушения для окрасочной камеры утвержден закупочной комиссией. Предварительно выполнено обследование силами электро-технической лаборатории, получен электро-технический и тепловизионный отчеты;
- по п.10 предписания - в корпусе *** м не разделены противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых не должна превышать ***м: в *** пристройке установка дверей предусмотрена в рамках ФЦП проектом "Реконструкция и техническое перевооружение 5-этажного здания конструкторского и производственного комплекса ПАО "Туполев", по адресу: ***. В корпусе *** 10-ти этажная часть: производится процедура закупки противопожарными перегородками 2-го типа;
- по п.11 предписания - в корпусе *** не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции из коридоров и холлов административного здания высотой более 28 м: по материалам Технического заключения, выполненного по договору обследования строительных конструкций в корпусе *** планируется проектирование систем вытяжной противодымной вентиляции из коридоров и холлов административного здания (договор N 12843 от 18.04.2019г. на выполнение работ по обследованию строительных конструкций здания склада, техническое заключение по результатам обследования технического состояния строительных конструкций (внутренние стены, металлические балки перекрытия) подвала административного здания);
- по п.12 предписания - в корпусе *** не предусмотрена подача наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции в шахты лифтов и в незадымляемые лестничные клетки типа Н2: заключается договор на замену лифта с работами по установке противодымной вентиляции в шахтах лифтов;
- по п.13 предписания в пятиэтажной пристройке к ***, в корпусе 22, в корпусе N 15 двери шахт лифтов сообщающихся с эвакуационными коридорами не выполнены противопожарными: заключается договор на замену лифта с работами установке противодымной вентиляции в шахтах лифтов.
Оценив конкретные обстоятельства настоящего дела, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, а также характер деятельности ПАО "Туполев", принимая во внимание дополнительно представленные в суде апелляционной инстанции доказательства, объяснения защитника о том, что по указанным пунктам Предписания N 171/1/1 от 24.08.2018г. государственным инспектором по пожарному надзору 4 РОНПР Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве в Предписании N 96/1/1 от 14.05.2018г. срок устранения нарушений требований пожарной безопасности продлен до 01.02.2020г.; во исполнение Предписания N 96/1/1 от 14.05.2018г. ПАО "Туполев" разработан и утвержден план мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, изыскиваются средства на осуществление капитального ремонта здания по указанному адресу, руководствуясь положениями ч.1 ст.3.12 КоАП РФ, прихожу к выводу об изменении назначенного наказания в виде приостановления деятельности юридического лица и назначении наказания в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Жалобу защитника ПАО "Туполев" по доверенности Жаркова А.Ю. удовлетворить.
Постановление судьи Басманного районного суда от 23 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ПАО "Туполев" изменить, назначить ПАО "Туполев" административное наказание в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей.
В остальной части постановление судьи Басманного районного суда от 23 мая 2019 года оставить без изменения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.