Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе
председательствующего - Васляева В.С,
судей - Кутлановой Л.М. и Говорова С.И,
при секретаре - Клиповой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Столяренко И.М, Петькиевой Г.А, Петькиева В.В, Ванькаевой В.И, Кугультиновой Э.О, Булунчиева А.А, Коростылевой В.Д, Оргадыкова Б.А, Джуджеевой Н.Ш, Довукаевой К.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, государственному регистратору Бадмаевой А.В. о признании незаконными действий государственного регистратора прав по отказу в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости и возложении обязанности произвести постановку на учет и регистрацию прав на объект недвижимости по апелляционной жалобе представителя административных истцов Лиджиева М.Ю. на решение Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 16 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Говорова С.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя административных истцов Лиджиева М.Ю, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения административного ответчика - государственного регистратора Бадмаевой А.В, представителя административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия - Санжиевой Ю.П, судебная коллегия
установила:
Столяренко И.М, Петькиева Г.А, Петькиев В.В, Ванькаева В.И, Кугультинова Э.О, Булунчиев А.А, Коростылева В.Д, Оргадыков Б.А, Джуджеева Н.Ш, Довукаева К.А. обратились в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Решением общего собрания участников долевой собственности от * июня 2018 года утверждены проекты межевания земельных участков, перечень собственников земельных участков и размер земельной доли в праве общей долевой собственности на образуемые земельные участки. В соответствии с протоколом собрания истцы и заинтересованное лицо Б.Э. 12 июля 2018 года подали в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия заявления о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на земельные участки. 20 июля 2018 года государственный регистратор Бадмаева А.В. приостановила регистрацию прав в связи с подачей Б.Э. заявления о прекращении регистрации и для устранения противоречий установиласрок до 20 августа 2018 года. В связи с неустранением имеющихся противоречий 28 августа 2018 года регистратор Бадмаева А.В. отказала истцам в постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права. Считают действия государственного регистратора незаконными, поскольку решение об обращении за постановкой земельных участков на государственный кадастровый учет и регистрации права утверждено протоколом общего собрания от *.06.2018 г, который заинтересованным лицом в судебном порядке не обжалован. Полагают, что единоличный отказ Б.Э. от производства регистрационных действий не имеет правового значения для регистратора.
Просили признать незаконными действия государственного регистратора Управления Росреестра по Республике Калмыкия Бадмаевой А.В. по отказу в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости в отношении земельных участков: 1) с кадастровым номером **, расположенного примерно в *** км. по направлению на юго-запад от ориентира п. * *кого СМО; 2) с кадастровым номером *, расположенного примерно в * км. по направлению на юг от ориентира п. * *кого СМО; 3) с кадастровым номером *, расположенного примерно в * км. по направлению на юго-восток от ориентира п. * *кого СМО, и обязать Управление Росреестра по Республике Калмыкия осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости в отношении указанных земельных участков.
В судебном заседании представитель административных истцов Лиджиев М.Ю. поддержал административный иск, пояснив, что государственным регистратором Бадмаевой А.В. не проведена правовая экспертиза представленных административными истцами документов, в частности, протокола общего собрания от *.06.2018 г, и не принято единое для всех участников коллективного обращения решение; сведения о получении участниками долевой собственности в установленный законом срок уведомлений о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и регистрации прав отсутствуют.
Административные истцы Столяренко И.М, Петькиева Г.А, Петькиев В.В, Ванькаева В.И, Кугультинова Э.О, Булунчиев А.А, Коростылева В.Д, Оргадыков Б.А, Джуджеева Н.Ш, Довукаева К.А, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
В письменных возражениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия Д. просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Административный ответчик государственный регистратор прав Бадмаева А.В. возражала против удовлетворения административного иска.
Заинтересованные лица М.И, С.Н, Б.Э, А.Н, У.Е, М.Г, М.Е, М.Л, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Заинтересованное лицо Б.Э. в письменных возражениях на административное исковое заявление просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решением Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 16 апреля 2019 года в удовлетворении административных исковых требований Столяренко И.М, Петькиевой Г.А, Петькиева В.В, Ванькаевой В.И, Кугультиновой Э.О, Булунчиева А.А, Коростылевой В.Д, Оргадыкова Б.А, Джуджеевой Н.Ш, Довукаевой К.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия о признании незаконным действий государственного регистратора прав по отказу в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами *, *, * и возложении обязанности произвести постановку на учет и регистрацию прав на объект недвижимости отказано.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов Лиджиев М.Ю. просит решение суда отменить и принять новое решение. Указывает, что предусмотренный ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ перечень не предусматривает такого основания для приостановления кадастрового учета и государственной регистрации права как отказ одного из сособственников от регистрации. Полагает, что в силу требований пп. 1.1 п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 181.1 Гражданского кодекса РФ, п. 103 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" принятые на собраниях решения, порождающие гражданско-правовые последствия, обязательны для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, в связи с чем действия Б.Э. по отказу в участии в регистрации направлены не на защиту его прав, а в силу ст. 10 Гражданского кодекса РФ являются злоупотреблением правом. Считает, что суд не исследовал обстоятельства, связанные с процедурой принятия коллективного решения сособственников о выделе земельных участков в натуре. По мнению автора жалобы, государственному регистратору надлежало произвести правовую экспертизу пакета представленных документов, после которой вынести единое решение по заявлениям всех участников долевой собственности.
Проверив материалы дела, реестровые дела по заявлениям о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наличие предусмотренных п. 41 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" обстоятельств, которые не устранены заявителями в установленный государственным регистратором срок, в соответствии со ст. 27 указанного Федерального закона послужило основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки.
С таким выводом суда соглашается судебная коллегия.
Согласно пунктам 1 и 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) урегулированы отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (п. 1 ст. 1).
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (п. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ), и состоит, в том числе, из: 1) реестра объектов недвижимости; 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества; 3) реестровых дел (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
В силу положений статьи 8 вышеназванного Федерального закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения о конкретном объекте недвижимости, при этом к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 3 ст. 14 указанного Федерального закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:
1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона;
2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи;
3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 10 ст. 47 ("Особенности государственной регистрации прав на земельную долю, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения") Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на земельный участок, образуемый при выделе его в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в общей долевой собственности более чем пяти лиц (далее - земельная доля), могут быть осуществлены на основании: 1) заявления, поданного лицом, уполномоченным общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Полномочия этого уполномоченного лица подтверждаются выпиской из протокола общего собрания, заверенной уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления; 2) заявления, поданного лицом или лицами, являющимися собственниками земельной доли (долей) и образующими земельный участок путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу ч. 1 ст. 31 ("Прекращение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав") указанного Федерального закона до осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав рассмотрение представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления и (или) документов может быть прекращено на основании совместного заявления лиц, представивших заявление и (или) документы для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, по смыслу положений ст.ст. 31, 47 Федерального закона N 218-ФЗ основанием для выполнения процедуры по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на земельный участок, образуемый при выделе его в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в общей долевой собственности, так и по прекращению осуществления таких действий является совместное заявление лиц, представивших заявление и (или) документы для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 26 Федерального закона 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В силу части 1 статьи 26 указанного Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлено заявление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав всеми лицами, представившими заявление для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо не представлено заявление всеми сторонами договора о прекращении государственной регистрации такого договора и (или) прав на его основании и возврате документов без проведения государственной регистрации прав, в том числе в случаях, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом заявление на государственную регистрацию прав может быть представлено одной из сторон договора (пункт 41).
Статья 27 Федерального закона N 218-ФЗ предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанных в статье 26 названного закона.
Требованиям статей 26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ корреспондируют положения пунктов 67, 68 Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество".
Положениями ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ регламентирован порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, согласно которым государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона; 3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения
государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пп. 2, 3 п. 4 ст. 29 Федерального закона 218-ФЗ).
Согласно п. 5 ст. 29 Федерального закона 218-ФЗ в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления, которое должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
В силу п. 6 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ в день отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю по указанному в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав адресу направляется уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, которое должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, * июня 2018 года общим собранием участников долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения по *кому сельскому муниципальному образованию Республики Калмыкия утвержден представленный 18 участниками долевой собственности (Столяренко И.М, Петькиевой Г.А, Петькиевым В.В, Ванькаевой В.И, Кугультиновой Э.О, Булунчиевым А.А, Коростылевой В.Д, Оргадыковым Б.А, Джуджеевой Н.Ш, Довукаевой К.А, М.И, С.Н, Б.Э, А.Н, У.Е, М.Г, М.Е, М.Л.) проект межевания земельных участков в счет принадлежащих им * земельных долей, выделенных из земельных участков с кадастровыми номерами *, *, *.
12 июля 2018 года вышеперечисленными участниками долевой собственности (каждым отдельно) через отдел АУ МФЦ по Ики-Бурульскому району РК в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия поданы заявления о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости - земельных участков с кадастровым номером *, расположенного примерно в * км. по направлению на юго-запад от ориентира п. * *кого СМО; 2) с кадастровым номером *, расположенного примерно в * км. по направлению на юг от ориентира п. * *кого СМО; 3) с кадастровым номером *, расположенного примерно в * км. по направлению на юго-восток от ориентира п. * *ого СМО (по каждому земельному участку отдельное заявление).
По указанным заявлениям после их принятия Управлением Росреестра по Республике Калмыкия в отношении трех объектов недвижимости - земельных участков с кадастровыми номерами *, *, * - сформированы реестровые дела, содержащие представленные 18-ю участниками общей долевой собственности документы.
18 июля 2018 года от участника долевой собственности Б.Э. поступили заявления NN *, *, * о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении указанных трех земельных участков и возврате ранее представленных им документов.
20 июля 2018 года государственным регистратором прав Бадмаевой А.В. ввиду поступления вышеназванных заявлений Б.Э. в соответствии с п. 41 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" по заявлениям 18 участников общей долевой собственности (по каждому из заявлений отдельно - по трем земельным участкам) приняты решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в срок до 20 августа 2018 года с направлением в адрес участников долевой собственности соответствующих уведомлений с разъяснением права на обжалование принятых решений от 20.07.2018 г. и разъяснением последствий неустранения в срок до 20.08.2018 года причин, препятствующих осуществлению учета и регистрации прав, в виде отказа в осуществлении данных действий.
28 августа 2018 года государственным регистратором прав Бадмаевой А.В. в соответствии с требованиями ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" по заявлениям 18 участников общей долевой собственности (по каждому отдельно - по трем земельным участкам) приняты решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав ввиду неустранения в установленный месячный срок (до 20.08.2018 г.) причин, препятствующих осуществлению действий по учету и регистрации.
Проанализировав представленные доказательства, в том числе данные реестровых дел в отношении земельных участков с кадастровыми номерами *, *, *, суд пришел к основанному на приведенном выше толковании положений ст.ст. 31 и 47 Федерального закона N 218-ФЗ выводу о том, что ввиду наличия заявления одного из участников долевой собственности о прекращении действий по постановке на учет и регистрации права в отношении образуемых земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, у регистратора возникли основания для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, предусмотренные п. 41 ст. 26 данного Федерального закона. Указанные препятствия не устранены всеми заявителями в установленный регистратором срок, в связи с чем последующий отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении вновь образуемых земельных участков является законным и обоснованным.
Изложенные обстоятельства указывают на несостоятельность довода апелляционной жалобы о непринятии регистратором каких-либо мер для проведения правовой экспертизы предоставленных на регистрацию документов.
Так, в силу ст. 65 Федерального закона N 218-ФЗ государственный регистратор прав исполняет свои обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в объеме полномочий, установленных настоящим Федеральным законом. Одновременно указанное должностное лицо при осуществлении своих полномочий руководствуется Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278.
Пунктами 169-182 Административного регламента определены действия государственного регистратора прав при приеме и регистрации заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при личном обращении.
В силу указанных норм Регламента при подаче от заявителя при личном обращении заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых необходимых для предоставления государственной услуги документов сотрудником проводится проверка представленных документов, комплектуется пакет документов, который идентифицируется регистрационным номером заявления о предоставлении государственной услуги, о получении документов выдается расписка, являющаяся подтверждением получения документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.
В процедуру государственной регистрации прав включается в том числе проведение правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия или отсутствия установленных названным Федеральным законом недвижимости оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в ее осуществлении (п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ).
Таким образом, как следует из вышеприведенных нормативных актов, каждое поданное заявление о государственной регистрации объекта недвижимости регистрируется отдельно с присвоением идентификационного номера, правовая экспертиза представленных на регистрацию документов проводится при наличии оснований для приостановления либо отказа в осуществлении регистрационных действий, при этом перечень таких оснований является исчерпывающим.
Поскольку каждым участником общей долевой собственности были поданы заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав образуемых земельных участков, сформированы комплекты представленных документов, то в силу требований Федерального закона N 218-ФЗ, положений Административного регламента решения о приостановлении в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права и последующем отказе в осуществлении таких действий государственным регистратором прав приняты правомерно в отношении каждого поданного заявления каждого из участников общей долевой собственности.
Довод жалобы о том, что судом не были исследованы обстоятельства, связанные с процедурой принятия коллективного решения участников долевой собственности о выделе земельных участков в натуре, не дана правовая оценка действиям одного из участников собрания, подлежит отклонению.
Вид судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.
Согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности могут возникать из решений собраний.
Исходя из изложенного, требования о защите прав участников общего собрания, связанных с процедурой принятия коллективного решения, неисполнения участником общего собрания обязанностей, возникших вследствие принятого решения собрания, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, предметом же настоящего административного иска являются действия должностного лица органа государственной власти по отказу в осуществлении предоставляемой государственной услуги.
Выводы суда основаны на правильном толковании и применении норм материального права, оснований для их пересмотра судебная коллегия не находит. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено и судебной коллегией не установлено.
Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба представителя административных истцов Лиджиева М.Ю. - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия, руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 16 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административных истцов Лиджиева М.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий В.С. Васляев
Судьи Л.М. Кутланова
С.И. Говоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.