Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Захарова А.В.
судей
Бойко Л.Н.
Брандиной Н.В.
при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фоменко Леонида Владимировича к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО городе Североморске о защите пенсионных прав,
по апелляционной жалобе истца Фоменко Леонида Владимировича на решение Североморского районного суда Мурманской области от 11 марта 2019 года, которым постановлено:
"Исковые требования Фоменко Леонида Владимировича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Североморске о защите пенсионных прав оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Бойко Л.Н, выслушав объяснения истца Фоменко Л.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Фоменко Л.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Североморск Мурманской области (далее - ГУ - УПФ РФ в ЗАТО г. Североморск) о защите пенсионных прав.
В обоснование иска указал, что с 26 августа 2014 года ему назначена трудовая пенсия по старости, однако при определении ее размера ответчик не применил коэффициент предельного соотношения заработков в размере 1,4, сославшись на неподтверждение факта проживания в районах Крайнего Севера.
Решением Североморского районного суда Мурманской области от 27 декабря 2016 года по гражданскому делу N * установлен факт его проживания в период с 06 апреля 2001 года по 01 января 2002 года на территории города Мурманска.
На основании решения суда и заявления от 08 февраля 2017 года ГУ - УПФ РФ в ЗАТО города Североморск с 01 марта 2017 года осуществлен перерасчёт пенсии.
Уточнив исковые требования, просил обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО г. Североморск Мурманской области произвести перерасчет пенсии с учетом предельного отношения заработков 1,4, как лицу, проживающему в районе Крайнего Севера, с даты назначения ему трудовой пенсии по старости - 28 августа 2014 года, выплатить ему недополученную часть пенсии за период с 28 августа 2014 года по 28 февраля 2017 года.
Истец Фоменко Л.В. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении по изложенным в заявлениях основаниям.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в ЗАТО г. Североморск Азарова Н.С. с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Фоменко Л.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает, что законодательство не возлагает на лиц, обратившихся в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, обязанность по предоставлению дополнительных документов.
Анализируя положения статьи 18 (пункты 2, 3) Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правила обращения за пенсией, назначении пенсии и перерасчета размере пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии Федеральными законами от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 17/19 пб, указывает, что на момент первоначального обращения с заявлением о назначении пенсии пенсионный орган обязан был дать разъяснения о недостающих документах, выдать уведомление с указанием списка недостающих для назначения пенсии документов.
Обращает внимание, что о причине неустановления размера страховой пенсии с учетом повышенного размера отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,4, ему стало известно в ноябре 2016 года при личном обращении в пенсионный орган за разъяснением о размере начисленной пенсии.
Между тем, в период с 05 октября 1997 года по 30 ноября 2001 года он являлся получателем пенсии по инвалидности, лицевой счет в ГУ-УПФ РФ в ЗАТО г. Североморск закрыт только 31 мая 2002 года, следовательно, пенсионному органу было известно о его проживании в районе Крайнего Севера по состоянию на 01 января 2002 года, и уже с момента первоначального обращения с заявлением о назначении пенсии он обладал правом на расчет пенсии с учетом повышенного коэффициента 1,4.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу начальник ГУ - УПФ РФ в ЗАТО г. Североморск Мельниченко Е.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился ответчик ГУ - УПФ РФ в ЗАТО г. Североморск, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание ответчика, поскольку его неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно статье 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1 -го числа месяца следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения.
Статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, одним из показателей которой является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 указанного Закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении расчетного размера трудовой пенсии учитывается, среди прочего, среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в повышенных размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 года N 22 утверждено разъяснение N 3 от 22 апреля 2003 года "О порядке применения положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей".
В соответствии с пунктом 1 указанного разъяснения определено, что повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9 применяется (независимо от вида пенсии): для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; для лиц независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, - если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из анализа приведенных норм Закона и разъяснений по их применению следует, что право на установление повышенного отношения заработков имеют мужчины, проживавшие по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, достигшие возраста 55 лет, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали на менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Фоменко Л.В, _ _ года рождения, на основании решения ГУ - УПФ РФ в ЗАТО города Североморска от 27 октября 2014 года является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной досрочно за работу в районах Крайнего Севера с 26 августа 2014 года (л.д.130).
Пенсия пенсионным органом назначена с применением районного коэффициента к заработной плате.
При этом пенсионным органом применено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,2, поскольку при обращении истца с заявлением о назначении пенсии в 2014 году установлено, что согласно представленным Фоменко Л.В. документам, на 01 января 2002 года он не был зарегистрирован в районах Крайнего Севера, при этом его трудовой стаж на эту дату согласно стажевого досье составил менее 15 лет.
Решением Североморского районного суда Мурманской области от 27 декабря 2016 года по гражданскому делу N * установлен факт проживания Фоменко Л.В. на территории города Мурманска в период с 06 апреля 2001 года по 01 января 2002 года (л.д.14-15).
08 февраля 2017 года Фоменко Л.В. обратился в ГУ - УПФ РФ в ЗАТО города Североморска с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив указанное решение.
Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО города Североморска N 2/021050911 от 01 марта 2017 года Фоменко Л.В. осуществлен перерасчёт пенсии с применением районного коэффициента к заработной плате, в отношении среднемесячного размера заработной платы в размере 1,4 с 01 марта 2017 года (л.д.51).
26 апреля 2017 года Фоменко Л.В. обратился с заявлением в пенсионный орган, в котором просил осуществить пересчёт пенсии с применением районного коэффициента к заработной плате, в отношении среднемесячного размера заработной платы в размере 1,4 с момента назначения ему пенсии (л.д.18).
Письмом от 17 мая 2017 года пенсионный орган отказал истцу в перерасчёте пенсии с момента назначения, указав, что перерасчет страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете пенсии (л.д. 16-17).
Полагая, что пенсия должна была рассчитана ему с применением среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,4 с 28 августа 2014 года, Фоменко Л.В. обратился в суд с иском о перерасчете пенсии за период с 28 августа 2014 года по 28 февраля 2017 года.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, проанализировав положения действующего законодательства, с учетом установленных обстоятельств дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
При этом учитывая специфику назначения трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, суд исходил из того, что на момент назначения истцу трудовой пенсии по старости в пенсионном органе отсутствовали сведения о проживании истца на 01 января 2002 года в районе Крайнего Севера.
Судом правомерно учтено то обстоятельство, что до февраля 2017 года Фоменко Л.В. не обращался в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО города Североморска с заявлением о перерасчете пенсии; впервые предоставил документы, подтверждающие право на перерасчет пенсии, только 08 февраля 2017 года, а при отсутствии в пенсионном деле сведений о проживании истца на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера у ответчика не имелось оснований при назначении истцу пенсии применять отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,4.
Как правильно указал суд, вопросы назначения и перерасчета пенсий носят заявительный характер, что предусмотрено положениями статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которой перерасчет пенсии истцу произведен с 01 марта 2017 года.
Судебная коллегия находит выводы суда законными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о несогласии с выводами суда об отсутствии оснований для перерасчета пенсии за период с 28 августа 2014 года и по 28 февраля 2017 года с учетом применения отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в размере 1,4 основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Вопреки доводам апеллянта, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Суждение подателя апелляционной жалобы о том, что ответчиком после изучения документов и назначении пенсии не разъяснялась необходимость представления недостающих документов, а также не была выдана соответствующая расписка-уведомление с перечнем необходимых документов, также не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления, поскольку из материалов пенсионного дела следует, что истец, не имея подтверждения факта проживания по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера, подал заявление о назначении ему пенсии по имеющимся документам.
Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, истец не указал на наличие каких-либо обстоятельств, препятствовавших ему своевременно обратиться в суд с заявлением об установлении юридического факта проживания на территории Мурманска в указанный период.
Из содержания разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по применению судом норм пенсионного законодательства следует, что страховая пенсия назначается с даты возникновения права на пенсию, а не с даты повторного обращения за назначением пенсии только в том случае, если истец, имевший на момент первоначального обращения за пенсией соответствующее право, но не располагавший всеми необходимыми документами, не смог представить их в пенсионный орган в установленный законом трехмесячный срок по не зависящим от него причинам.
Таких обстоятельств по настоящему делу не установлено.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу не опровергают установленные по делу обстоятельства, а выражают несогласие с их оценкой судом.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влияющих на законность принятого решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 11 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Фоменко Леонида Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.