Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Баутдинова М.Т,
судей Дулуша В.В, Кочергиной Е.Ю,
при секретаре Бичике Ю.Б,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дулуша В.В. гражданское дело по исковому заявлению Хертек Н.М,, Хертек А.Ш. Хертек Ч.Ш, Хертек Ш.Ш. к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, Администрации Монгун-Тайгинского района Республики Тыва о перерасчете субсидии на строительство (приобретения) жилья в сельской местности и выдаче нового свидетельства по апелляционным жалобам истца, ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 декабря 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Хертек Ш.М, действующих за себя и в интересах несовершеннолетних Хертек А.Ш, Хертек Ч.Ш, Хертек Ш.Ш, обратился в суд с иском к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, Администрации Монгун-Тайгинского района Республики Тыва, указывая на то, что его семья включена в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на периоды до 2020 года" от Монгун-Тайгинского района Республики Тыва. 13 июня 2017 года от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва он получил свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности N в размере 587 200 руб. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "О нормативе стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по субъектам РФ на 2 полугодие 2018 года и показателях средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилого помещения по субъектам РФ на 3 квартал 2018 года" утверждены показатели средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по субъектам РФ, по Республике Тыва установлена в размере 40 580 руб. Таким образом, расчет его жилищной субсидии должен составлять 17 кв.м. х 5 чел х 40 580 руб. х 70 % = 2 556 540 руб. Просил суд взыскать с ответчиков в солидарном порядке в пользу истца 2 556 540 руб. в счет невыплаченной субсидии на приобретение жилья, 500 000 руб. в счет компенсации морального вреда, 65 000 руб. в счет возмещения судебных расходов.
В ходе рассмотрения дела судом в качестве третьего лица привлечены Комиссия по распределению субсидий на улучшение жилищных условий граждан, Министерство финансов Республики Тыва, Министерство экономики Республики Тыва, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва.
Решением суда иск Хертека Ш.М. удовлетворен частично. Суд взыскал с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва в пользу Хертека Ш.М. 1 272 690 руб. в счет социальной выплаты на приобретение жилого помещения в сельской местности, 3 000 руб. в счет компенсации моральный вред, 15 700 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины, 14 500 руб. в счет возмещения судебных расходов. В удовлетворении остальной части иска отказал.
Не согласившись с решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, мотивируя тем, что не согласен с выводами суда о том, что при перерасчете суммы субсидии применяется Постановление Правительства Республики Тыва от 05 мая 2015 года, в соответствии с которым рыночная стоимость 1 кв.м, общей площади жилья в сельской местности на территории Республики Тыва в разрезе муниципальных образований, а именно в Монгун-Тайгинском районе, где проживает истец, предусмотрена сумма в размере 28 282 руб. Истец полагает, что в данном случае суд должен был руководствоваться Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, где указано, что по Республике Тыва предусмотрена сумма в размере 40 580 руб. на 1 кв.м. жилья. В решении суда не указано, каким образом была установлена 50 % доли собственных и заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства. Полагает, что размер жилищной субсидии должен составлять 2 556 540 руб. (18 кв.м. х 5 чел. х 70 %).
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва Иргит А.Ш. просит решение суда отменить, указав, что пунктом 14 Типового положения предусмотрено право органа исполнительной власти устанавливать стоимость 1 кв.м. общей площади жилья дифференцированно по муниципальным районам, сельским поселениям. Во исполнение указанного пункта Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва издан приказ N202-ОД от 19 декабря 2017 года, которым утверждена стоимость 1 кв.м. на 2018 год в Монгун-Тайгинском районе и составляла 20 390 руб, в связи с чем размер субсидии составляет 917 550 руб. (18 кв.м. *5 чел. * 20 390 руб.).
В судебном заседании апелляционной инстанции истец Хертек Ш.М. апелляционную жалобу поддержал, с апелляционной жалобой Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва не согласился.
Представитель Министерства финансов Республики Тыва по доверенности Ооржак У.В. с апелляционной жалобой Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва не согласилась, с апелляционной жалобой истца не согласилась.
Остальные лица в суд не явились, извещены о рассмотрении дела, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно него.
В соответствие со статьями 2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 (действовавшим на момент выдачи истцу свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности) утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа).
Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствие с Типовым положением, предусмотренным приложением N 4 к названной федеральной целевой программе.
В соответствие с пунктом 12 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением N 5 к Программе. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В рамках реализации подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Тыва на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республики Тыва на 2014-2020 годы" 13 июня 2017 года Хертеку Ш.М. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности N в размере 587 200 руб. для строительства индивидуального жилого дома с. Мугур-Аксы.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции при расчете размера площади жилья применительно к месту жительства истца, применил рыночную стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в сельской местности на территории Республики Тыва в разрезе муниципальных образований, а именно в Монгун-Тайгинском районе - 28 282 руб, утверждённой постановлением Правительства Республики Тыва от N от 05 мая 2015 года, исходя из которой рассчитал сумму субсидии в размере 1 272 690 руб,
Судебная коллегия считает, что такие выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно п. 13 Типового положения расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках Программы за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в субъекте Российской Федерации на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на первый квартал очередного финансового года.
Согласно п. 14 Типового положения орган исполнительной власти вправе устанавливать стоимость 1 кв. метра общей площади жилья дифференцированно по муниципальным районам, сельским поселениям, сельским населенным пунктам и рабочим поселкам, а также по строительству и приобретению жилья.
Из указанных норм следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, в данном случае, как правильно указал суд первой инстанции, Постановлением Правительства Республики Тыва N219 от 05 мая 2015 года установлена рыночная стоимость 1 кв.м, общей площади жилья в сельской местности на территории Республики Тыва в разрезе муниципальных образований, а именно в Монгун-Тайгинском районе, в размере 28 282 руб.
При таких обстоятельствах ошибочными являются доводы апелляционных жалоб, что рыночная стоимость 1 кв.м, общей площади жилья в сельской местности на территории Республики Тыва определяется исходя из приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва N202-ОД от 19 декабря 2017 года либо Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 04 июля 2018 года N387/пр.
Между тем, решение суда в части взыскания компенсации морального вреда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку возникший между сторонами спор носил материально-правовой характер, то положения ст. 151 ГК РФ не содержат норм, предусматривающих возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере указанных отношений.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, так как данный спор носит имущественный характер, а возложить на ответчика обязанность денежной компенсации морального вреда суд вправе только при наличии со стороны ответчика действий, нарушающих личные неимущественные права истца либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, что не было установлено в ходе судебного заседания.
Таким образом, решение суда в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда подлежит отмене, в остальной части подлежит оставлению без изменения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 декабря 2018 года отменить в части взыскания с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва в пользу Хертек Н.М, компенсации морального вреда, вынести в этой части новое решение об отказе в удовлетворении данного искового требования.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 мая 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.