Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Баутдинова М.Т,
судей Ойдуп У.М, Соскал О.М,
при секретаре Байыр-оол М.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по иску Министерства труда и социальной политики Республики Тыва к Н. о признании недействительным договора найма специализированного жилого помещения и обязании освободить жилое помещение, встречному иску Н. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о признании недействительным договора найма специализированного жилого помещения по апелляционной жалобе представителя Н. по доверенности К. на решение Овюрского районного суда Республики Тыва от 8 февраля 2019 года,
установила:
Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва (далее - Агентство) обратилось в суд с вышеуказанным иском (с учётом уточнений) к ответчику Н., указав, что распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 12 августа 2015 года N жилое помещение, расположенное по адресу: ** (далее - спорная квартира), включено в состав специализированного жилищного фонда республики и передано Агентству на праве оперативного управления. 19 августа 2015 года указанное жилое помещение на основании Распоряжения Агентства N предоставлено во временное владение и пользование сироте Н. ( Э.) ** 19 августа 2015 года с Н... заключён договор найма специализированного жилого помещения N. Н... приобрела жилое помещение по договору купли-продажи от 12 декабря 2014 года, площадь которого составляет ** кв.м. Несмотря на это Н. заключила договор найма специализированного жилого помещения N от 19 августа 2015 года, чем грубо нарушила нормы п. 1 ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ от 21.12.1996 и п. 1 ст. 8 Закона Республики Тыва N 918 ВХ-1 от 26.11.2004 г, согласно которых на дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений. Так же Н. нарушены права и интересы других лиц из числа детей-сирот, состоящих в реестре на обеспечение жильём. Просит признать договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей N от 19 августа 2015 года недействительным, обязать Н. освободить жилое помещение, расположенное по адресу: **.
Не согласившись с иском, Н. подала встречный иск к Агентству (с учётом уточнений), указав, что 19 августа 2015 года Агентство заключило с Н. договор найма специализированного жилого помещения, руководствуясь Постановлением Правительства Республики Тыва от 30 декабря 2014 года N и не имея права на спорную квартиру на день заключения договора, поскольку у Агентства право оперативного управления спорной квартирой зарегистрировано в государственном реестре недвижимости 5 сентября 2015 года. Данное обстоятельство Н. стало известно при подаче Агентством иска. На момент заключения договора найма Н. со своей семьёй уже была вселена и проживала в спорной квартире на основании "Соглашения о передаче жилого помещения на временное пользование с обеспечением сохранности" от 01 апреля 2014 года, заключенного между Администрацией Овюрского района и Н. в целях реализации Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и реализации республиканской целевой программы "Обеспечение жильем помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013-2015 г.г." (далее - Соглашение от 1 апреля 2014 года). До 1 апреля 2019 года, момента окончания срока Соглашения от 1 апреля 2014 года действует данное Соглашение. Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий её недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Министерства следует отказать. Просит признать недействительным договор специализированного найма N от 19 августа 2015 года, заключённый между Агентством и Н.
Определением суда от 15 января 2019 года по делу произведена замена истца - Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на его правопреемника - Министерство труда и социальной политики Республики Тыва (далее по тексту - Министерство).
Решением Овюрского районного суда Республики Тыва от 8 февраля 2019 года иск Министерства к Н. удовлетворён. Суд признал недействительным договор специализированного найма, обязал Н. освободить спорную квартиру. Встречный иск Н. к Министерству оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчик Н. по доверенности Куулар А.М. подала апелляционную жалобу (с учётом уточнений), в которой просит отменить решение и принять новое решение. В обоснование своих доводов указала на то, что доводы Министерства, принятые судом во внимание, являются несостоятельными, поскольку ни администрацией Овюрского района, ни Агентством, уполномоченным лицом, требований, изложенных в п.п. "з" п. 3 Соглашения не предъявлялось, так же и не направлялось требование о расторжении Соглашения. Суд в решении ссылается на уведомление Управления Росреестра по Республике Тыва от 20 октября 2017 года, из которого видно, что сведения составлены на другое лицо, а именно на Н... Также суд в решении ссылается на направленное 17 февраля 2018 года уведомление Агентства о намерении расторгнуть договор найма. С указанными выводами нельзя согласиться, так как суд не исследовал и не оценил доказательства, касающиеся договора купли-продажи от 12 декабря 2014 года, на основании которого Н. приобрела другое жилое помещение. Жилое помещение и земельный участок, расположенные по адресу: ** Н. приобретены за счёт заёмных средств с условием их возврата после реализации своего права на получение специализированного жилья, указанные объекты находятся на обременении в силу закона. Агентство при наличии правового интереса имело возможность и должно было проверить все предоставленные ею сведения, в том числе и наличие недвижимости по состоянию на 19 августа 2015 года, а также правильности написания в запросе фамилии, имени и отчества запрашиваемого лица. При таких обстоятельствах доводы истца и прокурора о том, что сторона истца узнала, что Н. является собственником жилого помещения в ходе судебного разбирательства, являются несостоятельными. Агентство пропустило сроки исковой давности. Также Агентством не доказан тот факт, что Н. попала в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, у которой нет в собственности жилого помещения.
Администрация Овюрского района 1 апреля 2014 года заключила с Н. соглашение, в последующем выдала ключи от спорной квартиры по акту приёма-передачи. В этот момент администрация имела полномочия предоставлять в установленном порядке жилое помещение. Соответственно, вывод суда о том, что орган местного самоуправления не мог распоряжаться республиканской собственностью, и заключать договор найма спецжилья являются несостоятельным. Соглашение, заключённое между администрацией и Н. является договором найма специализированного жилого помещения, с учётом того, что на момент его заключения специализированный жилищный фонд в Республике Тыва не был еще сформирован. Данное соглашение заключено в целях реализации права Н. на получение однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в связи отсутствием за ней закреплённого жилья. Прокуратура, делая заключение о несоответствии вышеуказанного соглашения требованиям действующего законодательства, не приняла никаких мер по устранению нарушений федерального законодательства. При таких обстоятельствах данное соглашения по настоящее время не расторгнуто. Суд в решении не дал оценку приведённым доводам представителя ответчика относительно вышеуказанного соглашения. Жилое помещение, принадлежащее на праве собственности супругу Н. - Ш. приобретено последним до вступления с Н. в брак. Соответственно, на момент заключения соглашения и получения ключей от предоставленного администрацией жилого помещения 1 апреля 2014 года Н. не являлась женой Ш. Наймодатель - администрация Овюрского района требование об освобождении жилого помещения Н. не предъявляло. Истец не имеет полномочий заявлять требования о прекращении действия соглашения.
В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора Овюрского района Республики Тыва Монгуш В.Ч. не согласилась с доводами представителя ответчика Н. - Куулар А.М, изложенными в жалобе.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражении относительно жалобы. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Частью 4 ст. 330 ГПК РФ предусмотрено, что основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлечённых к участию в деле.
Судебная коллегия находит, что в настоящем деле имеются основания для проверки решения суда в полном объёме, поскольку принимаемое по делу решение повлияло на права и обязанности по владению и пользованию спорным жилым помещением третьих лиц, которые не были привлечены к рассмотрению дел и не были извещены о времени и месте судебного заседания.
Так, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции не учёл, что на основании договора найма специализированного жилого помещения N от 19 августа 2015 года, заключенного истцом с Н, спорное жилое помещение было предоставлено для проживания в нём как ответчика Н, так и членов его семьи: мужа Ш, дочери А.-Д, сына С.-Д, которых суд не привлёк к участию в рассмотрении дела и рассмотрел дело в их отсутствие.
Это обстоятельство явилось основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции и, соответственно, является основанием к отмене состоявшегося решения.
В суде апелляционной инстанции в ранее состоявшихся судебных заседаниях представитель истца поддержал доводы иска, просил признать договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей N от 19 августа 2015 года недействительным, обязать Н. освободить жилое помещение, расположенное по адресу: **.
Ответчик Н. не признала доводы иска, поддержала свой встречный иск.
Представитель истца, прокурор, представитель третьего лица - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, третьи лица Ш, А.-Д, С.-Д, надлежащим образом уведомлённые о месте и времени судебного разбирательства в суд не явились, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 и ч.7 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ч.2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьёй 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц
Законом Республики Тыва от 26.11.2004г. N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон Республики Тыва N 918 ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.., органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 8 Закона Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 918-ВХ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, постановлением коллегии администрации Овюрского района от 30 мая 2003 года N над несовершеннолетней Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначено опекунство, вследствие того, что мать О. ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, отец Д. умер ДД.ММ.ГГГГ. Опекуном назначена Е, за несовершеннолетней Э. жильё не закреплялось. (т.1, л.д. 220)
В рассматриваемом деле сторонами не оспаривалось, что ответчик Н (до замужества Э) ** как лицо, оставшееся без попечения родителей, нуждалось в жилом помещении, с 10 сентября 2009 года состояла в очереди на получение жилья.
Из ответа администрации Овюрского района от 21 мая 2019 года на запрос судебной коллегии следует, что Н ( Э) ** была поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении распоряжением администрации от 5 июля 2013 года N. Приложенной к ответу копией соответствующего распоряжения данное обстоятельство подтверждено.
Также сторонами не оспаривалось, что по состоянию на 1 апреля 2014 года она не являлась нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения.
На основании соглашения о передаче жилого помещения во временное пользование с обеспечением сохранности от 1 апреля 2014 года и акта приёма-передачи жилого помещения N от 1 апреля 2014 года администрация Овюрского района Республики Тыва (наймодатель) передала Н ( Э) ** (нанимателю) во временное владение и пользование жилое помещение по адресу: **, для проживания в нём.
Согласно пп. "з" п. 3 соглашения наниматель обязан при формировании специализированного жилищного фонда, по требованию наймодателя в течение 10 календарных дней освободить в установленные сроки и сдать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение. Согласно п. 4 соглашения наймодатель обязан принять жилое помещение у нанимателя по акту сдачи жилого помещения при формировании специализированного жилищного фонда.
Из справки о составе семьи от 2 ноября 2018 года следует, что Н. имеет следующий состав семьи: муж - Ш, дочь - А.-Д, ДД.ММ.ГГГГ г.р, сын - С.-Д, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
На основании постановления Правительства Республики Тыва от 30 декабря 2014 г. N 625 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва наделено полномочием по предоставлению жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва N от 12 августа 2015 года ряд жилых домов, расположенных в **, в том числе жилое помещение по адресу: **, были отнесены к специализированному жилищному фонду Республики Тыва. Спорная квартира закреплена за Агентством на праве оперативного управления.
Согласно акту приёма-передачи имущества от 12 августа 2015 года, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва передало, а Агентство приняло на праве оперативного управления спорную квартиру.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 5 сентября 2015 года следует, что спорная квартира принадлежит Агентству на праве оперативного управления.
Распоряжением Агентства N от 19 августа 2015 года спорное жилое помещение предоставлено Э ( Н) **
На основании договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей N от 19 августа 2015 года, заключенного между Агентством (наймодатель) и Н. (наниматель), акта приёма-передачи специализированного жилого помещения от 19 августа 2015 года, наймодатель передал нанимателю во владение и пользование спорное жилое помещение для временного проживания в нём нанимателя и членов его семьи - муж Ш, дочь А.-Д, ДД.ММ.ГГГГ.р, сын С.-Д, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Согласно п. 4.1 договора срок его действия составил 5 лет с 19 августа 2015 года по 19 августа 2020 года.
Доводы иска Министерства основаны на том, что на основании договора купли-продажи от 12 декабря 2014 года Н. приобрела на праве общей долевой собственности жилое помещение и земельный участок по адресу: **, площадью ** кв.м.
А поскольку Н. с 23 декабря 2014 года (дата государственной регистрации права собственности) стала собственником этого жилого помещения, то с этого времени она перестала относиться к числу лиц, указанных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, то есть к категории граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения, в связи с чем спорное жильё по адресу: ** было предоставлено ей по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нарушение порядка обеспечения жилым помещением указанной категории лиц. Действие Соглашения от 1 апреля 2014 года прекратило своё действие после формирования специализированного жилищного фонда Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Таким образом, при решении вопроса о возможности или невозможности предоставления детям-сиротам жилого помещения в качестве меры социальной поддержки суду необходимо проверить наличие (отсутствие) закреплённого за ними жилого помещения.
Судебная коллегия не согласна с доводами иска по следующим основаниям.
Сторонами не оспаривалось и это следовало из материалов дела, в частности из ответов администрации Овюрского района, Министерства труда и социальной политики Республики Тыва на запросы судебной коллегии, что спорное жилое помещение было построено за счёт средств федерального и республиканского бюджетов в рамках республиканской целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, на 2013 - 2015 годы", утверждённой постановлением Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2012 г. N 731.
Целью Программы заявлена государственная поддержка решения жилищной проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, признанных в установленном порядке, а также нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исполнителями Программы назначены Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва (по согласованию), Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва.
В качестве одной из задач Программы закреплено строительство жилых помещений для последующего их предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
Целью Программы заявлена государственная поддержка решения жилищной проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, признанных в установленном порядке, а также нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ответом Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 21 мая 2019 года на запрос судебной коллегии следует, что спорное жилое помещение ответчику было предоставлено распоряжением администрации Овюрского района, так как специализированный жилищный фонд республики был создан лишь 30 декабря 2014 года постановлением Правительства Республики Тыва N. Н.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 30 декабря 2014 года N утверждён Порядок формирования специализированного жилищного фонда Республики Тыва для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления жилых помещений из указанного фонда.
Из протокола N от 31 декабря 2013 года распределения жилых помещений для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в 2013 году на территории Овюрского района Республики Тыва, следует, что комиссией администрации Овюрского района под председательством председателя администрации района в соответствии со списком, утверждённым распоряжением N от ДД.ММ.ГГГГ, было решено ответчику, как очереднику, предоставить жильё по адресу: **.
В своём ответе от 21 мая 2019 года администрация Овюрского района указала о том, что при заключении с ответчиком Соглашения от 1 апреля 2014 года она действовал в соответствии с законом Республики Тыва от 28 декабря 2005 года N 1564 ВХ-I "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Тыва от 28.12.2005 N 1564 ВХ - I "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции законов Республики Тыва от 07.07.2008 г. N 750 ВХ - II28.10.2011 г. N 927 ВХ-I, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений) администрация Овюрского района была наделена государственными полномочиями по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, либо предоставления субсидий на строительство жилья по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Судебная коллегия считает, что ответ администрации Овюрского района о наличии полномочий распоряжаться спорной квартирой со ссылкой на Закон Республики Тыва от 28.12.2005 N 1564 ВХ - I является неверным, поскольку этот закон был признан утратившим силу с 1 января 2013 года на основании Закона Республики Тыва от 29.12.2012 N 1776 ВХ-1 "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Тыва".
Между тем судебная коллегия исходит из следующего.
Так, ответчик в судебном заседании пояснила, что спорное жилое помещение ей было предоставлено пригодным для проживания. Данное обстоятельство в суде оспорено не было.
Предоставление Министерством земельных и имущественных отношений акта от 28 июля 2015 года приёма-передачи от ГКУ Республики Тыва "Госстройзаказ" к указанному Министерству законченного строительством спорного жилого помещения, по мнению судебной коллегии, не меняет по своей сути факта, что спорное жилое помещение по состоянию на 1 апреля 2014 года уже было пригодным к проживанию.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что в сложившихся по состоянию на 1 апреля 2014 года обстоятельствах администрация Овюрского района, являясь участником Программы, реализуя поставленные Программой цели, фактически предоставила ответчику спорное жилое помещение со ссылкой на эту республиканскую целевую Программу.
Исходя из этого доводы истца об отсутствии между Агентством администрацией Овюрского района какого-либо соглашения на предоставление администрации полномочий на заключение договора от 1 апреля 2014 года, правого значения по делу не имеют, поскольку специальный порядок предоставления жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей, по состоянию на 1 апреля 2014 года в Республике Тыва не был разработан.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона 159-ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Аналогичные положения были закреплены в ч.3 ст.8 Закона Республики Тыва N 918 ВХ-I.
Из ответа администрации Овюрского района (исх. N от 28.05.2019г.) следует, что ответчик была исключена из очереди нуждающихся в жилом помещении автоматически после предоставления ей жилого помещения.
Министерство труда и социального развития Республики Тыва в ответе на запрос судебной коллегии (исх. N от 2.05.2019г.) сообщило о том, что ответчик была исключена из списка нуждающихся в жилье на территории Овюрского района в связи с предоставлением жилого помещения решением администрации Овюрского района.
На основании данных ответов судебная коллегия приходит к выводу о том, что взаимодействие по вопросу о предоставлении жилья детям, оставшимся без попечения родителей, между Агентством и администрацией района происходило и Агентство было осведомлено о предпринятых администрацией района действиях. Не смотря на это обжаловать их в установленном порядке не стало.
Поскольку администрацией Овюрского района ответчику было предоставлено жильё, то следует признать, что Н. реализовала своё право на однократное получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Официальное не закрепление и не отнесение уполномоченным органом спорного жилья к специализированному жилищному фонду, по мнению судебной коллегии, не отменяет наличие у него подобного статуса. То обстоятельство, что ответчик вселилась в спорную квартиру раньше, чем она была официально отнесена к специализированному жилому фонду, не свидетельствует о том, что она вселилась на данную жилую площадь в нарушение требований Федерального закона N 159-ФЗ.
В связи с этим ответчик подлежит признанию вселившейся по договору найма специализированного жилого помещения с 1 апреля 2014 года, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. С указанной даты она перестала быть нуждающейся в получении жилья, а значит ссылка истца о реализации ею права на получение специализированного жилого помещения с 19 августа 2015 года является несостоятельной.
В этой связи ссылка истца на то, что ответчик приобрела жилое помещение по адресу: **, судебной коллегией отклоняется, как необоснованная, поскольку приобретение иного жилья после реализации своего права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. законодательством не запрещено.
Частью 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Данному конституционному положению корреспондирует п. 3 ст. 1 ГК РФ, согласно которому при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В п. 1 ст. 10 ГК РФ закреплена недопустимость действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
По смыслу приведённых выше законоположений, добросовестность при осуществлении гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей предполагает поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующее ей.
Под злоупотреблением правом понимается поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему права, сопряжённое с нарушением установленных в ст. 10 ГК РФ пределов осуществления гражданских прав, осуществляемое с незаконной целью или незаконными средствами, нарушающее при этом права и законные интересы других лиц и причиняющее им вред или создающее для этого условия.
По мнению судебной коллегии, администрация Овюрского района ввела ответчика в заблуждение относительно прав и оснований, порядка заключения договора найма спорного жилого помещения, тогда как ответчик предполагала, что фактически получает жильё в рамках действующей республиканской программы по обеспечению лиц, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, и администрация Овюрского района реализует имеющиеся у неё полномочия.
Заключение "Соглашения о передаче жилого помещения на временное пользование с обеспечением сохранности" свидетельствует об изменении администрацией Овюрского района существа обязательств, закреплённых в федеральном законе N 159-ФЗ, которым на уполномоченный орган возложена обязанность по предоставлению жилья ответчику по договору найма специализированного жилого помещения.
По мнению коллегии, ответчик не обязана была в сложившихся обстоятельствах, когда она была законно признана нуждающейся в жилом помещении, выяснять законность действий органов местного самоуправления по представлению жилья, тогда как администрация Овюрского района в соответствии с действующим на 1 апреля 2014 года порядком не должна была вместо составления договора найма специализированного жилого помещения заключать с ответчиком "Соглашение о передаче жилого помещения на временное пользование с обеспечением сохранности".
При таких обстоятельствах, требуя признания договора специализированного найма недействительным, истец, по мнению судебной коллегии, злоупотребил своим правом по формальным основаниям считать, что с ответчиком не был заключен договор найма специализированного жилого помещения.
На день заключения оспариваемого договора найма специализированного жилого помещения N от 19 августа 2015 года Агентство знало, что в спорном жилом помещении уже проживает ответчик с членами своей семьи; фактически мер к проверке оснований для проживания ответчика не предприняло, согласившись с теми основаниями их заселения, которые были указаны администрацией Овюрского района Республики Тыва. Между тем, как ранее отмечалось судебной коллегией, такие основания являлись незаконными и не порождающими для ответчика каких-либо обязательств, кроме тех, что связаны с наймом специализированного жилого помещения.
Согласно п.1 ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно ч. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Согласно статье 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно статье 205 ГК РФ, в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Ответчик в судебном заседании пояснила, что её просто вызвали в Агентство для подписания договора найма от 19 августа 2015 года, который она подписала в указанную дату, при этом там все знали, что она фактически проживает в спорном жилом помещении с 1 апреля 2014 года. Данное обстоятельство истцом опровергнуто не было.
Помимо этого, судебная коллегия исходит из того, что Агентство обязано было предоставить жилое помещение нуждающемуся лицу по договору специализированного найма свободным от прав третьих лиц. Поэтому Агентство, предоставляя жилое помещение ответчику, не могло не знать, что в спорном помещении уже проживает ответчик с членами её семьи. Иное представителем истца в суде также не было доказано.
Поскольку фактически спорное жилое помещение было передано ответчику как жилое помещение специализированного фонда, то судебная коллегия приходит к выводу о том, что истцом был пропущен срок исковой давности, поскольку со дня как истец узнал о вселении ответчика в спорную квартиру, то есть с 19 августа 2015 года до дня обращения в суд с исковым заявлением о признании договора недействительным 26 ноября 2018 года прошло больше 1 года.
Для признания оспариваемого договора найма недействительным по признаку ничтожности судебная коллегия оснований не находит, поскольку судебной коллегией было признано, что приобретением ответчиком жилого помещения по адресу: ** не были нарушены требования ст. 8 федерального закона 159-ФЗ, а значит оспариваемый договор носит характер оспоримой сделки. Однако, не смотря на это обстоятельство, судебная коллегия также констатирует, что с 19 августа 2015 года до дня обращения истца в суд с иском (8 октября 2018 года) прошло более трёх лет.
Ссылка истца на то, что Агентству стало известно о наличии у истца квартиры по адресу: ** ходе судебного разбирательства по настоящему делу, а значит истцом не был пропущен срока за обращением в суд за восстановлением нарушенного права, судебная коллегия отклоняет как необстоятельную, поскольку фактически спорная квартиры была предоставлена ответчику 1 апреля 2014 года на условиях найма жилого помещения специализированного жилого фонда, в связи с чем в действиях истца усматриваются признаки злоупотребления правом, о которых судебной коллегий было указано ранее.
Поскольку требования иска о признании договора N от 19 августа 2015 года были признаны необоснованными, то требование об освобождении ответчиком спорного жилого помещения, как производное от первого также подлежит отклонению.
Каких-либо сведений, подтверждающих уважительность причин пропуска установленного законом срока, имевших место с 19 августа 2015 года по требованиям о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки, истцом не указано, таких доказательств не представлено, ходатайств о восстановлении срока истцом не заявлялось.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истец пропустил срок обращения с иском в суд без уважительных причин, оснований для восстановления данного срока, суд не находит.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Доводы встречного иска ответчика о признании договора найма N от 19 августа 2015 года судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку передача спорного жилого помещения из ведения органов местного самоуправления под контроль специализированного органа исполнительной власти субъекта РФ, каковым являлось Агентство, не противоречило действующему законодательству и полномочиям как Агентства, так и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва. Само по себе дублирование договора найма специализированного жилого помещения составлением оспариваемого договора N от 19 августа 2015 года не меняет сути сделанных судебной коллегией выводов и не влечёт признание данного договора недействительным по основаниям, указанным ответчиком в своём встречном иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Овюрского районного суда Республики Тыва от 8 февраля 2019 года отменить, принять новое решение следующего содержания:
"В удовлетворении иска Министерства труда и социальной политики Республики Тыва к Н. о признании недействительным договора найма специализированного жилого помещения и обязании освободить жилое помещение отказать
В удовлетворении встречного иска Н. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о признании недействительным договора найма специализированного жилого помещения отказать"
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 июня 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.