Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М,
судей Баутдинова М.Т, Ойдуп У.М,
при секретаре Тойбухаа Т.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ойдуп У.М. гражданское дело по исковому заявлению Ооржак Л.А. в интересах Ооржака А.П. к мэрии г. Кызыла, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, министерству труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе истца на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 апреля 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Ооржак Л.А. в интересах Ооржака А.П. обратилась с вышеуказанным иском к мэрии г. Кызыла, министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Минзем РТ), министерству труда и социальной политики Республики Тыва (далее - Минсоцтруд), ссылаясь на то, что Ооржак А.П. является инвалидом **, состоит на льготной очереди на получение благоустроенной квартиры с 1998 года за N. В 2008 году льготную очередь упразднили, в 2015 году их перерегистрировали в очередь под N. Сама также является инвалидом ** и состоит на учете в онкологическом диспансере. В настоящее время живут у родственников в частном доме. Она выполняет работу по дому, ухаживает за сыном, которому нужен постоянный уход. Каких-либо льгот и социальной помощи от мэрии г. Кызыла не получают. От начальника жилищного отдела мэрии г. Кызыла получила письменный отказ о предоставлении жилого помещения в связи с отсутствием у муниципалитета свободных жилых помещений. Просила суд обязать мэрию г. Кызыла предоставить им жилое помещение для проживания.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 апреля 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец Ооржак Л.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме, указав, что решение принято без учета норм Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент постановки ее сына на очередь. Также указывает, что они не имеют жилья, ее сын является инвалидом, передвигается на инвалидном кресле, страдает хроническими заболеваниями, нуждается в постоянном уходе, что подтверждается приобщенными документами.
В возражении на апелляционную жалобу представитель мэрии г. Кызыла Кудерек Ч.Д. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании истец Ооржак Л.А. апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель мэрии г. Кызыла Кудерек Ч.Д. просила решение суда оставить без изменения и возражала против доводов жалобы истца.
Представители Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, извещенные надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились. О причинах неявки суду не сообщили. Тем самым рассмотрение дела произведено по правилам ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), в отсутствие сторон, извещенных судом надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Абзацем первым статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в части обеспечения жильем лишь в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г. (абзац второй и четвертый статьи 17, статья 28.2).
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г, как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК) установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.
Из ст. 31 Федерального закона N 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, согласно справке бюро медико-социальной экспертизы Ооржак А.П, **, является инвалидом **.
Из контрольной карточки следует, что Ооржак А.П. поставлен на очередь на получение коммунальной квартиры решением горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ и состоит в общей очереди под N.
Из ответа заместителя Мэра г. Кызыла от 19 июня 2017 года следует, что Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла отказало в предоставлении жилого помещения вне очереди в связи с отсутствием у муниципалитета свободных жилых помещений.
Согласно справке следует, что Ооржак Л.А. совместно с Ооржак А.П, с 2007 г. проживают по адресу **
По сведениям единого государственного реестра недвижимости от 14 августа 2017 года следует, что жилой дом, расположенный по адресу: ** зарегистрирован в собственность Ооржак Л.А. и Ооржак А.П, согласно государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация прекращения права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа Министерства труда и социальной политике РТ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в сводном реестре лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, сформированном в 2005 году на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, персональные данные гр. Ооржак А.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не зарегистрированы.
Из ответа Департамента по социальной политике мэрии г. Кызыла следует, что Ооржак А.П. состоит на учете в отделе по работе с инвалидами и ветеранами Департамента по категории " **". Пользуется мерами социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства РТ от 20 апреля 2010 года N 117 "Об утверждении Порядка предоставления (выплаты) мер социальной поддержки гражданам для оплаты жилья и коммунальных услуг, выделяемых за счет средств Федерального бюджета". Ооржак А.П. за получением справки о признании его (семьи) малоимущим в Департамент не обращался. Меры социальной поддержки граждан назначаются без учета сведений о доходах семьи. В связи с этим подтвердить статус гр. Ооржак А.П. малоимущим не представляется возможным.
Ооржак А.П. состоит на " **" учете у врача общей практики, инвалид **. По состоянию здоровья нуждается в посторонней постоянной помощи и уходе.
Из ответа Департаментом экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла от 29 января 2018 года следует, что Ооржак А.П. состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации ** N от ДД.ММ.ГГГГ как инвалид **. Порядковый номер очереди - **. В сводном республиканском реестре лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, сформированном в 2005 году на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, персональные данные Ооржак А.П. не значатся. Сообщить о том, почему данные Ооржак А.П. не попали в вышеуказанный реестр не представляется возможным, так как данный реестр сформирован и утвержден в 2005 году и специалисты, работавшие в то время, в настоящее время не работают в жилищном отделе.
Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец и ее сын состоят на учете в мэрии г. Кызыла и имеют право на меры социальной поддержки в виде получения субсидии на улучшение жилищных условий, а так как они не желают реализовывать своё право на получение вышеуказанной субсидии, то оснований для предоставления жилого помещения вне очереди, не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам с выводами суда первой инстанции о том, что истцы должны реализовать свое право на жилье путем получения вышеуказанной субсидии, так как они относятся к лицам, вставшим на учет до 2005 года, согласиться не может.
Как следует из анализа норм регулирующих правоотношения по обеспечению жильем инвалидов, то за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется. В силу чего граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вступившие до 1 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилыми помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Между тем, истцам обоснованно отказано судом первой инстанции в удовлетворении их требований об обеспечении их жилым помещением по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 53 ЖК граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК, если не истек указанный в статье 53 срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, истцы малоимущими в законном установленном порядке не признавались. В период ** обеспечены были жилым помещением и земельным участком под ним по адресу **. Жилой дом был 44,5 кв.м, земельный участок-921 кв.м.
Истец в суде апелляционной инстанции пояснила, что они имели в совместной собственности с сыном инвалидом дом на земельном участке, продали своим родственникам, но по настоящее время живут и зарегистрированы в этом же доме. Денежные средства, полученные от сделки купли-продажи жилого дома и земельного участка, реализовали на лечение сына.
Следовательно, истцы по своей воле ухудшили свои жилищные условия, продав свой дом.
Таким образом, истцы не учтенные как малоимущая семья и намерено по своей воле ухудшившие свои жилищные условия не имеют право на обеспечение жилым помещение во вне очередном порядке по льготному основанию- инвалидности сына.
Истцы ошибочно полагаю, что одного лишь статуса инвалида детства достаточно для обеспечения их жилым помещением во внеочередном порядке.
Так как истцы состоят на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жильем и по правилам п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" согласно которым граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, то они имеют право быть обеспеченными жилым помещением по истечении пяти лет со дня совершения продажи своего дома и признании их малоимущими гражданами.
При вышеуказанных обстоятельствах судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы основания для отмены, либо изменения оспариваемого решения суда не усмотрела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 мая 2019 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.