Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Бады-Сагаана А.В.
судей Кандана А.А, Ховалыга Ш.А,
при секретаре Дарган Ч.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Конгара С.-Д.И. к администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва о признании незаконными действий по исключению из участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Тыва", понуждении включить в список участников программы по апелляционной жалобе Конгара С-Д.И. на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 25 декабря 2018 года,
установила:
Конгар С-Д.И. обратился в суд с иском к администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва о признании незаконными действий по исключению из участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Тыва", понуждении включить в список участников программы, указывая на то, что 05 апреля 2016 года обратился в администрацию пгт. Каа-Хем о включении в список участников республиканской целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Тыва" программы "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014-2020 годы". Согласно письму администрации пгт. Каа-Хем от 28.04.2016 года его семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список участников, который имеет право на получение социальных выплат на приобретение жилья, в том числе при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья. 17.11.2014 года между истцом и ПАО Сбербанк заключен кредитный договор на получение ипотечного кредита в размере 3 997 000 рублей для приобретения квартиры, в связи с чем получение жилищной субсидии должно было существенно снизить размер ежемесячных платежей. Однако, 28.08.2017 года, на очередном заседании комиссии администрации пгт. Каа-Хем принято решение об исключении его семьи из списка участников подпрограммы, мотивируя тем, что 02.06.2017 истцу исполнилось 36 лет. С решением администрации пгт. Каа-Хем не согласен. Просил признать незаконным решение администрации пгт. Каа-Хем об исключении семьи Конгара С.-Д.И. из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Тыва", обязать администрацию пгт. Каа-Хем включить его семью в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Тыва".
Третьими лицами суд привлек Министерство по делам молодежи и спорта РТ и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ.
Решением суда иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Конгар С.-Д.И. просит отменить решение суда, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в ней.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1050 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы", одними из целей которой является выполнение обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства, предоставление социальной помощи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в первую очередь молодым семьям.
В рамках вышеуказанной Федеральной программы утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", основной целью которой указано государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 26 мая 2014 N 219 утверждена государственная программа Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014-2020 годы" с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Тыва", преследующей аналогичные цели.
Из материалов дела следует, что истец 05.04.2016 года обратился в администрацию пгт. Каа-Хем с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Тыва" федеральной целевой программы "Жилище" на 2016-2020 годы молодую семью в составе Конгар С-Д.И, **
Администрация пгт. Каа-Хем дала ответ за исх. N от 28.04.2016 года о том, что Конгар С-Д.И. включен в список участников республиканской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Тыва на 2016-2020 годы".
12.04.2017 года Конгаром С-Д.И. подано дополнительное заявление в администрацию пгт. Каа-Хем о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Тыва" федеральной целевой программы "Жилище" на 2016-2020 годы молодую семью в составе Конгар С-Д.И, детей: **
Из письма администрации пгт. Каа-Хем следует, что администрация пгт. Каа-Хем направляет учетное дело Конгар С-Д.И. с документами для участия в программных мероприятиях РЦП "Обеспечение жильем молодых семей" Республики Тыва на 2016-2020 годы.
Из свидетельства о праве собственности серии N от 03 декабря 2014 года следует, что Конгар С-Д.И. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: **, на которое имеется обременение права: ипотека в силу закона.
Согласно выписке из ЕГРПН от 21.03.2016 года следует, что жилой дом с земельным участком, расположенный по адресу: ** принадлежит Конгар С.-Д.И. на основании договора купли-продажи от 28.10.2014 г.
Согласно списку молодых семей-участников республиканской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" Республики Тыва на 2016-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2017 году по Кызылскому кожууну Республики Тыва, утвержденному председателем администрации муниципального района "Кызылский кожуун" от 30 августа 2016 года, следует, что семья Конгар С-Д.И. включена в список 23 августа 2016 года.
Из протокола заседания социальной комиссии администрации от 30 августа 2016 года у заместителя председателя администрации пгт. Каа-Хем по рассмотрению заявлений следует, что семья Конгар С-Д.И. включена в список.
Протоколом заседания социальной комиссии администрации пгт. Каа-Хем от 28 августа 2017 года комиссия исключила семью Конгар С.-Д.И. из списка по возрасту.
Суд, исходя из имеющихся материалов дела, приходит к выводу, что несмотря на то, что истцом подавалось заявление на участие в подпрограмме на 2015-2020 годы и администрация пгт. Каа-Хем приняла от них предоставленные документы, однако на момент формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и представляемых в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Конгару С-Д.И. 02 июня 2016 года исполнилось полных 35 лет, что явилось основанием для отказа в признании молодой семьи участником подпрограммы и основанием для невключения в список молодых семей-участников подпрограммы, направляемых в Министерство.
Судебная коллегия с данным выводом суда полагает согласится по следующим основаниям.
Финансирование программы предусмотрено за счет средств федерального бюджета, предоставленных Республике Тыва в виде субсидий, республиканского бюджета и бюджета муниципального образования.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящаяиз одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы" социальная выплата будет предоставляться органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в основном мероприятии, за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию основного мероприятия, в том числе за счет субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведенными в приложении N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Из смысла п. 22 Правил исходит, что одним из оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, в частности, превышение возраста 35 лет каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье.
Правилами предусмотрено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из родителей, в которой или одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет. При этом молодая семья должна соответствовать требованиям на всем протяжении участия в подпрограмме, а не только на день подачи заявления на участие в подпрограмме и включения ее в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
При этом, вопреки доводам жалобы, несоблюдение указанного условия, то есть достижение одним из супругов или родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, исключает возможность участия семьи в подпрограмме. До утверждения соответствующим приказом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка претендентов на получение социальной выплаты в конкретном году, орган местного самоуправления вправе вносить изменения в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, в том числе, путем исключения семей в связи с достижением предельного возраста для участия в подпрограмме, поскольку данный список по своей природе является предварительным, включение в этот список не может рассматриваться как безусловное основание для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что решение администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва об исключении семьи Конгар С.-Д.И. из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Тыва" является правильным, а исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие истца с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, оснований к отмене или изменению решения не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены или изменения состоявшегося решения суда, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 25 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 мая 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.