Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Ховалыга Ш.А,
судей Болат-оол А.В, Кандана А.А,
при секретаре Байыр-оол М.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ховалыга Ш.А.
гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кызыла в интересах Васильевой Н.Н. к Мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения по апелляционному представлению прокурора на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 января 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г..Кызыла в интересах Васильевой Н.Н. обратился в суд с иском к Мэрии г..Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение. В обоснование иска указано на то, что по обращению Васильевой Н.Н. о принятии мер по переселению из аварийного жилого дома по ** проведена проверка. В результате проверки установлено, что заключением межведомственной комиссии от 16 декабря 2008 года многоквартирный дом по ** признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Постановлением Правительства Республики Тыва от 03 июня 2011 года N 667 "Об утверждении республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013-2017 годы" вышеуказанный многоквартирный дом включен в региональную программу Республики Тыва по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по этапу 2013 года. Согласно информации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, жителей указанного дома планировалось переселить в дом **, однако по вине подрядной организации ** строительство этого дома приостановлено. Как сообщила Мэрия г..Кызыла, указать сроки переселения собственников квартир **, а также конкретный дом, куда планируется их переселение, не представляется возможным. В настоящее время существует опасность обрушения дома, в связи с чем проживание либо пребывание в доме создает угрозу для жизни и здоровья жителей дома, в том числе и Васильевой Н.Н, проживающей в ** (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ), что требует незамедлительных мер по предоставлению другого жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.
Просил возложить на ответчика обязанность предоставить Васильевой Н.Н. вне очереди на основании договора мены жилое помещение, равноценное ранее занимаемому, благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте города Кызыла, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 января 2019 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением, прокурор подал апелляционное представление, в котором просил его отменить ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении иска, исходя из того, многоквартирный дом, где проживает истец, не снесен; жильцы продолжают там проживать; жилые помещения у собственников не изымались; соглашение между Васильевой Н.Н. и Мэрией г. Кызыла, определяющее переход права собственности на жилое помещение, в соответствии с которым собственнику предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, не заключалось. Жители указанного дома неоднократно обращались в Мэрию г. Кызыла о переселении их в другой дом, тем самым жители изъявили желание предоставить свои жилые помещения взамен другого. Однако ответчик до настоящего времени соглашения с жильцами, в том числе с Васильевой Н.Н. не заключила, меры по переселению граждан из аварийного дома не принимает.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Дажымба Б.Б, истец Васильева Н.Н. апелляционное представление поддержали.
Представитель ответчика Соян Р.А, представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва - Силинмей Ч.А. просили отказать в удовлетворении апелляционного представления.
Представитель третьего лица Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения вышеуказанных лиц, проверив решение, материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Истцу Васильевой Н.Н. на праве собственности принадлежит квартира по адресу: ** на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Заключением межведомственной комиссии от 16 декабря 2008 года многоквартирный жилой ** признан аварийным и подлежащим сносу.
Как следует из вышеуказанного заключения, данный жилой дом деревянный, двухэтажный, год постройки - **; установлен большой физический износ дома (более 100%); фундаменты - бетонные, имеются местами трещины, осадки; материал стен рассохся, имеются большие щели и трещины, перекошены; перекрытие - несущие балки имеют недопустимые перегибы от старости и усталости; полы деревянные имеют прогибы, щели, трещины, вследствие чего имеют недопустимые уклоны; практически все несущие деревянные конструкции отслужили свой нормативный срок, деформация которых свидетельствует об исчерпании их несущей способности и опасности их обрушения; проект, по которому строился этот дом, не предусматривал антисейсмические мероприятия; инженерные системы дома (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, электроосвещение) не отвечают требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности; надежность здания дома, прочность, устойчивость его строительных конструкций и оснований в связи с большим физическим износом дома в целом снижены до недопустимого уровня.
Аналогичные признаки, характеристики данного дома отражены в акте обследования межведомственной комиссии от 09 декабря 2008 года.
Данный дом был включен в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013 - 2017 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Тыва от 30.11.2012 г. N 667, в этап 2013 года.
Как следует из материалов дела, жильцы вышеуказанного дома неоднократно обращались в органы местного самоуправления, государственной власти по вопросу о скорейшем их переселении.
Согласно сообщению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный дом по адресу: ** входит в этап переселения 2013-2014 годов, планируемый срок - до 01 сентября 2018 года.
Из ответа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ на обращение жителей указанного дома следует, что их переселение запланировано в многоквартирный дом по адресу: **, где по вине подрядной организации ** строительство приостановлено. В целях расселения жителей данного аварийного дома проводятся аукционы по определению иных подрядных организаций для приобретения/строительства помещений. Планируемый срок переселения граждан - 3 квартал 2019 года.
Согласно сообщению Мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ, заказчиком по исполнению этапа программы 2013 года выступает Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла, подрядной организацией - ГБУ Республики Тыва "Управление капитального строительства"; по состоянию на 15 августа 2018 года из данного дома фактически переселены собственники (наниматели) 7 помещений, необходимо переселить собственников 28 квартир; причиной не переселения собственников (нанимателей) помещений в указанном доме является неисполнение муниципальных контрактов со стороны ** выражающихся в не передаче необходимого количества квартир, установленных контрактами, площадей квартир в собственность городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Согласно вышеуказанному Постановлению Правительства Республики Тыва в редакции от 08 февраля 2019 года, планируемая дата окончания переселения жильцов данного дома - IV квартал 2019 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный дом по адресу: ** не снесен, жильцы там продолжают проживать, жилое помещение у собственников не изымалось; соглашение между Васильевой Н.Н. и Мэрией г. Кызыла, определяющее переход права собственности на жилое помещение, в соответствии с которым собственнику предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное освобождаемому жилому помещению, не заключалось.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции не согласна в силу следующего.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как следует из ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 8 вышеуказанной статьи предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, частями 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса РФ.
В силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем вышеуказанного Обзора судебной практики, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Как следует из п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Аналогичные положения содержатся и в Уставе городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
В соответствии с п. 1 ст. 49 Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" Мэрия г. Кызыла (исполнительно-распорядительный орган городского округа "Город Кызыл Республики Тыва") наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва.
Постановлением Мэрии г. Кызыла от 30 мая 2017 года N 570 утверждено Положение о переселении граждан из непригодных жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования городской округ "Город Кызыл Республики Тыва" и обеспечении жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В разделе 3 вышеприведенного Положения определены сроки, меры и решения, которые должны быть приняты в целях обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия приходит к следующему.
Как указывалось выше, многоквартирный жилой **, где имеется квартира истца, заключением межведомственной комиссии признан аварийным и подлежащим сносу еще 16 декабря 2008 года, то есть более 10 лет назад.
Из заключения межведомственной комиссии от 16 декабря 2008 года следует, что физический износ несущих и ограждающих конструкций данного дома привел к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, что в связи с возможностью обрушения здания создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в таком доме, соответственно, такое обстоятельство требует незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое жилое помещение.
В течение длительного времени (с 2013 года) имеет место задержка в реализации программы по переселению граждан из указанного дома, доказательств уважительности причин задержки реализации данной программы в материалы дела не представлено.
Также в материалы дела не представлено доказательств того, что ответчиком принимались меры по выселению жильцов спорного дома, в том числе истца в другие жилые помещения в порядке ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
При указанных выше обстоятельствах и учитывая длительное бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер, определенных ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, и то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится квартира истца, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", судебная коллегия приходит к выводу о том, что Васильева Н.Н. имеет право требовать у Мэрии г. Кызыла предоставления другого жилого помещения в собственность.
В связи с этим и учитывая заявленные требования, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска и принять новое решение о возложении на Мэрию г. Кызыла обязанности предоставить Васильевой Н.Н. на праве собственности взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, равнозначное благоустроенное жилое помещение.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 января 2019 года отменить, принять по делу новое решение следующего содержания:
"Исковое заявление прокурора г. Кызыла в интересах Васильевой Н.Н. к Мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Возложить на Мэрию г. Кызыла обязанность предоставить Васильевой Н.Н. на праве собственности взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, равнозначное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее N кв.м, расположенное в черте г. Кызыла, отвечающее санитарно-техническим нормам".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 мая 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.