Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М,
судей Баутдинова М.Т, Ойдуп У.М,
при секретаре Тойбухаа Т.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по исковому заявлению Сояна А.О. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанностей предоставить земельный участок в аренду, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по апелляционной жалобе истца на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 января 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Соян А.О. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство) указав, что 27 ноября 2017 года обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема) под гараж с разрешённым использованием: для размещения индивидуальных гаражей, расположенного по адресу: ** за капитальными гаражами. К заявлению были приложены: копия паспорта и схема. 28 декабря 2017 года Министерство отказало в утверждении схемы и предоставлении земельного участка в аренду, указав, что на карте градостроительного зонирования территории г..Кызыла испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами, предназначенный для размещения объектов многоквартирных малоэтажных жилых домов. В соответствии с классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, "Жилая застройка" (2.0) включает в себя здания, предназначенные для проживания человека; содержание данного вида разрешённого использования включает в себя содержание видов разрешённого использования кодами 2.1 -.2.7. Код 2.1 "Малоэтажная жилая застройка" предусматривает размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры, выращивание декоративных и сельскохозяйственных культур, размещение гаражей и подсобных сооружений. Согласно коду 2.7 "Обслуживание жилой застройки" разрешено размещение объектов недвижимости, если размещение связано с удовлетворением повседневных потребностей жителей, не причиняет вред окружающей среде и санитарному благополучию, не причиняет существенного неудобства жителям, не требует установления санитарной зоны, а площадь земельных участков под названными объектами не превышает 20 % от площади территориальной зоны.
Испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), во вспомогательные виды разрешённого использования входит размещение стоянок для индивидуальных автомобилей в соответствии с градостроительными нормами и санитарными нормами и правилами. При таких обстоятельствах зона застройки малоэтажными жилыми домами предполагает возможность размещения гаражей.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 января 2019 года исковые требования Сояна А.О. к Министерству оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истец Соян А.О. подал апелляционную жалобу, в которой проси отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска, указав, что решение суда незаконно и необоснованно, поскольку оно вынесено без выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы не соответствуют обстоятельствам дела. Вопреки выводам суда, схема соответствует требованиям законодательства. К вспомогательным видам разрешённого использования на испрашиваемый земельный участок входят: стоянки для индивидуальных автомобилей в соответствии с градостроительными нормами и санитарными нормами и правилами, тем самым судом сделан неправильный вывод о том, что оспариваемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами, где не предусмотрены гаражи-стоянки для автомобилей. Таким образом, зона застройки малоэтажными жилыми домами предполагает возможность размещения гаражей-стоянок для легкового автотранспорта. Иные доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Соян А.О. просил удовлетворить апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, о причинах неявки не сообщал, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, заслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно положениям статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13).
Из материалов дела следует, что 27 ноября 2017 года истец обратился с заявлением в Министерство о предоставлении спорного земельного участка в аренду путём проведения публичных торгов и утвердить схему.
28 декабря 2017 года Министерство отказало в заявлении истца, указав, что истец представил схему не соответствующую требованиям пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, так как испрашиваемый земельный участок отнесён к зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), в которой по установленным градостроительным регламентам ни по основным видам, ни по условно разрешённым, ни по вспомогательным видам разрешённого использования размещение индивидуальных гаражей не предусмотрено.
В ответ на запрос суда, департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла сообщил, что земельный участок, расположенный по адресу: ** согласно Правилам землепользования и застройки городского округа "город Кызыл Республики Тыва", утверждённых решением Хурала представителей г. Кызыла от 27 ноября 2012 года N 432 (далее - Правила), расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), предназначенной для размещения многоквартирных малоэтажных жилых домов до 4 этажей (включительно) с размещением объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в котором не предусмотрен вид разрешённого использования "гаражи".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что представленная истцом схема не соответствует требованиям, утверждённым приказом Минэкономики России от 27 ноября 2014 года N 762. Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду земельного участка является то, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), где не предусмотрен вид разрешённого использования "гаражи".
Судебная коллегия не имеет оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу п. 5 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом утверждённых документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с решением Хурала представителей г. Кызыла от 27 ноября 2012 года N 432 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа "город Кызыл Республики Тыва" (далее - Правила) испрашиваемый истцом земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2).
Согласно ст. 60 Правил (в редакции от 12.10.2017 года с изменениями от 23.05.2017 года) зона застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) предназначена для размещения многоквартирных малоэтажных жилых домов до 4 этажей (включительно) с размещением объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур. Основные виды разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1); среднеэтажная жилая застройка (2.5). Условно разрешенные виды использования: обслуживание жилой застройки (2.7); коммунальное обслуживание (3.1); социальное обслуживание (3.2); бытовое обслуживание (3.3); здравоохранение (3.4); амбулаторно-поликлиническое обслуживание (3.4.1); стационарное медицинское обслуживание (3.4.2); образование и просвещение (3.5); дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1); среднее и высшее профессиональное образование (3.5.2); культурное развитие (3.6); религиозное использование (3.7); Деловое управление (4.1); объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2); магазины (4.4); банковская и страховая деятельность (4.5); общественное питание (4.6); обеспечение внутреннего правопорядка (8.3); Вспомогательные виды разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования (12.0).
Из содержания Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", в описаниях вида разрешённого использования с кодировкой 2.0 (Жилая застройка), 2.1 (Малоэтажная жилая застройка), 2.7 (Обслуживание жилой застройки) не предусматривается разрешённый вид использования земельного участка, как размещение гаражей, в частности индивидуальных.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 данного Кодекса.
Согласно пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка её форме, формату или требованиям к её подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
В соответствии с п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из содержания п. 4 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определённой территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утверждённых документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок в целях строительства индивидуального гаража не может быть размещён на данной территории, поскольку истец при формировании схемы не учёл допустимый вид разрешённого использования (основной, условно разрешённый) на испрашиваемый земельный участок, который не предназначен для размещения индивидуального гаража.
Доводы истца, приведённые как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе о том, что зона застройки малоэтажными жилыми домами предполагает возможность размещения гаражей-стоянок для легкового автотранспорта, не могут быть приняты во внимание, с учётом указанных выше обстоятельств, правового значения не имеют и отмену решения повлечь не могут.
Как указано выше, расположение испрашиваемого земельного участка в зоне застройки малоэтажными жилыми домами, подтверждено сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа "город Кызыл Республики Тыва".
Поскольку истцом заявлены исковые требования, которые содержат спор о праве, судом первой инстанции дело верно рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 мая 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.