Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Бады-Сагаана А.В,
судей Болат-оол А.В, Кандана А.А,
при секретаре Байыр-оол М.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по исковому заявлению Азыраа Б.С. к Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла, мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения вне очереди по апелляционной жалобе мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 07 марта 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Азыраа Б.С. обратилась в суд с иском к Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения вне очереди, указывая на то, что состоит на очереди для получения жилья с 14 января 2016 г. С 2009 г. являлась **, в декабре 2017 г. **; страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание с нею в одной квартире невозможно. Просила обязать ответчика обеспечить ее отдельным жилым помещением вне очереди.
Определением суда от 21 января 2019 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена мэрия г. Кызыла. 26 февраля 2019 г. истец подала уточненное исковое заявление, указав в качестве соответчика мэрию г. Кызыла.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 марта 2018 г. иск Азыраа Б.С. удовлетворен частично, на мэрию г. Кызыла возложена обязанность предоставить Азыраа Б.С. во внеочередном порядке на условиях договора социального найма жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м, в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу. В удовлетворении исковых требований к Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла отказано.
Мэрия г. Кызыла с решением суда не согласилась и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить ввиду нарушения норм материального права и несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Ссылается на то, что, согласно ответу Департамента по социальной политике мэрии г. Кызыла от 01 марта 2019 г, истец состояла на учете в Департаменте, как малоимущая семья; справка о признании семьи малоимущей выдана 13 января 2016 г. Личное дело закрыто в связи с тем, что в течение длительного времени статус семьи, как малоимущей, не был подтвержден.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Азыраа Б.С. просит ввиду необоснованности доводов апелляционной жалобы решение суда оставить без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель мэрии г. Кызыла Монгуш А.Ю. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Истец Азыраа Б.С. с апелляционной жалобой не согласилась и просила решение суда оставить без изменения.
Представитель Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла в судебное заседание не явился, Департамент извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания от него не поступало. Судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие его представителя по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абзац третий ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Внеочередной порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено в числе прочего обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Азыраа Б.С. являлась **, 20 декабря 2017 г. ей установлена ** на срок до 01 января 2020 г.
Азыраа Б.С. страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящей в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N987н, проживает вместе с матерью У. в жилом помещении по адресу: **, общей площадью 27,2 кв.м, принадлежащем на праве собственности У.
С 14 января 2016 г. истец состоит на учете в Департаменте по социальной политике мэрии г. Кызыла, как малоимущая семья.
С 03 марта 2018 г. истец состоит на учете в мэрии г. Кызыла в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
Согласно ответу начальника Департамента по социальной политике мэрии г.Кызыла от 01 марта 2019 г. на запрос суда, истец состояла на учете в Департаменте, как малоимущая семья; справка о признании семьи малоимущей выдана 13 января 2016 г. Личное дело закрыто в связи с тем, что в течение длительного времени статус семьи, как малоимущей, не был подтвержден.
Разрешая спор и удовлетворяя иск Азыраа Б.С. по отношению к мэрии г.Кызыла, суд первой инстанции исходил из того, что Азыраа Б.С. состоит на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящей в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N987н, в связи с чем ее требование к мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма во внеочередном порядке является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия с такими выводами согласна, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам дела.
Поскольку реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, и признанных малоимущими, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления, то иск Азыраа Б.С. к мэрии г. Кызыла удовлетворен судом обоснованно.
Ссылка в апелляционной жалобе на ответ Департамента по социальной политике мэрии г. Кызыла от 01 марта 2019 г. является несостоятельной по следующим основаниям.
Ответчиками не оспаривается, что истец с 14 января 2016 г. состоит на учете в Департаменте по социальной политике мэрии г. Кызыла, как малоимущая.
Ст. 9 Закона Республики Тыва от 17.02.2006 N 1682 ВХ-1 "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" предусмотрена переоценка размера доходов и стоимости имущества граждан в целях повторного подтверждения права на предоставление им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, которая должна проводиться органом местного самоуправления каждые 3 года после постановки семьи на учет в качестве малоимущей и нуждающейся в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Кроме того, предусмотрено проведение окончательной переоценки размера доходов и стоимости имущества принятых на учет граждан в обязательном порядке непосредственно перед заключением договора социального найма.
При этом из содержания ст. 10 вышеуказанного Закона Республики Тыва следует, что гражданин-заявитель должен быть уведомлен органом местного самоуправления о проведении повторного подтверждения статуса малоимущего и о необходимости предоставить соответствующие сведения.
Между тем, из ответа управления правового обеспечения мэрии г. Кызыла от 21 мая 2019 г. на запрос судебной коллегии следует, что органом местного самоуправления не проводилась переоценка размера доходов и стоимости имущества истца в целях повторного подтверждения права на предоставление ей жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, также истец не уведомлялась о проведении повторного подтверждения статуса малоимущего и о необходимости предоставить соответствующие сведения.
В ответе Департамента по социальной политике мэрии г. Кызыла от 22 мая 2019 г. на запрос судебной коллегии сказано, что Азыраа Б.С. состоит на учете Департамента, как малоимущая.
При таких обстоятельствах указание в ответе Департамента по социальной политике мэрии г. Кызыла 01 марта 2019 г. на то, что личное дело истца закрыто в связи с тем, что в течение длительного времени статус семьи, как малоимущей, не был подтвержден, не свидетельствует об утрате истцом статуса малоимущей и не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, подлежащие применению при разрешении данного спора, правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска в части. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.