Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Темираева Э.В.
судей Лишуты И.В, Григорян М.А.
при секретаре Санакоевой Э.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Г. на решение Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 14 февраля 2019 года, которым постановлено: Г. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Владикавказ о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, включении периодов работы в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии и выплате пенсии с учетом индексации с момента обращения, отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Григорян М.А, объяснения Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей ГУ-УПФР в г. Владикавказе Ф. и Б, не поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания,
установила:
Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Владикавказе о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии, обязании назначить досрочную страховую пенсию и выплатить ее с учетом индексации с момента обращения.
В обоснование требований истец указал, что 10 ноября 2017 года обратился в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г..Владикавказе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с достижением возраста 55 лет. Общий трудовой стаж составляет более 25 лет, из которых 15 лет проживал и занимался трудовой деятельностью в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Решением N4/207112/17 от 31 января 2018 года ответчик отказал ему в установлении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку периоды прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы заявителя с 13.07.1983 года по 11.05.1995 года в Архангельской области не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ. Считает, что ответчик должен был включить в специальный стаж период его службы в рядах Советской Армии с 05.05.1981 года по 25.04.1983 года, период прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы заявителя с 13.07.1983 года по 11.05.1995 года в Архангельской области и период работы в Коллегии адвокатов Архангельской области с 01.12.1995 года по 18.08.2003 года. В силу п. 6 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" гражданам, работающим как в районах Крайнего Севера, так и приравненным к ним местностям, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При прохождении службы в УВД Архангельской области в 1987 году действовал Закон СССР от 14.07.1956 г.."О государственных пенсиях" и Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N590.
Пунктом 109 Положения определено, что в общий стаж работы засчитывались и служба в рядах Советской Армии и органах милиции (подпункт "к"). В связи с этим, периоды обучения в училищах, прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании Г. исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить их.
Представители ответчика - ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в г. Владикавказе - С. и Б. исковые требования не признали, считая их необоснованными, пояснили, что осуществляя полномочия по назначению пенсии, органы Пенсионного фонда проводят работу по оценке документов, представленных заявителем для подтверждения права на пенсию, в том числе правильность их оформления. При проведении документальной проверки, не подтвердился факт работы истца в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях. Общая продолжительность стажа на соответствующих видах работ Г. составляет 5 лет 3 месяца 13 дней (в местности, приравненной к районам Крайнего Севера). Срочную службу в Вооруженных Силах СССР истец проходил в Горийском районе Грузинской ССР, службу в ОВД начинал в 1983 г. в Осетии, а в октябре 1987 года был направлен для продолжения службы в Архангельскую область. Просили отказать в удовлетворении исковых требований Г.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Г. просит отменить решение суда, считая его неправильным и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с п. 6 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Из материалов дела видно и установлено судом, что Г. с 05 мая 1981 года по 25 апреля 1983 года проходил службу в рядах Советской Армии; с 13.07.1983 года по 01.10.1985 год - в органах внутренних дел РСО-Алания; с 01.10.1985 года по 01.10.1987 года являлся курсантом Ростовской специальной средней школы подготовки начсостава МВД СССР; с 01.10.1987 года по 11.05.1995 года проходил службу в УВД Архангельской области. С 01. 12. 1995 года по 18.08. 2003 года занимался адвокатской деятельностью в Архангельской областной коллегии адвокатов.
10 ноября 2017 года он обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владикавказе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-УПФР по г. Владикавказ N4/207112/17 от 31 января 2018 года ответчик отказал истцу в установлении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку периоды прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы заявителя с 13.07.1983 года по 11.05.1995 года в Архангельской области не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ. Общая продолжительность стажа на соответствующих видах работ Г. (в местности, приравненной к районам Крайнего Севера), составляет 5 лет 3 месяца 13 дней.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Г. о включении в специальный стаж периоды его службы с 05.05.1981 года по 25 апреля 1983 года в рядах Советской Армии, с 13 июля 1983 года по 11 мая 1995 года в органах внутренних дел УМВД России по Архангельской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период прохождения военной службы и приравненной к ней службы не может быть включен в специальный трудовой стаж работы истца в районах Крайнего Севера.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовал с 01.01.2002 г. до 01.01.2015 г.) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ч. 1 ст. 11 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (действует с 01.01.2015 г.).
В соответствии с пунктом 3 ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны. Таким образом, период прохождения военной и иной приравненной к ней службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Ранее действовавшим пенсионным законодательством время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст. ст. 14, 88 и 90 Закона РФ от 20.11.1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Как следует из п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516.
Данные Правила не предусматривают включения в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения указанной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.10.2006 г. N 380-О, от 29.09.2011 г. N 1040-О-О, от 25.01.2012 г. N 19-О-О, от 24.09.2012 г. N 1505-О и др.).
Таким образом, период прохождения истцом службы в органах внутренних дел зачету в специальный стаж не подлежит. В связи с этим, суд первой инстанции обоснованно посчитал неправомерными требования истца в указанной части.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, в связи с тем, что требуемого специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии у Г. не имеется.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Доводы апелляционной жалобы не подтверждают наличие предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, по существу повторяют позицию истца в суде первой инстанции, которая была предметом исследования суда и получила надлежащую оценку.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 14 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Темираев Э.В.
Судьи Лишута И.В.
Григорян М.А.
Справка: дело по первой инстанции рассмотрено федеральным судьей Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания Амбаловой Ж.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.