Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Моргоева Э.Т,
судей Дзуцевой Ф.Б. и Гатеева С.Г,
при секретаре Кучиевой М.З,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Голоева К.А. на решение Ленинского районного суда г. Владикавказ от 22 октября 2018 года, которым постановлено: Административные исковые требования Голоев К.А.... 7 к Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия- Алания о признании незаконным отказа Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания от... во включении Голоев К.А.... 7 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и возложении обязанности на Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания предоставить Голоев К.А.... 7 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гатеева С.Г, объяснения Голоева К.А. и его представителя Парсиева А.К, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Голоев К.А. обратился в суд с административным иском к Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, в котором просит: признать незаконным отказ Министерства груда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания от... во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания предоставить ему, Голоеву К.А, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что он, Голоев К. А, не является и никогда не являлся нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником каких-либо жилых помещений. В возрасте 6 лет он остался без попечения родителей, в настоящий момент является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. 14 мая 2018 года он обратился в Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания с заявлением, в котором просил предоставить ему и членам его семьи в количестве 3-х человек благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания от 24 мая 2018 года... ему было отказано в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в связи с тем, что по информации Алагирского районного суда Республики Северная Осетия- Алания решение о лишении родительских прав Габолаевой Б. М. в отношении Голоева К.А. не выносилось, следовательно, он не имеет социально-правового статуса лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и вопрос о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не может быть рассмотрен. Считает решение Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания от 24 мая 2018 года... об отказе во включении его список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не соответствующим закону, нарушающим его права и законные интересы.
Голоев К.А. в судебное заседание не явился. Его представитель Парсиев А.К. в судебном заседании иск Голоева К.А. поддержал и пояснил, что Голоев К.А. не является и никогда не являлся нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником каких-либо жилых помещений. В возрасте 6 лет он остался без попечения родителей, в настоящий момент является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. 14 мая 2018 года он обратился в Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания с заявлением, в котором просил предоставить ему и членам его семьи в количестве 3-х человек благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания от 24 мая 2018 года... ему было отказано в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в связи с тем, что по информации Алагирского районного суда Республики Северная Осетия-Алания решение о лишении родительских прав Габолаевой Б.М. в отношении Голоева К.А. не выносилось, следовательно, он не имеет социально-правового статуса лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и вопрос о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не может быть рассмотрен. В силу статьи 4 ФЗ от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в случае, если дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу этого Федерального закона.
Законодательством на федеральном уровне определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации. При этом ни статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути, формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. В силу того, что, с 12 марта 1986 года (дата принятия Решения Исполнительного комитета Алагирского районного Совета народных депутатов) до достижения совершеннолетия Голоев К.А. являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, а с момента достижения совершеннолетия лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, он должен быть включен в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Считает решение Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания от 24 мая 2018 года... об отказе во включении его список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не соответствующим закону, нарушающим его права и законные интересы.
Просил признать незаконным отказ Министерства груда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания от 24 мая 2018 года... во включении Голоева К.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и обязать Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания предоставить Голоеву К.А, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Представитель административного ответчика Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания... 13 в судебном заседании иск Голоева К.А. не признала и пояснила, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159- ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к категории детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке. Голоев (Габолаев) К.А,... года рождения, решением Исполнительного Комитета Алагирского районного Совета народных депутатов от 12 марта 1986 года... по заявлению матери,... 4, передан под опеку бабушке,... 2. Согласно сведениям Алагирского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 22 июня 2016 года... решение о лишении родительских прав... 4 в отношении Габолаева К.А. не выносилось.
Следовательно, Голоев (Габолаев) К.А. не имел социально-правового статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, и не имел права на дополнительные гарантии по социальной поддержке, том числе по обеспечению жильем. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Федеральным законодателем в статьи 1 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено полномочие субъекта Российской Федерации устанавливать порядок предоставления благоустроенных жилых помещений указанной категории лиц.
Согласно статье 6 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2005 года N 68-РЗ "Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" уполномоченный орган исполнительной власти Республики Северная Осетия- Алания формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В соответствие с постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 августа 2016 года N279 "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания по формированию республиканского списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на получение жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется территориальными органами Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания - Управлениями социальной защиты населения внутригородских районов г..Владикавказ и районов республики - территориальными органами опеки и попечительства.
По заявлению законных представителей в список включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, по месту, откуда выбыл несовершеннолетний, и (или) по месту пребывания (организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В случае непредставления в установленный срок законными представителями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении детей в список, территориальный орган опеки и попечительства в течение 30 календарных дней со дня истечения срока подачи указанного заявления самостоятельно принимает меры для включения указанных детей в список. Заявление о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подается ими в территориальный орган опеки и попечительства по месту, откуда выбыл несовершеннолетний, и (или) по месту их постоянного проживания. Заявление о включении в список и документы, представляются самостоятельно лицом, в отношении которого решается вопрос о включении в список, лично либо уполномоченным лицом при наличии доверенности, оформленной и удостоверенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Датой включения гражданина в список считается дата подачи заявления. Территориальный орган опеки и попечительства в течение 30 дней после получения документов выдает гражданину справку о постановке или обоснованный письменный отказ в постановке его на регистрационный учет на получение жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений. Исключительно территориальные органы Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания - управления социальной защиты населения внутригородских районов г..Владикавказ и районов республики принимают заявления о включении в список на получение жилья по договору найма специализированных жилых помещений, принимает решении о включении или об отказе во включении гражданина в список.
Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия- Алания указанные полномочия не исполняет. Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания на основании списков, полученных от территориальных органов опеки и попечительства, формирует сводный республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и направляет в Межведомственную комиссию при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (далее - Межведомственная комиссия) на утверждение.
Сводный список формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жильем по договору найма специализированных жилых помещений в территориальных органах опеки и попечительства. В соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия- Алания от 16 августа 2016 года N279 "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа", а также Административным регламентом Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания предоставления государственной услуги по включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список на получение жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 февраля 2010 года N34 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг", заявитель для рассмотрения вопроса о внесении в список должен предоставить утвержденный перечень документов. В соответствии с пунктом 41 указанного Административного регламента основанием для отказа в приеме документов для получения государственной услуги является, в том числе представление неполного перечня документов.
Голоев К.А. в территориальный орган опеки и попечительства с заявлением о внесении в список не обращался, документы не предоставлял. В соответствие с постановлением Правительства Республики Северная Осетия- Алания от 12 декабря 2017 года... "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 августа 2016 года... "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" Министерство жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания определено уполномоченным органом исполнительной власти по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, управлению специализированным жилищным фондом. Просит отказать Голоеву К.А. в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
По делу постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился Голоев К.А, в апелляционной жалобе просил его отменить, удовлетворить исковые требования.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу 4 статьи 1 и пункту 1 статьи 8 вышеназванного Закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к категории детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Судом первой инстанции установлено, что Голоев (Габолаев) К.А. (... 8),... года рождения, решением Исполнительного Комитета Алагирского районного Совета народных депутатов от 12 марта 1986 года... по заявлению матери,... 4, передан под опеку бабушке,... 2.
Согласно свидетельству о рождении.., Голоев К.А.... 7 родился.., в графе "мать" указана... 4, в графе "отец" стоит прочерк.
Записью акта о перемене имени... от... подтверждается, что Габолаев К.А. сменил фамилию на "Голоев".
Как видно из решения Исполкома Алагирского районного совета народных депутатов... от.., над несовершеннолетним Габолаевым К.А. установлена опека и опекуном назначена его бабушка... 2
Согласно ответу Алагирского районного суда Республики Северная Осетия-Алания на запрос от 19 сентября 2018 года.., в архиве суда дело о лишении родительских прав... 4 в отношении Габолаева К.А. отсутствует.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены вышеназванными нормами права, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 августа 2016 года N279 "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа", а также Административным регламентом Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания предоставления государственной услуги по включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список на получение жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 февраля 2010 года N34 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг", заявитель для рассмотрения вопроса о внесении в список должен предоставить утвержденный перечень документов.
В соответствии с пунктом 41 указанного Административного регламента основанием для отказа в приеме документов для получения государственной услуги является, в том числе представление неполного перечня документов.
Как установлено в судебном заседании, Голоев К. А. в территориальный орган опеки и попечительства с заявлением о внесении в список не обращался до достижения им 23-х летнего возраста, документы не предоставлял.
Согласно письма заместителя министра труда и социального развития Республик Северная Осетия - Алания... 21... от 24 мая 2018 года, Голоеву К.А. отказано во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку Голоев К.А. не входит в категорию лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что поскольку до достижения 23 лет Голоев К.А. не обращался в уполномоченный орган, с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не был поставлен до указанного возраста на учет нуждающихся в жилом помещении среди указанной категории лиц, и на момент обращения к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения не относился к числу лиц вышеуказанной категории в связи с достижением 23-летнего возраста, оснований для признания оспариваемого отказа Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания от 25 мая 2018 года... незаконным у суда не имеется.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Таким образом, объективных и исключительных причин препятствовавших Голоеву К.А. своевременно обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы были предметом проверки при рассмотрении дела районным судом, и им дана надлежащая правовая оценка. Они сводятся к неправильному толкованию норм материального и процессуального права, не опровергают законность решения суда, а потому, не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Владикавказ от 22 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Голоев К.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Э.Т. Моргоев
Судьи Ф.Б. Дзуцева
С.Г. Гатеев
Справка: дело рассмотрено по первой инстанции Ленинским районным судом г. Владикавказ под председательством судьи Коваленко В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.