Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Хадонова С.З,
судей Моргоева Э.Т. и Гатеева С.Г,
при секретаре Гагкаевой Ю.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Марзоева Б.А. на решение Ирафского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 13 февраля 2019 года, которым постановлено: в удовлетворении административных исковых требований Марзоев Б.А. к Призывной комиссии Ирафского района РСО-Алания о признании незаконным решения Призывной комиссии Ирафского района РСО-Алания, оформленного протоколом... от... о признании Марзоева Б. А. не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований, отмене решения Призывной комиссии Ирафского района РСО-Алания, оформленного протоколом... от... о признании Марзоева Б.А. не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований и признании Марзоева Б.А. не прошедшим военную службу по призыву, имея на то законные основания, отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Гатеева С.Г, выслушав объяснения Марзоева Б.А, поддержавшего доводы апелляционной инстанции, представителя Военного комиссариата Республики Северная Осетия-Алания Джиоевой А.Г, возражавшей по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Марзоев Б.А. обратился в суд с иском к Призывной комиссии Ирафского района Республики Северная Осетия-Алания о признании незаконным решения Призывной комиссии Ирафского района Республики Северная Осетия-Алания, оформленного протоколом... от... о признании Марзоева Б. А. не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований, отмене решения Призывной комиссии Ирафского района Республики Северная Осетия-Алания, оформленного протоколом... от... о признании Марзоева Б.А. не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований и возложении на Военный комиссариат Республики Северная Осетия-Алания обязанности рассмотреть вопрос о выдаче военного билета Марзоеву Б.А. в установленном законом порядке,
Решением Ирафского районного суда РСО-Алания от 13 июля 2018 года в удовлетворении исковых требований Марзоева Б. А. отказано ввиду пропуска срока обращения в суд без уважительной причины.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РСО-Алания от 04 октября 2018 года данное решение отменено, административное дело направлено в Ирафский районный суд Республики Северная Осетия-Алания для рассмотрения по существу.
27 ноября 2018 года Марзоев Б. А. изменил исковые требования. Одно из ранее заявленных административных исковых требований - о возложении на Военный комиссариат Республики Северная Осетия-Алания обязанности рассмотреть вопрос о выдаче военного билета Марзоеву Б. А. в установленном законом порядке, изменил на требование о признании Марзоев Б.А. не прошедшим военную службу по призыву, имея на то законные основания.
Марзоев Б.А. и его представитель Химилонов О.О. административные исковые требования поддержали, просили суд удовлетворить иск в полном объеме. Пояснили, что с 2004 года Марзоев Б.А. был поставлен на первичный воинский учет в Военном комиссариате Дигорского и Ирафского районов. После того, как Марзоев Б.А. обратился в военный комиссариат Дигорского и Ирафского районов РСО-Алания с заявлением о выдаче ему военного билета в связи с достижением 27 летнего возраста, Призывная комиссия Ирафского района 22 июня 2017 года приняла решение, оформленное протокол.., положив в основу, что Марзоев Б.А. в период с 2009-2014 г..г. не являлся на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, на основании п.1.1 ст. 28 и п.1 ст. 52 зачислен в запас, взамен военного билета выдана справка. Однако Марзоев Б.А. от прохождения им военной службы по призыву он не уклонялся. В материалах его личного дела призывника нет доказательств уклонения от прохождения военной службы, нет доказательств организации его призыва на военную службу. Исходя из этого, вывод Призывной комиссии Ирафского района не основан на положениях действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела. Призывная комиссия Ирафского района обязана была признать Марзоева Б. А. не прошедшим военную службу, имея на то законные основания и принять решение о выдаче военного билета. Никаких розыскных мероприятий в отношении Марзоева Б.А. комиссариатом не проводились, материалов в следственный комитет по поводу его неявки, уклонения, не передавались. Контроль за наличием призывника основания для освобождения от призыва на военную службу или отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования.
Согласно п. "з" ч.1 ст. 24 Закона, отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования, указанных органов и учреждений, соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий, на время службы указанных органов и учреждений. Трудовая деятельность Марзоева Б.А. с 01 сентября 2006 года в органах внутренних дел не прерывалась. После того, как он пришел в Военный комиссариат г..Воронеж, и написал заявление о передаче его личного дела по месту жительства в Военный комиссариат Дигорского и Ирафского районов, они обязаны были сразу направить личное дело по месту его нахождения. Даже если у них не было такого заявления, ежегодно Военный комиссариат делает запросы в те или иные учебные заведения о наличии того или иного призывника. С 2011 года Военный комиссариат г..Воронеж должен был направить личное дело в Военный комиссариат Дигорского и Ирафского районов. Марзоев Б.А. по настоящее время работает участковым уполномоченным ОМВД России по Ирафскому району РСО-Алания с 1 января 2012 года. До этого состоял в должности командира взвода в полку УВО г..Владикавказ, учился в Воронежском институте МВД России - курсантом с 2006-2012 г..г. В 2011 году по собственному желанию за две недели до сдачи государственных экзаменов отчислен, через год приехал, сдал экзамены и получил диплом тем же годом. По приезду устроился сразу в полку УВО г..Владикавказ, работал командиром взвода. Отсрочка ему была предоставлена Военным комиссариатом Дигорского и Ирафского районов в 2004 году, тогда он учился в Северо-Осетинском Государственном Университете, со второго курса перешел на заочное отделение, и уехал поступать на очное обучение в Воронежский институт МВД в 2006 году.
Когда он приехал с г..Воронежа, военный комиссариат Дигорского и Ирафского районов знал об этом потому, что он каждый год с работниками комиссариата проводит какие-то мероприятия по призыву. О том, что его личное дело отправили в г..Воронеж, Марзоев Б.А. узнал, когда подписывал обходной лист, где был один подпункт - военный комиссариат, он к ним зашел, объяснил, что состоит у них на учете, но уезжает на постоянное свое местожительство в Осетию и написал заявление об этом. Повестка Марзоеву Б.А. не направлялась. Он должен был состоять на специальном учете, как сотрудник полиции и вправе рассчитывать на отсрочку. С заявлением о предоставлении отсрочки не обращался, но каждый год отдел кадров направляет списки лиц, у которых нет военных билетов в военкомат. Военкомат должен был знать, что он работает в органах внутренних дел, его работа участкового уполномоченного связана с военным комиссариатом. Личное дело прислали из г..Воронежа, когда он обратился в 2017 году за военным билетом, ему сказали, что он не состоит на учете. Когда Марзоев Б.А. переехал с г..Воронеж после обучения, в военный комиссариат не сообщил, так как считал, что когда его личное дело пришлют, его поставят на учет сами.
Представитель Призывной комиссии Ирафского района Республики Северная Осетия-Алания Каиров М. М, в судебное заседание не явился.
Представитель Военного комиссариата Республики Северная Осетия-Алания Джиоева А.Г, в судебном заседании административные исковые требования не признала и пояснила, что в 2005 году Марзоев Б. А. поступил на очную форму обучения на исторический факультет СОГУ, в связи с чем, ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2009 года. На 3 курсе он переходит с очной формы обучения на заочную. С этого момента он право на отсрочку потерял, своевременно военный комиссариат не оповестил об изменении формы обучения. С 2006 года Военный комиссариат должен был проводить мероприятия по его уведомлению, но из-за того, что им не было известно о том, что Марзоев Б.А. потерял право на отсрочку, они не проводились. После этого он поступил в Воронежский институт МВД. В нарушение закона с воинского учета в Ирафском районе не снялся, прибыл туда, стал обучаться. Военный комиссариат Воронежа сделал запрос в Военный комиссариат Ирафского Дигорского районов, личное дело направили туда, и он был снят с воинского учета в Ирафском районе. В период обучения в г. Воронеж Марзоев Б.А. право на отсрочку не имел и его разыскивали. В 2011 году он пишет заявление об отчислении, с г. Воронежа прибывает в Осетию, устраивается на работу в МВД и опять в нарушение закона, он не снялся с воинского учета, заявления в личном деле нет. Прибыв в Северную Осетию, на воинский учет не встал, тем самым умышленно уклонялся. Постановка на воинский учет производится лично, граждане, подлежащие призыву должны лично сообщить в Военный комиссариат о постановке на воинский учет, о том, что они убывают на срок более трех месяцев, либо прибывают на новое место жительство. У Военного комиссариата возникло право поставить его на воинский учет уже запасников, только тогда, когда он явился и изъявил свое желание, и только тогда Военный комиссариат по закону узнал о его существовании. Просила отказать в удовлетворении административных исковых требований.
По делу постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился Марзоева Б. А, в апелляционной жалобе просил его отменить, и удовлетворить исковые требования.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу и дополнения к ним, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, подп. "в" п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (п. 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Согласно п. 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Как усматривается из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, Марзоев Б.А. поставлен на первоначальный воинский учет 16 января 2004 года Военным комиссариатом Дигорского и Ирафского районов РСО-Алания. 11 ноября 2005 года Призывной комиссией Ирафского района РСО-Алания ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "а" п.2 ст.24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", как обучающемуся по очной форме обучения в Северо-Осетинском государственном университете имени K.Л. Хетагурова по направлению - История до 01 июля 2009 года. В 2006 году Марзоев Б. А. перевелся на заочную форму обучения и окончил обучение в 2008 году (диплом N.., регистрационный... от 10.07.2008 г.). С момента перевода Марзоева Б. А. на заочную форму обучения, он потерял право на предоставленную ему отсрочку от призыва на военную службу по основанию подпункта "а" п.2 ст.24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно справке, выданной Начальником Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации"... 8... от 15 сентября 2007 года, Марзоев Б.А. на основании приказа... от... года поступил в Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации на очную форму обучения по специальности - Юриспруденция. 12 марта 2007 года Марзоев Б.А. снят с воинского учета Военным комиссариатом Дигорского и Ирафского районов РСО-Алания, личное дело гражданина, подлежащего призыву на военную службу Марзоева Б.А. по запросу Военного комиссара Советского и Ленинского районов г.Воронеж Воронежской области направлено в Военный комиссариат Советского и Ленинского районов г.Воронеж Воронежской области, где он поставлен на воинский учет 05 июля 2007 года.
Согласно выписке из приказа... от 24 июня 2011 года, младший лейтенант милиции Марзоев Б.А. из Воронежского института Министерства внутренних дел Российской Федерации отчислен по собственному желанию с 27 июня 2011 года и направлен для дальнейшего прохождения службы в МВД по РСО-Алания. Марзоев Б.А. с 27 июня 2011 года по 27 июля 2011 года был зачислен в распоряжение УВО МВД по РСО-Алания (г. Владикавказ), с 27 июля 2011 года по 01 января 2012 года работал в должности командира 2 взвода 2 роты 1 батальона полка полиции УВО МВД по РСО-Алания (г.Владикавказ), с 01 января 2012 года по 10 ноября 2014 года работал участковым уполномоченным полиции ГУУП ОУУП и ПДН отделения МВД России по Ирафскому району (с. Чикола), с 11 ноября 2014 года по настоящее время работает участковым уполномоченным полиции ГУУП ОУУП и ПДН отделения МВД России по Ирафскому району (с.Чикола).
11 октября 2014 года Марзоев Б.А. достиг 27 лет. Через три года после достижения Марзоевым Б. А. возраста 27 лет - 05 июня 2017 года Марзоев Б.А. обратился в Военный комиссариат Дигорского и Ирафского районов РСО-Алания с заявлением о выдаче документа воинского учета в связи с достижением им возраста 27 лет. Личное дело гражданина, подлежащего на военную службу Марзоева Б. А. было истребовано из Военного комиссариата Советского и Ленинского районов г. Воронеж Воронежской области.
Решением Призывной комиссии Ирафского района РСО-Алания от 22 июня 2017 г, Марзоев Б.А. на основании пункта 1.1 ст. 28 и п.1 ст. 52 Федерального закона от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе", признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и зачислен в запас по достижении 27 лет (протокол... от... ).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что Марзоев Б.А. в период с 01 января 2014 года до 11 октября 2014 года подлежал призыву на военную службу, отсрочки от призыва не имел. С заявлением о предоставлении ему отсрочки в связи со службой в органах внутренних дел не обращался. При этом в нарушение требований ст.10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Марзоев Б.А. не сообщил Военному комиссару Советского и Ленинского районов г. Воронеж Воронежской области, а также в военный комиссариат по месту жительства, о переезде на новое место жительства.
Доводы апелляционной жалобы были предметом проверки при рассмотрении дела районным судом, и им дана надлежащая правовая оценка. Они сводятся к неправильному толкованию норм материального и процессуального права, не опровергают законность решения суда, а потому, не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ирафского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 13 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Марзоев Б.А. - без удовлетворения.
Председательствующий С.З. Хадонов
Судьи Э.Т. Моргоев
С.Г. Гатеев
Справка: дело рассмотрено по первой инстанции Ирафским районным судом РСО-Алания под председательством судьи Темировой О.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.