Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:
председательствующего Эмиева Т.Ш-А,
судей Дауркиной П.П, Мовлаевой Т.И,
при секретаре Магомадовой Л.Г,
рассмотрев в судебном заседании 15 мая 2019 года апелляционное представление прокурора на решение Грозненского районного суда ЧР от 14 ноября 2018 года по делу по иску прокурора в интересах Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды ЧР, администрации Грозненского муниципального района ЧР, администрации села Лаха-Варанды Грозненского муниципального района ЧР, Садыкову Зелимхану Хизировичу, Бешиеву Исе Алмановичу, Бешиеву Юнусу Альбековичу, Хадашеву Расулу Вахидовичу, Исмаилову Рамзану Умаровичу, Ковраеву Абубакару Сатуевичу, Дукаеву Зелимхану Асланбековичу, Баталову Аслану Абубакаровичу, Исаевой (Шидаевой) Альбике Шарафудиновне, Баталову Алихану Абубакаровичу, Дукаеву Солт-Ахмаду Хас-Магамедовичу, Бешиеву Бекхану Арбиевичу, Бешиеву Юше Алитовичу, Шамсадову Xожахмеду, Бешиеву Арбий Умаровичу, Баталову Амирхану Абубакаровичу, Бешиеву Алихану Альбековичу, Джамалханову Русламбеку Хамидовичу, Ковраевой Залехе Абдул-Муслимовне, Байдаевой Билхис Докуевне, Шамсадовой Небиле Абдулгалимовне, Бешиеву Дждамбулату Алитовичу, Ахмадову Шамилю Султановичу, Эхаеву Турко Абуевичу, Хадашеву Раману Вахидовичу, Гилагаеву Хас-Магомеду Саид-Магомедовичу, Гилагаеву Сайд-Магомеду Магомедовичу о признании незаконными распоряжений сельской и районной администраций о предоставлении гражданам земельных участков, аннулировании в ЕГРП записей о регистрации права, признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ЧР по защите имущественных прав Российской Федерации, возложении на ответчиков обязанности освободить земельные участки лесного фонда и восстановлении положения существовавшего до нарушения имущественных прав Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор в интересах Российской Федерации обратился в Грозненский районный суд ЧР с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды ЧР, администрации Грозненского муниципального района ЧР, администрации села Лаха-Варанды Грозненского муниципального района ЧР, Садыкову З.Х, Бешиеву И.А, Бешиеву Ю.А, Хадашеву Р.В, Исмаилову Р.У, Ковраеву А.С, Дукаеву З.А, Баталову А.А, Исаевой (Шидаевой) А.Ш, Баталову А.А, Дукаеву С-А.Х-М, Бешиеву Б.А, Бешиеву Ю.А, Шамсадову X, Бешиеву А.У, Баталову А.А, Бешиеву А.А, Джамалханову Р.Х, Ковраевой З.А-М, Байдаевой Б.Д, Шамсадовой Н.А, Бешиеву Д.А, Ахмадову Ш.С, Эхаеву Т.А, Хадашеву Р.В, Гилагаеву Х-М.С-М, Гилагаеву С-М.М, о признании незаконными распоряжений сельской и районной администраций о предоставлении гражданам земельных участков, аннулировании в ЕГРП записей о регистрации права, признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ЧР по защите имущественных прав Российской Федерации, возложении на ответчиков обязанности освободить земельные участки лесного фонда и восстановлении положения, существовавшего до нарушения имущественных прав Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что проверкой, проведенной прокуратурой Чеченской Республики в январе-марте 2016 года по обращению Росреестра Чеченской Республики выявлены многочисленные факты незаконного отчуждения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство из категории земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации. Администрациями Грозненского муниципального района Чеченской Республики и села Лаха-Варанды Грозненского муниципального района ЧР издано 27 распоряжений о предоставлении в собственность под индивидуальное жилищное строительство земельных участков из категории земель лесного фонда. Общая площадь незаконно отчужденных земельных участков составила 21 585 кв.м, общая кадастровая стоимость указанной площади составляет 1 931 456 рублей.
Несмотря на факты незаконного отчуждения земельных участков лесного фонда Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды ЧР меры по защите имущественных прав Российской Федерации до настоящего времени не приняты. Просит суд удовлетворить их исковые требования.
Решением Грозненского районного суда ЧР от 14 ноября 2018 года в удовлетворении исковых требований прокурору отказано.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, а так же на не надлежащее извещение ответчиков о времени и месте судебного заседания.
В возражениях на апелляционное представление представитель Джамалханова Р.Х, Баталова А.А, Баталова А.А, Баталова А.А. - Молаева Ж.М, представитель Бешиева Д.А. - Абубакаров У.Д. просят решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
Бешиев Ю.А, Хадашев Р.В, Дукаев З.А, Баталов А.А, Исаева (Шидаева) А.Ш, Баталов А.А, Дукаев С-А.Х-М, Бешиев Б.А, Бешиев Ю.А, Шамсадов X, Бешиев А.У, Баталов А.А, Бешиев А.А, Ковраева З.А-М, Байдаева Б.Д, Бешиев Д.А, Ахмадов Ш.С, Эхаев Т.А, Хадашев Р.В, Гилагаев Х-М.С-М, Гилагаев С-М.М, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании прокурор поддержала доводы апелляционного представления и просила решение суда отменить.
Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ЧР Асуев Ш.Х, представитель администрации Грозненского муниципального района ЧР Минкаилова Э.В, глава администрации села Лаха-Варанды Грозненского муниципального района ЧР Идалова Н.С-М, Садыков З.Х, Бешиев И.А, Исмаилов Р.У, Ковраев А.С, Джамалханов Р.Х, его представитель Молаева Ж.М, представитель Бешиева Д.А. - Абубакаров У.Д. возражали против удовлетворения апелляционного представления и просили решение суда оставить без изменения.
Заслушав доклад судьи Дауркиной П.П, выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Как усматривается из обстоятельств дела, Правительство Чеченской Республики своим постановлением N 127 от 06 августа 2008 года "Об изъятии земель сельскохозяйственного назначения государственных унитарных предприятий Грозненского района и переводе их в категорию земель населенных пунктов" в пределах предоставленных ему полномочий, в целях решения проблем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о предоставлении им земельных участков под индивидуальное строительство, постановило об изъятии из категории земель, предназначенных для лесного хозяйства, на которые не было зарегистрировано право собственности Министерства лесного хозяйства РФ, и переводе их в категорию населенных пунктов Грозненского района Чеченской Республики, в том числе села Лаха-Варанды - земельный участок общей площадью 25 га, кадастровый номер 20:03:6802000, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании ГУ лесхоз "Предгорный".
Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чеченской Республике рекомендовано внести соответствующие изменения в земельно-кадастровую документацию, а Министерству имущественных и земельных отношений Чеченской Республики - внести соответствующие изменения в систему учета имущества Чеченской Республики.
Так же данным постановлением главам администраций населенных пунктов указано осуществить предоставление земельных участков гражданам под индивидуальное жилищное строительство с соблюдением требований, предусмотренных действующим законодательством и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Чеченской Республики.
Разрешая по существу спорные правоотношения суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции основанными на законе.
В соответствии с частью 1 статьи 92 Конституции Чеченской Республики Правительство Чеченской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Чеченской Республики.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 93 Конституции Чеченской Республики Правительство Чеченской Республики управляет и распоряжается собственностью Чеченской Республики в соответствии с законами Чеченской Республики, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Чеченской Республике в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу частей 1-2 статьи 94 Конституции Чеченской Республики Правительство Чеченской Республики на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Конституции Чеченской Республики, законов Чеченской Республики и указов Главы Чеченской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановления и распоряжения Правительства Чеченской Республики, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения на всей территории Чеченской Республики.
Во исполнение постановления Правительства Чеченской Республики N 127 от 06 августа 2008 года "Об изъятии земель сельскохозяйственного назначения государственных унитарных предприятий Грозненского района и переводе их в категорию земель населенных пунктов" администрациями Грозненского муниципального района Чеченской Республики и села Лаха-Варанды Грозненского муниципального района ЧР в установленном законом порядке с соблюдением требований земельного законодательства указанные земельные участки были предоставлены в собственность граждан под индивидуальное жилищное строительство и зарегистрированы за ними на праве собственности регистрирующем органе.
Производство об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами предусмотрено главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Однако, сведений о признании незаконным и несоответствующим нормам действующего законодательства постановления Правительства Чеченской Республики N 127 от 06 августа 2008 года, в деле не имеется.
Более того, как усматривается из материалов дела, решением Верховного Суда Чеченской Республики от 11 мая 2011 года, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2011 года, в удовлетворении заявления Исмалова Р.У, Магомадова У.А. и др. о признании незаконными пунктов 1.3 и 1.5 постановления Правительства Чеченской Республики N 127 от 06 августа 2008 года отказано.
Указанными судебными актами, вступившими в законную силу, установлено, что постановление Правительства Чеченской Республики N 127 от 06 августа 2008 года издано уполномоченным органом на издание нормативного правового акта, опубликовано в периодической печати - газете "Вести Республики" от 27 августа 2008 года N 163 (845), вступило в законную силу согласно пункту 6 данного постановления по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, имеет целевую направленность и регулирует земельные отношения.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, дело по иску Исмалова Р.У, Магомадова У.А. и др. о признании незаконными пунктов 1.3 и 1.5 постановления Правительства Чеченской Республики N127 от 06 августа 2008 года рассмотрено в 2011 году с участием старшего помощника прокурора Чеченской Республики Дерда Н.М, однако с настоящим иском заместитель прокурора Чеченской Республики Степанов В.А. обратился в суд лишь в 2016 году по истечению 5 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 указанного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу части 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Судом первой инстанции было отказано в удовлетворении исковых требований прокурора, в том числе, в связи с пропуском прокуратурой Чеченской Республики сроков исковой давности в соответствии с частью 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, о котором было заявлено ответчиками при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, как основанном на правильном применении закона и правильном установлении фактических обстоятельств дела. Вывод суда мотивирован, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем оснований для признания его неправильным, у судебной коллегии не имеется.
Настаивая на отмене решения суда и удовлетворении исковых требований, прокурор в своем апелляционном представлении ссылается на то, что судом первой инстанции не дана оценка всем представленным доказательствам, с чем не может согласиться судебная коллегия, поскольку вопреки доводам представления, суд оценил все доказательства в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для иной оценки этих доказательств, у судебной коллегии так же не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционного представления и в части того, что ответчики не были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. В суде апелляционной инстанции ответчики и их представители подтвердили факт надлежащего извещения ответчиков о времени и месте судебного заседания.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, как по материалам дела, так и по доводам апелляционного представления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Грозненского районного суда ЧР от 14 ноября 2018 года по делу по иску заместителя прокурора Чеченской Республики Степанова В.А. в интересах Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды ЧР, администрации Грозненского муниципального района ЧР, администрации села Лаха-Варанды Грозненского муниципального района ЧР, Садыкову Зелимхану Хизировичу, Бешиеву Исе Алмановичу, Бешиеву Юнусу Альбековичу, Хадашеву Расулу Вахидовичу, Исмаилову Рамзану Умаровичу, Ковраеву Абубакару Сатуевичу, Дукаеву Зелимхану Асланбековичу, Баталову Аслану Абубакаровичу, Исаевой (Шидаевой) Альбике Шарафудиновне, Баталову Алихану Абубакаровичу, Дукаеву Солт-Ахмаду Хас-Магамедовичу, Бешиеву Бекхану Арбиевичу, Бешиеву Юше Алитовичу, Шамсадову Xожахмеду, Бешиеву Арбий Умаровичу, Баталову Амирхану Абубакаровичу, Бешиеву Алихану Альбековичу, Джамалханову Русламбеку Хамидовичу, Ковраевой Залехе Абдул-Муслимовне, Байдаевой Билхис Докуевне, Шамсадовой Небиле Абдулгалимовне, Бешиеву Дждамбулату Алитовичу, Ахмадову Шамилю Султановичу, Эхаеву Турко Абуевичу, Хадашеву Раману Вахидовичу, Гилагаеву Хас-Магомеду Саид-Магомедовичу, Гилагаеву Сайд-Магомеду Магомедовичу о признании незаконными распоряжений сельской и районной администраций о предоставлении гражданам земельных участков, аннулировании в ЕГРП записей о регистрации права, признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ЧР по защите имущественных прав Российской Федерации, возложении на ответчиков обязанности освободить земельные участки лесного фонда и восстановить положение, существовавшее до нарушения имущественных прав Российской Федерации оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.