Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Рочевой Е.С,
судей Мишеневой М.А, Переплесниной Е.М.
при секретаре Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 12 марта 2019 года по иску Ересова В.Н. к администрации Пудожского муниципального района о признании незаконным отказа о перерасчете доплаты к страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести перерасчет доплаты к страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ересов В.Н. обратился с иском к администрации Пудожского муниципального района по тем основаниям, что распоряжением ответчика N (... ) от (... ) истцу установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости из расчета 56 % должностного оклада из установленного муниципального стажа 22 года 9 месяцев 19 дней. В соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливаемой к страховой пенсии по старости лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Пудожского муниципального района, трудовому стажу муниципальной службы 22 года 9 месяцев 19 дней соответствует размер доплаты к страховой пенсии по старости 80% должностного оклада. Истец (... ) обратился к ответчику с заявлением о перерасчете назначенной доплаты к страховой пенсии по старости, на что получил отказ. С указанным отказом ответчика истец не согласен. На основании изложенного истец просил признать незаконным отказ о перерасчете доплаты к страховой пенсии, возложить на ответчика обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение и произвести перерасчет назначенной доплаты к страховой пенсии по старости из расчета 80% должностного оклада с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Контрольно-счетный орган Пудожского муниципального района.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование доводов жалобы указывает, что стороной истца в материалы дела была представлена трудовая книжка установленного образца, где имеется запись от (... ) о приеме истца в МП "Красноборский" на должность и.о. директора согласно распоряжению Пудожской мэрии N (... ). Также представлена надлежащим образом заверенная копия распоряжения главы Пудожского местного самоуправления Пудожского района от (... ) N (... ), согласно которому истец в связи с производственной необходимостью был назначен и.о. директора муниципального предприятия "Красноборский" с последующим заключением трудового договора (контракта) на определенный срок. С учетом представленных документов стаж муниципальной службы истца составил 22 года 9 месяцев 19 дней. Иных доказательств ответчиком не представлено. Отказывая в иске, суд необоснованно исходил из тех обстоятельств, что на уровне Пудожского района реестр должностей муниципальной службы не принят и администрация должна руководствоваться положениями закона, а работа в должности и.о. директора МП Красноборский" муниципальной службой не является. Указывает, что неисполнение обязанностей кадровой службой, установленных ст.28 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее Закон N 25-ФЗ), не может служить основанием нарушения прав истца в установлении доплаты к страховой пенсии по старости в размере 80% должностного оклада как лицу, замещавшему должности муниципальной службы в органах местного самоуправления.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 25-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона N 25-ФЗ должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 6).
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 11 Закона N 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона N 25-ФЗ в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; иных должностей в соответствии с федеральными законами.
В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч.3 ст.25). Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч.4 ст.25).
В соответствии ч.1 ст.11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 N 1107-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия" лицам, замещавшим должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты, устанавливаемой к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно ст. 12 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 N 1107-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения должностей, предусмотренные статьей 25 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". В стаж муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты в соответствии со статьей 11 настоящего Закона также включаются периоды, указанные в части 2 статьи 22 Закона Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия".
В соответствии со ст. 38.1 Устава Пудожского муниципального района лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность, вышедшим на страховую пенсию по старости (инвалидности), предусматриваются за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности).
Судом установлено, что Ересов В.Н. является получателем страховой пенсии по старости с (... ).
Распоряжением администрации Пудожского муниципального района от (... ) N (... ) Ересову В.Н. установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости с учетом районного коэффициента и северной надбавки в размере (... ) руб.
Стаж муниципальной службы Ересова В.Н. на (... ) составил (... ), в него вошли периоды: службы в РА ( (... )); управляющий Каршевской сельской администрации с (... ) по (... ) ( (... )); глава Красноборского сельского поселении в период с (... ) по (... ) ( (... )); глава администрации Пудожского муниципального района с (... ) по (... ) ( (... )).
Решением комиссии по делам муниципальной службы органов местного самоуправления Пудожского муниципального района установлен стаж муниципальной службы Ересова В.Н. 22 года 9 месяцев 19 дней. Произведен расчет ежемесячной доплаты с (... ), исходя из должностного оклада главы администрации (на (... )) в размере (... ) руб, что составит (... ) руб.
Как следует из акта проверки обоснованности назначения выплат муниципальным служащим администрации Пудожского муниципального района в соответствии со ст.ст. 10, 11 Закона Республики Карелия N 1107-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия" в 2018 г. решением комиссии по делам муниципальной службы органов местного самоуправления Пудожского муниципального района от (... ) Ересову В.Н. в стаж муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты зачтен период работы руководителем МУП ЖКХ "Красноборский" общей продолжительностью (... ). В нарушение п. 3 ст. 25 Закона N 25-ФЗ муниципальные правовые акты о включении в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов, в том числе периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего, администрацией не разработаны. У комиссии отсутствовали полномочия по включению работы в МУП ЖКХ "Красноборский" в стаж муниципальной службы для ежемесячной доплаты к пенсии Ересову В.Н.
Ересов В.Н. обратился в администрацию Пудожского муниципального района по вопросу перерасчета назначенной доплаты к страховой пенсии по старости, полагая, что стаж муниципальной службы на (... ) составил 22 года 9 месяцев 19 дней, в который включен период его трудовой деятельности в МП "Красноборский" с (... ) по (... ) в должности и.о. директора.
Как следует из трудовой книжки истца (... ) Ересов В.Н. был принят в МП "Красноборский" в кадры предприятия в должности и.о. директора согласно распоряжению Пудожской мэрии от (... ) N (... ); (... ) уволен с кадров по собственному желанию.
В своем ответе на обращение истца администрация Пудожского муниципального района указала, что оснований включать в стаж муниципальной службы иные периоды, отличные от тех, которые регламентированы законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, при назначении ежемесячной доплаты пенсии, не имеется. Расчет ежемесячной доплаты к пенсии произведен из стажа муниципальной службы 18 лет 6 месяцев 18 дней, что соответствует размеру доплаты 56% месячного должностного оклада муниципального служащего.
Решением Совета Пудожского муниципального района (... ) от (... ) N (... ) утвержден Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты, устанавливаемой к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Пудожского муниципального района.
В силу п. 2 указанного Порядка право на установление ежемесячной доплаты имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно п. 3 Порядка ежемесячная доплата устанавливается в размере 44% должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при наличии стажа муниципальной службы не менее 16 лет в соответствующем году.
При превышении указанного стажа муниципальной службы на один, два, три, четыре, пять, шесть и более полных лет размер ежемесячной доплаты составляет соответственно 50, 56, 62, 68, 74, 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Размер ежемесячной доплаты не может быть менее 500 руб.
В соответствии с п. 4 Порядка стаж муниципальной службы для установления ежемесячной доплаты исчисляется в порядке, установленном ст. 12 Закона N 25-ФЗ.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из того, что должность и.о. директора, замещаемая истцом в период с (... ) по (... ), не является должностью муниципальной службы, в связи с чем этот период работы не может быть включен в стаж муниципальной службы. Работа на указанной должности в МП "Красноборский" муниципальной службой не является, оснований для включения указанного периода работы в стаж муниципальной службы не имелось.
Согласно Уставу МП "Красноборский", зарегистрированному (... ), муниципальное предприятие учреждено сельской администрацией Каршевской волости и в силу положений ст. 24 ГК РСФСР являлось государственным предприятием, имеющим закрепленные за ним основные и оборотные средства и самостоятельный баланс.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Ересовым В.Н. требований, поскольку муниципальные предприятия и учреждения не входят в структуру органов местного самоуправления, должность, занимаемая истцом (директор муниципального учреждения) не является должностью муниципальной службы, в реестре должностей муниципальной службы не поименована.
При указанных обстоятельствах истцу распоряжением администрации Пудожского муниципального района N (... ) от (... ) обоснованно была установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости с учетом районного коэффициента и северной надбавки в размере (... ) руб.
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для перерасчета доплаты к страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия отклоняет приведенные в опровержение доводы апелляционной жалобы, как несостоятельные, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут явиться основанием для отмены решения.
Выводы суда, положенные в обоснование постановленного решения, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, оцененных по правилам ст. 67 ГПК РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены применительно к положениям ст.330 ГПК РФ по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 12 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.