Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики
в составе: председательствующего Агеева О.В, судей Алексеевой Г.И, Александровой А.В,
при секретаре Львовой Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Степанова Александра Леонидовича к Чувашскому линейному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о возложении обязанности включить в выслугу лет в льготном исчислении период службы по призыву и назначить пенсию, поступившее по апелляционной жалобе представителя истца Степанова Александра Леонидовича - Смирнова Дмитрия Геннадьевича на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 января 2019 года.
Заслушав доклад судьи Алексеевой Г.И, судебная коллегия
установила:
Степанов А.Л. обратился в суд с иском с последующим изменением исковых требований к Чувашскому линейному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее Чувашский ЛО МВД РФ на транспорте), Министерству внутренних дел по Чувашской Республике (далее МВД по ЧР) о возложении на Чувашский ЛО МВД РФ на транспорте обязанности включить ему в выслугу лет для назначения пенсии период прохождения им срочной службы в воинской части N... с 24 июня 1999 года по 29 марта 2001 года в Северо-Осетинской ССР по выполнению задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения на льготных условиях один месяц службы за три месяца, возложении на МВД по ЧР обязанности назначить ему пенсию с 23 декабря 2018 года.
Исковые требования мотивированы тем, что с 25 мая 1999 года по 30 марта 2001 года он проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, принимал участие в контртеррористических операциях и в боевых действиях. Указанный период при обращении Степанова А.Л. в Чувашский ЛО МВД РФ на транспорте с рапортом об увольнении в связи с выходом на пенсию по выслуге лет засчитан последним в календарном исчислении. Истец полагает, что в силу действующего законодательства данный период подлежит включению в льготном исчислении как один день военной службы за три дня.
В судебном заседании истец Степанов А.Л, его представитель Смирнов Д.Г. требования поддержали.
Представители ответчиков Чувашского ЛО МВД РФ на транспорте Тарасов А.М, Степанова Е.Н, МВД по Чувашской Республике Свеклова Т.В. исковые требования не признали.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 января 2019 года постановлено:
"Отказать в удовлетворении исковых требований Степанова Александра Леонидовича к Чувашскому линейному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о возложении обязанности включить выслугу лет в льготном исчислении один месяц службы за три месяца период срочной военной службы в воинской части N... с 24 июня 1999 года по 29 марта 2001 года в Северо-Осетинской ССР и назначить пенсию с 23 декабря 2018 года".
Указанное решение обжаловано представителем истца Степанова А.Л. - Смирновым Д.Г. на предмет отмены по мотивам незаконности, необоснованности, нарушения норм материального права с вынесением нового решения об удовлетворении иска в полном объеме.
В жалобе указано, что суд незаконно отказал в удовлетворении иска, так как занял позицию ответчиков и пришел к необоснованному выводу о зачислении срока военной службы в льготном исчислении в выслугу лет или в трудовой стаж в зависимости от основания прохождения военной службы, указав условием для зачисления периода военной службы в выслугу лет в льготном исчислении только прохождение ее по контракту, что не отвечает требованиям действующего законодательства.
Возможность зачисления срока военной службы в льготном исчислении в выслугу лет или в трудовой стаж должна зависеть не от основания ее прохождения, а от места работы гражданина после военной службы, несения гражданской службы.
Чувашский ЛО МВД РФ на транспорте представил письменные возражения на апелляционную жалобу истца с указанием на необоснованность ее доводов и просьбой об отказе в ее удовлетворении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Степанова А.Л. - Смирнов Д.Г. поддержал жалобу, представители ответчиков МВД по Чувашской Республике Свеклова Т.В, Чувашского ЛО МВД РФ Степанова Е.Н. просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), по доводам апелляционной жалобы, возражений, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Степанов А.Л. с 22 октября 2001 года по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел, в настоящее время - в должности "данные изъяты".
Из военного билета Степанова А.Л. следует, что в период с 24 июня 1999 года по 29 марта 2001 года он проходил военную службу по призыву (действительную срочную службу) в войсковой части.., в том числе с 13 декабря 2000 года по 29 марта 2001 года в составе Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона, что подтверждается справкой командира войсковой части... от 20 марта 2001 года.
Из архивных справок и выписок Центрального архива внутренних войск МВД России от 27 июля 2016 года N 4/С-5378 следует, что войсковая часть... в 1999-2000 гг. дислоцировалась в г. Владикавказ РСО-Алания, личный состав воинской части выполнял задачи по ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта. Приказом командира войсковой части... от 01 июня 2000 года N 100 предписано поименованных в приказе военнослужащих, в том числе телеграфиста ПУС рядового Степанова А.Л, полагать фактически принимавшими участие в контртеррористической операции за период с 01 по 31 мая 2000 года.
В связи с подачей истцом рапорта от 23 ноября 2018 года Чувашским ЛО МВД РФ на транспорте составлен расчет его выслуги лет на 01 декабря 2018 года, согласно которому выслуга лет Степанова А.Л. составляет 18 лет 11 месяцев 14 дней в календарном исчислении, в льготном исчислении - нет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что истец не имеет права на включение указанного им периода службы в льготном исчислении в выслугу лет для назначения пенсии, поскольку льготное исчисление периода прохождения службы по призыву предусмотрено только для включения в общий трудовой стаж. Зачет данного периода при установлении пенсии за выслугу лет возможен только при условии прохождения военной службы по призыву.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее также Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I), Порядком исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 (далее также Порядок, Постановление N 941).
В силу ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются в том числе на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I).
Согласно абз. 15 пп. "б" п. 3 Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941, в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях один месяц службы за три месяца в составе объединенных сил, приданных Временной администрации в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике, в том числе лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих объединенных сил, - за время выполнения задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения, но не ранее чем со 2 ноября 1992 года.
Пунктом 5 Порядка установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Принимая обжалуемое решение, суд также указал, что в период с 24 июня 1999 года по 29 марта 2001 года в Северо-Кавказском регионе чрезвычайное (военное) положение не вводилось, а действовал режим контртеррористической операции (раздел III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
При этом Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2001 года N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" в целях упорядочения предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, предусмотренных Законом РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах только в октябре - ноябре 1992 года.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся, в частности, военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
В силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О противодействии терроризму" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня.
Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "в" п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" установлено, что при назначении пенсии в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии засчитывается время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Судом установлено, что истец проходил в спорный период военную службу по призыву и этот период не включен истцу в выслугу лет в льготном исчислении, поскольку при разрешении данного вопроса необходимо установить юридически значимое обстоятельство: проходила ли военная служба истца по контракту или по призыву.
Постанавливая решение, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения периода службы истца по призыву с 24 июня 1999 года по 29 марта 2001 года в льготном исчислении, поскольку правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, а именно: военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж, а также отказал в удовлетворении требований о возложении на МВД по ЧР обязанности назначить Степанову А.Л. пенсию за выслугу лет с 23 декабря 2018 года, поскольку условий, предусмотренных ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, определяющих его право на пенсию за выслугу лет, судом не установлено.
Поскольку истец требования основывал в том числе на ч. 2 ст. 18 Закона РФ от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее также Закон от 21 января 1993 года N 4328-1), предусматривающей, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, в льготном исчислении, судом первой инстанции обоснованно указано, что этот закон не регулирует непосредственно вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, а устанавливает лишь общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, в то время как пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначении пенсии, регламентируется Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I.
При этом согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Согласно п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5481/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" при применении ч. 2 ст. 2 Закона от 21 января 1993 года N 4328-1 в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со ст. 94 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Из приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, эти обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, доводы апелляционной жалобы Степанова А.Л. не влекут отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя истца Степанова Александра Леонидовича - Смирнова Дмитрия Геннадьевича на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 января 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Агеев
Судьи Г.И. Алексеева
А.В. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.