Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей НестеровойА.А., Филимоновой И.В., при секретаре судебного заседания Егоровой Т.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Муравьевой К.А. к администрации Красночетайского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение, поступившее по апелляционной жалобе Муравьевой К.А. на решение Ядринского районного суда Чувашской Республики от 26 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А, судебная коллегия
установила:
Муравьева К.А. обратилась в суд с иском к администрации Красночетайского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенную однокомнатную квартиру из фонда социального жилья.
Требования мотивированы тем, что истец Муравьева К.А. проживала в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме, расположенном по адресу: "... ". Указанный жилой дом признан аварийным, непригодным для проживания. В настоящее время истец Муравьева К.А. проживает у дальних родственников. 29 октября 2018 года истец обратилась в администрацию Красночетайского района Чувашской Республики с заявлением о выделении ей социального жилья. Однако ее заявление было оставлено без удовлетворения.
В судебном заседании истец Муравьева К.А. и ее представитель Романов В.И. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснив, что Муравьева К.А. является инвалидом "... " группы, ее дом признан аварийным, около 2 лет истец проживает у дальних родственников в д. Хвадукасы Красночетайского района Чувашской Республики.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Красночетайского района Чувашской Республики Кондратьева В.Н. исковые требования не признала, пояснив, что жилой дом истца, признанный непригодным для проживания, находится в ее собственности и она как собственник, обязана нести бремя его содержания. Для внеочередного предоставления жилья необходимо признание истца малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий. Органом местного самоуправления решения о признании Муравьевой К.А. малоимущей не принималось. Кроме того, у истца отсутствует право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, поскольку на территории района Программа переселения граждан из аварийного частного жилого дома не принималась. Земельный участок под домом истца для муниципальных нужд не изымался.
Решением Ядринского районного суда Чувашской Республики от 26 февраля 2019 года в удовлетворении исковых требований Муравьевой К.А. отказано.
Указанное решение обжаловано истцом Муравьевой К.А. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается на то, что признание жилого дома непригодным для проживания влечет возникновение права на предоставление социального жилья.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей истца Муравьевой К.А. - Мерзлайкина И.И, Романова В.И, поддержавших апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Муравьева К.А. является собственником жилого дома площадью 22,4 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером "... " площадью 4200 кв.м, расположенных по адресу: "... ".
Согласно справке серии МСЭ-2012 N "... " от 23 апреля 2013 года, выданной Федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике - Чувашии", Муравьева К.А. является инвалидом "... " группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно.
Заключениями межведомственной комиссии от 26 декабря 2016 года N "... ", от 17 марта 2017 года N "... " жилой дом N "... " общей площадью 22,4 кв.м. по ул. "... " признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Из содержания иска Муравьевой К.А. усматривается, что предметом заявленного спора является возложение на орган местного самоуправления обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма как гражданину, чье жилое помещение признано органом местного самоуправления непригодным для проживания.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения иска Муравьевой К.А.
Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует требованиям законодательства и установленным по делу обстоятельствам.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Как следует из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации (определений от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О, от 19 октября 2010 года N 1328-О-О, от 26 мая 2011 года N 643-О-О, от 21 декабря 2011 года N 1655-О-О), для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Таким образом, исходя из указанных норм в их взаимосвязи предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях. Наличие одного лишь факта признания жилого помещения аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения граждан жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец Муравьева К.А. не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Красночетайского района Чувашской Республики, решение о признании истца малоимущим не принято. При этом в материалах дела не имеется сведений о том, что до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации истец состояла на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Поскольку истец Муравьева К.А. не признана малоимущей, то у нее не возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием жилого дома непригодным для проживания.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Между тем, в рассматриваемой ситуации принадлежащий Муравьевой К.А. на праве собственности жилой дом органом местного самоуправления не изымался. В материалах дела также отсутствуют доказательства принятия органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка по месту расположения жилого дома N "... " по ул. "... " для муниципальных нужд, являющегося в силу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для последующего изъятия у Муравьевой К.А. в порядке названной нормы принадлежащего ей на праве собственности жилого дома.
Таким образом, само по себе нахождение в собственности гражданина жилого дома, признанного непригодным для постоянного проживания, в силу вышеизложенных нормативных положений не является достаточным основанием для удовлетворения иска о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. МуравьеваК.А. в установленном порядке малоимущей не признана, на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для возложения на администрацию Красночетайского района Чувашской Республики обязанности обеспечить истца жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Доводы апелляционной жалобы Муравьевой К.А. аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении, в связи с чем по существу направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, имеющихся в деле, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями для принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. Оснований для другой оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Муравьевой К.А. на решение Ядринского районного суда Чувашской Республики от 26 февраля 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
И.В. Филимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.