Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Карлинова С.В., судей Орловой И.Н., Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Карлиной О.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" об установлении административного надзора в отношении осужденного Степанова Вячеслава Владимировича, поступившее по апелляционному представлению старшего помощника прокурора г.Новочебоксарска на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 6 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" (далее - ФКУ ИК - 3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, учреждение) обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора на срок 8 лет в отношении осужденного Степанова В.В, освобождаемого из мест лишения свободы, и установлении в отношении него административных ограничений в виде обязательной явки два раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 6 часов утра, кроме работы в ночное время.
Заявление мотивировано тем, что ранее неоднократно судимый Степанов В.В. отбывает наказание в учреждении, в том числе и за совершение тяжкого преступления по приговору Ленинского районного суда г..Чебоксары Чувашской Республики от.., которым в действиях осужденного судом установлен опасный рецидив преступлений. По прибытию в учреждение и после прохождения карантинных мероприятий был распределен в отряд N... В дальнейшем был переведен в отряд N... В настоящее время содержится в отряде N... С 23 мая 2014 года был трудоустроен... С 7 сентября 2017 года был трудоустроен... К труду относится не всегда добросовестно, имеет замечания со стороны мастерского состава. За период отбывания срока наказания в местах лишения свободы имеет 8 взысканий за нарушения требований установленного порядка отбывания наказания, которые погашены по сроку. Имеет 8 поощрений за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду. За время отбывания срока наказания прошел обучение в профессиональном училище N... и получил специальности... К обучению относился посредственно. На профилактическом учете не состоит. Выездов за пределы учреждения не имеет. Содержится в обычных условиях отбывания наказания. По характеру... Мероприятия воспитательного характера посещает регулярно, но из проводимых с ним профилактических бесед не всегда делает для себя должные и правильные выводы. К администрации учреждения, к совету воспитателей отряда относится посредственно. поддерживает отношения с осужденными как положительной, так и отрицательной направленности. По состоянию здоровья трудоспособный. Санитарно-гигиенические требования соблюдает, внешний вид опрятный. Замечаний к своему спальному месту не имеет. Имеет замечание по форме одежды. К разовым поручения по благоустройству закрепленной территории колонии относится положительно. В употреблении спиртных напитков, наркотических средств замечен не был. Социально-полезные связи устойчивые.
Поддерживает отношения с родственниками путем переписки, телефонных разговоров и свиданий. Планы на будущее после освобождения неопределенные. В адрес учреждения исполнительные листы не поступали. Вину в совершенном преступлении признает полностью и в содеянном раскаивается.
Представитель ФКУ ИК - 3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии в судебном заседании суда первой инстанции не присутствовал, в административном иске просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения.
Степанов В.В, участвовавший в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, требования учреждения не признал, но просил установить в отношении него административный надзор сроком на 6 лет и административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел 1 (один) раз в месяц.
Помощник прокурора г.Новочебоксарска Коротков И.Н. полагал заявление учреждения подлежащим удовлетворению.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 6 февраля 2019 года в отношении Степанова В.В,.., установлен административный надзор на срок 8 (восемь) лет. Начало срока административного надзора исчислено со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания и в отношении Степанова В.В. установлены административные ограничения в виде: явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрацию 2 (два) раза в месяц в дни; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 6 часов.
Не согласившись с данным решением, старший помощник прокурора г.Новочебоксарска подал апелляционное представление и дополнение к нему, в которых просит решение изменить, дополнив описательно-мотивировочную часть решения указанием о наличии опасного рецидива преступлений в действиях Степанова В.В. по приговору Одинцовского городского суда Московской области от.., а также установить в отношении Степанова В.В. административный надзор сроком на 6 (шесть) лет.
В суде апелляционной инстанции прокурор Овчинникова Н.А. поддержала доводы апелляционного представления.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - далее ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы") административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч.1 ст. 231, ч.1 ст. 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении указанного в ч. 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
При этом ч. 2 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 данной статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 указанной статьи.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 этого же Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 данного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Из дела следует и судом установлено, что приговором Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от... (с учетом последующих изменений) Степанов В.В. осужден за совершение преступления средней тяжести, предусмотренного... Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание с применением ч.5 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний по данному приговору и по приговору Одинцовского городского суда Московской области от... (с учетом последующих изменений), которым Степанов В.В. осужден за совершение тяжкого преступления, предусмотренного... Уголовного кодекса Российской Федерации, в виде лишения свободы сроком на 5 лет 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
При этом из содержания приговора Одинцовского городского суда Московской области от.., а не из приговора Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 декабря 2013 года, как ошибочно указал районный суд, следует, что в действиях Степанова В.В. установлен опасный рецидив преступлений.
По месту отбывания наказания Степанов В.В. характеризуется отрицательно, находясь в местах лишения свободы, допустил 8 взысканий за нарушения требований установленного порядка отбывания наказания, которые в настоящее время погашены по сроку. Также имеет 8 поощрений за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду.
Устанавливая в отношении Степанова В.В. административный надзор на срок 8 (восемь) лет, районный суд руководствовался вышеизложенными нормами права и исходил из того, что, он осужден судом, в том числе, за совершение тяжкого преступления, судимость за совершение которого погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания, при наличии опасного рецидива преступлений.
Вместе районный суд не учел, что преступление, предусмотренное... Уголовного кодекса Российской Федерации, за которое, в том числе, осужден Степанов В.В, было совершено им 16 июня 2013 года, то есть до вступления в силу Федерального закона от 23 июля 2013 года N 218-ФЗ, которым внесены изменения в п. "г" ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие увеличение срока погашения судимости в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления, с 6 (шести) до 8 (восьми) лет после отбытия наказания.
В силу ч. 1 ст. 9 Уголовного кодекса Российской Федерации преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.
Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 10 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в данном случае административный надзор в отношении Степанова В.В. подлежал установлению сроком не на 8 (восемь), а на 6 (шесть) лет.
Также районный суд не учел, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", течение срока административного надзора определено с момента постановки на соответствующий учет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, а в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" постановка на учет в органе внутренних дела также возможна по фактическому нахождению поднадзорного лица.
В этой связи решение суда в части порядка исчисления срока административного надзора подлежит уточнению, а в части срока административного надзора - изменению, как постановленное при неправильном применении норм материального права, соответственно.
Далее, приняв во внимание имеющиеся в деле характеризующие сведения о личности осужденного и обстоятельств совершенных им преступлений, исходя из целей и задач административного надзора, районный суд счел необходимым установить в отношении Степанова В.В. административные ограничения в виде: явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации два раза в месяц; запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 6 часов.
Вместе с тем формулировки установленных административных ограничений подлежит приведению в соответствие с п. 5 ч. 1 ст. 4 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", согласно которому обязательная явка поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел возможна не только по месту жительства или пребывания, но и по фактическому нахождению, а также в соответствие с п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", согласно которому запрет пребывания в определенное время суток устанавливается вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица.
Следовательно, резолютивная часть решения суда в указанной части также подлежит уточнению.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
1. Решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 6 февраля 2019 года изменить в части установленного срока административного надзора и принять в указанной части новое решение, которым установить срок административного надзора в отношении Степанова В.В. - 6 (шесть) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
2. Уточнить описательно-мотивировочную часть решения Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 6 февраля 2019 года, указав о наличии опасного рецидива преступлений в действиях Степанова В.В. по приговору Одинцовского городского суда Московской области от...
3. Уточнить абзац третий резолютивной части решения Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 6 февраля 2019 года в части порядка исчисления срока административного надзора и изложить его в следующей редакции:
"Начало срока административного надзора исчислять со дня постановки Степанова В.В. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения".
4. Уточнить абзац четвертый резолютивной части решения Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 6 февраля 2019 года и изложить его в следующей редакции:
"Установить Степанову В.В. административные ограничения: являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации два (два) раза в месяц; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов до 6 часов".
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи: И.Н. Орлова
Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.