Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А,
судей Медведевой И.А. и Салиховой Э.И,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе УМВД России по г. Йошкар-Оле на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 февраля 2019 года по административному делу по административному иску Алексеева Е. Д. о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по г. Йошкар-Оле и восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по г. Йошкар-Оле (далее ЖБК УМВД по г. Йошкар-Оле) от 13 ноября 2017 года (протокол N 13), Алексеев Е.Д. снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с изменением места жительства, поскольку с августа 2015 года он зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес".
Не согласившись с решением, 22 декабря 2018 года Алексеев Е.Д. обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением к УМВД по г. Йошкар-Оле о признании указанного решения незаконным и восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование требований указал, что оснований для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях не имелось, поскольку места жительства не менял; регистрация по указанному выше адресу в доме, принадлежащем сестре - А, произведена с целью постоянной регистрации, при этом местом жительства административного истца указанный жилой дом не является.
Фактически Алексеев Е.Д. проживает в "адрес" и зарегистрирован по данному адресу по месту пребывания с 3 февраля 2015 года по 3 февраля 2020 года.
Учитывая изложенное, принятое ЖБК УМВД по г. Йошкар-Оле решение нарушает права заявителя, который должен быть восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях с даты подачи заявления о постановке на учет.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 февраля 2019 года административные исковые требования Алексеева Е.Д. удовлетворены.
Решение ЖБК УМВД по г. Йошкар-Оле от 13 ноября 2017 года в части снятия Алексеева Е.Д. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, признано незаконным.
На УМВД по "адрес" возложена обязанность восстановить Алексеева Е.Д. в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с 30 января 2004 года.
С УМВД по г. Йошкар-Оле в пользу Алексеева Е.Д. взысканы расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
В апелляционной жалобе УМВД по г. Йошкар-Оле просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на существенное нарушение судом процессуального права и необоснованный отказ в удовлетворении ходатайств административного ответчика о предоставлении доказательств.
Алексеев Е.Д. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Согласно части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лиц, участвующих в деле, а также их представителей, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательств уважительности причин неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Заслушав представителя УМВД России по г. Йошкар-Оле Крупину Н.А, поддержавшую доводы жалобы, представителя Алексеева Е.Д. Яштаева А.Г, просившего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, проверив материалы дела, судебная коллегия, рассмотрев административное дело по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Установлено, что Алексеев Е.Д, являвшийся сотрудником УМВД России по "адрес", уволен со службы в органах внутренних дел 27 мая 2013 года по выслуге лет, дающей право на назначение пенсии (пункт 4 части 2 статьи 82Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), с 30 января 2004 года состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела усматривается, что с 17 ноября 2006 года по 30 января 2015 года Алексеев Е.Д. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес", а с 10 августа 2015 года по настоящее время по адресу: "адрес".
Согласно свидетельству о регистрации по мусту пребывания N 482, Алексеев Е.Д. с 3 февраля 2015 года по 3 февраля 2020 года зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес".
Решением ЖБК УМВД по г. Йошкар-Оле от 13 ноября 2017 года Алексеев Е.Д. снят с учета на основании пункта 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование.
Признав указанное решение незаконным, суд, исследовав обстоятельства дела, на основании представленных административным истцом доказательств, пришел к выводу, что фактическим местом жительства Алексеева Е.Д. является адрес его регистрации по месту пребывания, в другое муниципальное образование для проживания административный истец не выезжал, и удовлетворил требования о восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с положениями части 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ) сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В силу пункта 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Разрешая вопрос об обоснованности снятия Алексеева Е.Д. с учета по указанному выше основанию, суд исследовал обстоятельства, свидетельствующие о фактическом изменении административным истцом места своего жительства, при этом обоснованно принял во внимание длительное постоянное проживание и регистрацию Алексеева Е.Д. по месту пребывания в г. Йошкар-Оле, осуществление трудовой деятельности в указанном муниципальном образовании, и не приобретение в установленном законодательством порядке права пользования иным жилым помещением.
Доводы административного ответчика о том, что по адресу места пребывания Алексеев Е.Д. фактически не проживает, были обоснованно отклонены судом, поскольку сведения о проживании административного истца по данному адресу были подтверждены в судебном заседании свидетелем Афанасьевым Н.Н, являющимся сособственником жилого помещения.
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от 19 апреля 2019 года, составленному комиссией администрации муниципального образования "Шиньшинское сельское поселение" по адресу: "адрес", Алексеев Е.Д. не проживает.
Доказательств, подтверждающих выезд административного истца по месту жительства в другое муниципальное образование, УМВД России по г. Йошкар-Оле в соответствии с частью 11 стати 226 Кодекса административного судопроизводства, несмотря на предоставление судебной коллегией срока для исполнения обязанности по доказыванию, не представило.
Имеющиеся в материалах дела объяснения Б, полученные 8 февраля 2019 года УУП ОП 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле, суд обоснованно оценил критически, как опровергнутые имеющейся совокупностью доказательств.
Кроме того, поскольку личность опрошенного лица не была установлена надлежащим образом, сведения о документе, удостоверяющем личность гражданина, и его предъявлении участковому уполномоченному в объяснениях отсутствуют, они в силу статей 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не могут быть признаны допустимыми доказательствами.
Учитывая указанное, объяснение участкового уполномоченного С, как производное доказательство, также не является допустимым.
При рассмотрении дела судом установлено, что о принятом решении о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях Алексеев Е.Д. узнал в ноябре 2018 года и установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок на обращение в суд им не пропущен.
Указанный вывод суда является правильным, а доводы апелляционной жалобы о пропуске указанного срока - несостоятельными, ввиду того, что оспариваемое решение не было направлено административному истцу по месту его жительства, несмотря на наличие сведений о нем в жилищном (учетном) деле.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы, направленным на переоценку доказательств и обстоятельств, которые были предметом надлежащей процессуальной оценки суда первой инстанции, а также основанным на неправильном толковании норм права.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УМВД России по г. Йошкар-Оле - без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Петрова
Судьи И.А. Медведева
Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.