Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Симаковой М.Е.
судей Серегиной А.А, Федоровой Г.И.
при секретаре Шадрине Б.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 6 июня 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Амурский судостроительный завод" на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 6 марта 2019 года по иску Раченковой А.А. к публичному акционерному обществу "Амурский судостроительный завод" о взыскании расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Заслушав доклад судьи Симаковой М.Е, судебная коллегия
установила:
Раченкова А.А. обратилась в суд с иском к ПАО "АСЗ" о взыскании расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В обоснование требований истец указала, что с 25 июля 2012 года по 5 февраля 2018 года состояла с ответчиком в трудовых отношениях, уволена на основании п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с переездом в г. Норильск на постоянное место жительства. В связи с переездом истцом понесены расходы на перелет и провоз багажа в размере 60 308 рублей, однако ответчиком в нарушении действующего законодательства расходы возмещены не в полном размере, истцу выплачено 8 668 рублей. Кроме того, на момент обращения истца с заявлением о возмещении указанных расходов на предприятии не был разработан нормативно-правовой акт, утверждающий размер компенсаций для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Уточнив требования, истец просила суд взыскать с ответчика расходы, связанные с переездом в размере 52 537 рублей.
Ответчик в суде иск не признал.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 6 марта 2019 года исковые требования Раченковой А.А. удовлетворены.
С ПАО "АСЗ" в пользу Раченковой А.А. взысканы расходы, связанные с выездом на постоянное место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в размере 52 537 рублей.
С ПАО "АСЗ" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 776,11 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ПАО "АСЗ" просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что полномочия по определению размера, условий и порядка компенсаций расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в связи с выездом на новое место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей лицам, работающим в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, переданы организациям-работодателям. Заявитель полагает, что данные расходы должны компенсироваться истцу в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом ПАО "АСЗ" - КИЦА 59.193-2018 "Положение о порядке компенсации расходов, связанных с переездом работников ПАО "АСЗ". Также заявитель указывает на то, что ПАО "АСЗ" входит в перечень стратегических организаций, выполняет задания по государственным контрактам по государственному оборонному заказу, находится в сложном финансовом положении, в связи с чем вынужденно привлекать заемные денежные средства, которые носят целевой характер и должны расходоваться исключительно на финансирование строительства военного заказа.
В возражениях на апелляционную жалобу Раченкова А.А. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились. Истец посредством телефонограммы сообщила суду, что в судебном заседании участие принимать не будет, не возражала против рассмотрения дела в ее отсутствие. Представитель ответчика ПАО "АСЗ" по доверенности Лукьянова Е.А. представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствии сторон.
Проверив законность и обоснованность судебного решения с выходом за пределы доводов жалобы ответчика, в интересах законности и с учетом необходимости проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников трудовых правоотношений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Раченкова А.А. с 2001 года проживала и осуществляла трудовую деятельность в г. Комсомольске-на-Амуре, с 25 июля 2012 года по 5 февраля 2018 года состояла в трудовых отношениях с ПАО "АСЗ", работая в должности юрисконсульта.
Условиями трудового договора N 44580 от 25 июля 2012 года, заключенного между ОАО "Амурский судостроительный завод" и Шумейко А.А. (фамилия изменена на Раченкову в связи с вступлением в брак), возмещение расходов при переезде в другую местность не предусмотрено.
5 февраля 2018 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника, в связи с переездом в другую местность, п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
18 февраля 2018 года истец с несовершеннолетними детьми выехала из г. Комсомольска-на-Амуре на постоянное место жительства в г. Норильск, с 26 февраля 2018 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес".
Расходы, связанные с переездом из г. Комсомольска-на-Амуре в г. Норильск, состоящие из стоимости проезда авиационным транспортом и провоза багажа, составили 61 205 рублей.
13 июля 2018 года Раченкова А.А. обратилась к ПАО "АСЗ" с заявлением о компенсации расходов в размере 60 308 рублей.
Публичное акционерное общество "Амурский судостроительный завод" является дочерним обществом акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация".
Коллективным договором на 2017-2020 г.г. ПАО "АСЗ", введенным в действие с 23 июля 2017 года, условия, порядок и размеры компенсации расходов при переезде работников в другую местность не установлены.
25 сентября 2018 года генеральным директором ПАО "АСЗ" утверждено Положение о порядке компенсации расходов, связанных с переездом работников ПАО "АСЗ" (КИЦА 59.193-2018), разработанное в соответствии со статьей 326 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 5420-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", которым установлено, что при переезде работника предприятия и членов его семьи к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, компенсация расходов производится в зависимости от наличия у работника непрерывного стажа работы на предприятии. При стаже работы от 5 до 10 лет компенсация расходов производится в размере 20 % от фактических расходов (п.п. 1.1, 1.2, Приложение А).
Данное положение введено в действие 2 октября 2018 года.
17 октября 2018 года истцу в счет частичной компенсации расходов выплачено 8 668 рублей, что составляет 20% от требуемой суммы.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Раченковой А.А, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 8, 12, 313, 326 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 1, 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г..N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", пришел к выводу о том, что правом на компенсацию расходов, связанных с переездом к новому месту жительства, обладают все лица, проживающие и работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени и основания возникновения трудовых отношений, а льготы и компенсации для таких лиц, предусмотренные в главе 50 Трудового кодекса Российской Федерации, являются обеспечиваемым государством уровнем трудовых прав, свобод и гарантий работникам независимо от того, с какими работодателями они состоят в трудовых отношениях.
При этом суд не принял во внимание Положение о порядке компенсации расходов, связанных с переездом работников ПАО "АСЗ", утвержденного генеральным директором ПАО "АСЗ" 25.09.2018, поскольку на момент возникновения у истца права на компенсацию понесенных расходов и ее обращения с соответствующим заявлением, указанный локальный акт не был введен в действие, в связи с чем, учитывая, что отсутствие в ПАО "АСЗ" локальных актов, устанавливающих размер, условия и порядок компенсации работникам расходов, связанных с переездом и провозом багажа к новому месту жительства из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, отсутствие указания на указанную гарантию в коллективном и трудовом договоре не освобождает работодателя от исполнения возложенных на него федеральным законом обязанностей, суд, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 года N 1351 "О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению и членам их семей", пришел к выводу об обоснованности заявленных Раченковой А.А. требований, взыскав с ответчика в пользу истца фактически понесенные расходы, за вычетом выплаченной ответчиком суммы.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Исходя из того, что проживание и осуществление трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оказывают негативное воздействие на здоровье человека, законодательно установлены гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат, связанных с работой и проживанием граждан в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Согласно ст. 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
К числу гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, относится законодательное закрепление правил о компенсации расходов, связанных с переездом на новое место жительства лицам, заключившим трудовые договоры о работе в таких районах.
В соответствии с частью 1 статьи 326 Трудового кодекса Российской Федерации лицам, заключившим трудовые договоры о работе в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляется, в частности, гарантия по оплате стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом.
Работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, федерального государственного учреждения и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с прекращением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом (часть 2 статьи 326 Трудового кодекса Российской Федерации).
Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, и работникам указанных органов, фондов, учреждений устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, и работникам указанных органов, фондов, учреждений - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, лицам, заключившим трудовые договоры о работе у других работодателей, и работникам данных работодателей - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (часть 5 статьи 326 Трудового кодекса Российской Федерации).
Специальным законом, устанавливающим гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, является Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 5420-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 5420-1), который в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, - предусматривает комплекс мер, направленных на социальную поддержку названной категории граждан.
К числу такого рода мер относится, в частности, установленная для лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к новому месту жительства, которая осуществляется в порядке, размере и на условиях установленных работодателем (ст. 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 5420-1).
Из системного толкования вышеуказанных правовых норм, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28 февраля 2019 года N 484-О следует, что льгота по компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к новому месту жительства лицам, работающим по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлена в целях оказания материальной поддержки гражданам, желающим переехать в регионы с благоприятными для проживания природно-климатическими условиями, а потому предоставляется лишь в тех случаях, когда они выезжают из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в населенные пункты, расположенные за пределами названной территории.
Судом установлено, что Раченкова А.А. переехала из г. Комсомольска-на-Амуре, постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 отнесенного к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в г. Норильск, который тем же нормативным правовым актом отнесен к районам Крайнего Севера, то есть фактически истец осуществила переезд из одного населенного пункта в другой в пределах территории с неблагоприятными природно-климатическими условиями.
Исходя из того, что законодательно право на компенсацию расходов, связанных с переездом граждан в пределах территории с неблагоприятными природно-климатическими условиями не установлено, право истца, работавшей у работодателя не относящегося к бюджетной сфере финансирования, на компенсацию расходов, связанных с переездом, могло быть реализовано в порядке и на условиях установленных работодателем самостоятельно в рамках коллективного договора, локального нормативного акта либо в трудовом договоре с работником, при этом объем компенсации мог не совпадать с тем, который установлен в частях первой, второй статьи 326 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции неправомерно применил Правила, утвержденные Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года N 1351, которые определяют размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в случае переезда указанных лиц из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства за пределами указанных местностей, поскольку Раченкова А.А. не является получателем страховой пенсии и (или) пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
При таких обстоятельствах, учитывая, что работодателем истцу в добровольном порядке частично компенсированы расходы в размере 8 668 рублей оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда не имелось, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда на основании ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 6 марта 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Раченковой А.А. к публичному акционерному обществу "Амурский судостроительный завод" о взыскании расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий М.Е. Симакова
Судьи А.А. Серегина
Г.И. Федорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.