Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н,
судей Сивохина Д.А. и Клюева С.Б,
при секретаре Сукмановой Ю.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области к Нусс А.Л. о взыскании недоимки по налогам и пени, по апелляционной жалобе Нусс А.Л. на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 5 марта 2019 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А, объяснения представителя Нусс А.Л. - Щукиной О.О, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области Шахбановой А.М, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 19 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Нусс А.Л. о взыскании недоимки по транспортному налогу.
В обоснование иска указано, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в собственности транспортных средств, однако обязанность по уплате начисленного налога должником не исполнена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив в ходе рассмотрения дела свои требования, административный истец просил суд взыскать с Нусс А.Л. 61 937,61 руб, из которых 57 413 руб. - задолженность по транспортному налогу за 2014 г, 4 524,61 руб. - пени, начисленные за неуплату транспортного налога за 2014 г.
Решением Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 5 марта 2019 г. заявленные Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области требования удовлетворены, с Нусс А.Л. также взыскана в доход бюджета г.о.Тольятти государственная пошлина в сумме 2 058,13 руб.
В апелляционной жалобе Нусс А.Л. выражает несогласие с постановленным решением, просит его отменить, производство по административному делу прекратить.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее -КАС РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обстоятельствами, имеющими значение для дела и подлежащими установлению судом по административному иску о взыскании налога, являются факты: наличия у административного ответчика в указанный налоговым органом период объекта налогообложения, направления налоговым органом административному ответчику уведомления и требования об уплате налога, соблюдения налоговым органом срока направления требования, исполнения административным ответчиком требования налогового органа.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суду необходимо выяснять соблюдение налоговым органом как срока на обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, так и срока на обращение в суд в порядке главы 32 КАС РФ, в случае установления несоблюдения которых предложить налоговому органу представить доказательства уважительности пропуска сроков.
Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога за 2014 год были установлены ст. 3 Закона Самарской области от 6 ноября 2012 N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области" (в ред. Закона Самарской области от 11 ноября 2013 N 86-ГД), согласно которому налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают в бюджет по месту нахождения транспортного средства налог не позднее 01 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, что соответствует положениям пункта 2 статьи 363 НК РФ в редакции, действовавшей в спорном периоде.
Согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Из содержания статьи 52 НК РФ следует, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу пунктов 6 и 7 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов (пеней и штрафов).
Судом установлено, что Нусс А.Л. является плательщиком транспортного налога в виду наличия в собственности объектов налогообложения.
По состоянию на 30 марта 2017 г. за административным ответчиком числилась недоимка по транспортному налогу за 2014 г. в сумме 72 531 рубль.
Согласно приведенным выше требованиям налогового законодательства налоговое уведомление на уплату транспортного налога за 2014 г. должно было быть направлено административному ответчику до 01 октября 2015 г.
Срок направления уведомления налоговым органом нарушен, налоговое уведомление N 128749173 датировано 30 марта 2017 г. со сроком уплаты не позднее 25 мая 2017 г.
Требование об уплате налога налоговым органом направлено в адрес Нусс А.Л. 7 марта 2018 г.
К мировому судье налоговый орган обратился в июне 2018 г, 15 июня 2018 г. мировым судьей судебного участка N111 Центрального района г.Тольятти Самарской области выдан судебный приказ N2а-1032/2018 о взыскании с Нусс А.Л. транспортного налога в размере 64 039 руб. и пени в размере 5 141,79 руб, по заявлению Нусс А.Л. 2 июля 2018 г. мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ. Данное требование в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ", при применении ст. 70 НК РФ необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа).
С учетом изложенного в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 НК РФ, направляется требование об уплате суммы налога, которая указана в налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет, при этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
Требование об уплате налога налоговым органом должно было быть направлено налогоплательщику в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, под которым следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога.
В силу статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4). В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6).
Таким образом, требование об уплате налога за 2014 год в сумме 72 531 рубль должно было быть направлено Нусс А.Л. не позднее 02 февраля 2015 г, в случае направления его заказным письмом и установлении срока на исполнение оно должно быть исполнено не позднее 16 февраля 2015 г.
При таком положении срок обращения налогового органа в суд с требованием о взыскании недоимки по налогу за 2014 г. истек 16 августа 2015 г, а обращение к мировому судье в июне 2018 г. последовало с пропуском срока.
Ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд, с указанием к этому уважительных причин, налоговым органом суду первой и апелляционной инстанций не заявлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства при отсутствии к этому уважительных причин является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований налоговой инспекции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 5 марта 2019 года отменить.
Постановить по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Межрайонная ИФНС России N 19 по Самарской области о взыскании с Нусс А.Л. 61 937,61 руб, из которых 57 413 руб. - задолженность по транспортному налогу за 2014 г, 4 524,61 руб. - пени, начисленные за неуплату транспортного налога за 2014 г. - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.