Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи: Биремовой А.А,
судей Сатыбалова С.К, Хираева Ш.М,
при секретаре Азизовой Д.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Х.А. к администрации МР "Ногайский район", Е.С.М, А.Т.К. о признании незаконными постановлений, протокола аукциона, договоров аренды и переводе прав по договору и самостоятельным требованиям третьего лица - администрации МО СП "сельсовет Карасувский" Ногайского района к администрации МР "Ногайский район", Е.С.М, А.Т.К. о признании незаконными постановлений, протокола аукциона, договоров аренды и переводе прав по договору,
по апелляционной жалобе ответчика Е.С.М. на решение Ногайского районного суда Республики Дагестан от "дата", которым заявленные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Хираева Ш.М, выслушав объяснения ответчика А.Т.К, представителя истца К.Х.А. - А.Д.Н, представителя третьего лица администрации МО СП "сельсовет Карасувский" Ногайского района Д.А.С, судебная коллегия
установила:
К.Х.А. обратилась в суд с иском к администрации МР "Ногайский район", Е.С.М, А.Т.К, который, сославшись на статьи 60, 61, 64 ЗК РФ, мотивировал тем, что, истец с начала 2009 года арендует земельный участок общей площадью в 600 гектаров, расположенный в административных границах МО СП "сельсовет Карасувский" Ногайского района. Земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения - пастбища. С 2009 года исправно платила арендную плату, задолженности по уплате которой не имеется. В июне 2016 года истцу в администрации Ногайского района сообщили о необходимости проведения межевых работ на арендуемом земельном участке для оформления договора аренды на длительный срок, а не как ранее - на период до одного года. Тогда же истцу посоветовали из одного земельного участка сформировать два земельных участка для последующей сдачи одного из них в субаренду. Истец обратилась к кадастровому инженеру А.А.А. о проведении последним межевых работ на арендуемом земельном участке. Кадастровый инженер пояснил ей, что это возможно, и провел межевые работы на двух земельных участках. Она оплатила услуги кадастрового инженера в размере "." рублей за участок площадью в 306 гектаров и "." рублей за участок - площадью в 213 гектаров. После этого она в районную администрацию об оплате и проведении ею межевых работ, разделив земельный участок на два участка площадью в 306 и 213 гектаров. По причине нахождения истца в последние годы в Москве, она своевременно не узнала об объявлении и проведении администрацией МО "Ногайский район" аукциона на право аренды земельных участков, арендатором которых она является. "дата" в очередной приезд в Ногайский район она обратилась к главе районной администрации с заявлением помочь ей разобраться в создавшейся ситуации. На тот момент ей было известно, что право аренды на земельный участок с кадастровым номером N площадью в 306 гектаров было продано жителю села Терекли-Мектеб Е.С.М.
Также спустя некоторое время она узнала и то, что право аренды на второй земельный участок с кадастровым номером N площадью 213 гектаров администрацией района было продано жителю села Кумли А.Т.К. Истец в течение длительного времени не могла получить в администрации МО "Ногайский район" соответствующие документы, свидетельствующие об объявлении и проведении ответчиком аукционов по продаже права аренды на указанные земельные участки с кадастровыми номерами N и N Согласно ответам администрации МО " "адрес"" все указанные документы якобы находятся в МРО УЭБ и ПК МВД по РД и по этой причине они не могут представить им их копии. Только "дата" в их адрес были направлены некоторые запрашиваемые ими документы. Своими незаконными действиями администрацией МР " "адрес"" нарушены её права, как арендатора земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, а именно ее права в пользовании указанными земельными участками. Ввиду наличия у ответчиков Е.С.М. и А.Т.К. документов на аренду указанных земельных участков, они препятствуют истцу в пользовании арендуемыми ею земельными участками. Истцу пришлось воспользоваться юридической помощью для представления ее интересов, для чего оплатила услуги представителя в размере "." рублей. В связи с этим, истец К.Х.А. просила о признании незаконными и отмене:
- постановления и.о. главы администрации МО "Ногайский район" от "дата" N о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью в 213 гектаров; - постановления и.о. главы администрации МО " "адрес"" от "дата" N о предоставлении в аренду земельного участка для производства с/х продукции; - протокола аукционной комиссии N от "дата" об определении А.Г.К. победителем открытого аукциона по продаже права аренды земельного участка площадью 213 гектаров с кадастровым номером N; - договора аренды от "дата", заключенный между и.о. главы администрации МО " "адрес"" и А.Т.К. на земельный участок с кадастровым номером N площадью в 213 гектаров; - акта приема-передачи арендуемого земельного участка с кадастровым номером N площадью в 213 гектаров; - постановления и.о. главы администрации МО " "адрес"" от "дата" N о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 306 гектаров; - протокола аукционной комиссии N от "дата" об определении Е.С.М. победителем открытого аукциона по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 306 гектаров; - постановления и.о. главы администрации МО " "адрес"" от "дата" N о предоставлении в аренду земельного участка для производства с/х продукции; - договора аренды N от "дата", заключенный между и.о. главы администрации МО " "адрес"" и Е.С.М. на земельный участок с кадастровым номером 05:03:000007:1202 площадью 306 гектаров; - акта приема-передачи арендуемого земельного участка с кадастровым номером N площадью 306 гектаров; и о взыскании с ответчиков солидарно судебных расходов на оплату услуг представителя в размере "." рублей.
В последующем иск К.Х.А. был дополнен в части:
- перевода на нее прав и обязанностей по договору аренды земельного участка с кадастровым номером N, площадью 213 гектаров, относящийся к категории земель - пастбища "земли сельскохозяйственного назначения" от "дата", заключенному между администрацией МО " "адрес"" и А.Т.К. и - перевода на нее прав и обязанностей по договору аренды земельного участка с кадастровым номером N, площадью 306 гектаров, относящийся к категории земель - пастбища "земли сельскохозяйственного назначения" от "дата", заключенному между администрацией МО "Ногайский район" и Е.С.М.
Администрация МО СП "сельсовет Карасувский" Ногайского района обратилась в суд с заявлением о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, и заявила самостоятельные требования к администрации МР "Ногайский район", Е.С.М, А.Т.К. о признании незаконными и отмене:
- постановления и.о. главы администрации МО " "адрес"" от "дата" N о проведении открытого аукциона о продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 213 гектаров; - постановления и.о. главы администрации МО " "адрес"" от "дата" N о предоставлении в аренду земельного участка для производства сельскохозяйственной продукции; - протокола аукционной комиссии N от "дата" об определении А.Т.К. победителем открытого аукциона по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером 05:03:000007:1219 площадью 213 гектаров; - договора аренды N от "дата" земельного участка площадью 213 гектаров; - акта приема-передачи арендуемого земельного участка с кадастровым номером 05:03:000007:1219, площадью 213 гектаров; - постановления и.о. главы администрации МО " "адрес"" от "дата" N о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером N, площадью 306 гектаров; - протокола аукционной комиссии N от "дата" об определении Е.С.М. победителем открытого аукциона по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером 05:03:000007:1202 площадью 306 гектаров; - постановления и.о. главы администрации МО " "адрес"" от "дата" N о предоставлении в аренду земельного участка для производства сельскохозяйственной продукции; - договора аренды N от "дата" земельного участка площадью 306 гектаров; - акта приема - передачи арендуемого земельного участка с кадастровым номером N площадью 306 гектаров.
Требования мотивированы тем, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами N и N находились в границах земельного участка ранее учтенного с кадастровым номером N, общей площадью 9 462 260 кв.м (9462 га). Земельный участок с кадастровым номером N наряду с двумя земельными участками с кадастровыми номерами N (площадью 2458 га) и N (площадью 516 га) постановлением главы администрации МО " "адрес"" от "дата" N были переданы в собственность МО СП "сельсовет Карасувский" "адрес". Указанные земельные участки были переданы в собственность МО СП "сельсовет Карасувский" Ногайского района во исполнение Федерального закона от "дата" N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 19 ЗК РФ, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от "дата" N-Ф3 "О введение в действие Земельного Кодекса Российский Федерации", статей 9 и 15 Закона РД от "дата" N "О земле", Закона РД от "дата" N "О местном самоуправлении в Республике Дагестан", Закона РД "О статусе и границах муниципальных образований в Республике Дагестан", постановления Правительства РД от "дата" N "О проведении землеустройства при разграничении государственной собственности на землю для определения права собственности муниципальных образований Республики Дагестан на земельные участки". Во исполнение указанных законодательных актов в 2004 году была создана комиссия в составе главы районной администрации, глав сельских администраций, руководителя районного земельного комитета, районного архитектора, которая с привлечением специалиста с г..Махачкала определилаадминистративные границы сельских администраций Ногайского района.
По неизвестной ему причине в земельном участке с кадастровым номером N, площадью в 9 462 гектара, в границах которого расположены спорные земельные участки, были сформированы новые участки с кадастровыми номерами, что не дало возможности администрации МО СП "сельсовет Карасувский" своевременно получить свидетельство о праве собственности на указанный участок, то есть зарегистрировать свое право собственности. Он, как глава администрации неоднократно обращался к руководству района об оказании помощи для оформления права собственности на переданный им земельный участок с кадастровым номером N, площадью в 9462 га, но его просьбы остались без внимания. В последующем и.о. главы администрации МО "Ногайский район" Ш.Р.С. "дата" вынес постановление N 61 "О формировании земельных участков для передачи в собственность МО СП "сельсовет Карасувский". В их числе были обозначены и спорные земельные участки, расположенные в границах администрации МО СП "сельсовет Карасувский", площадью 213 га и 306 га. Однако администрация МО " "адрес"", передав указанные земельные участки сельской администрации, после проведения кадастровых инженерных работ, сама объявила и провела аукционы по продаже права на аренду земельных участков. Приведенные обстоятельства подтверждают, что предмет спора - земельные участки с кадастровым номером N, площадью в 213 гектаров и с кадастровым номером N, площадью в 306 гектаров связан с защитой прав и законных интересов администрации МО СП "сельсовет Карасувский" "адрес" РД и дело не может быть рассмотрено без их участия. В связи с изложенным, просили удовлетворить их самостоятельные требования.
Определением Ногайского районного суда от "дата" администрация МО СП "сельсовет Карасувский" признана по делу третьим лицом с самостоятельными требованиями относительно предмета спора.
Определением Ногайского районного суда от "дата" к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Росреестра по РД.
Решением Ногайского районного суда от "дата" постановлено:
Иск К.Х.А. удовлетворить частично.
Признать недействительным постановление и.о. главы администрации МО "Ногайский район" от "дата" N о предоставлении в аренду земельного участка; договор аренды N от "дата", заключенного между и.о. главы администрации МО "Ногайский район" и А.Т.К. на земельный участок с кадастровым номером N площадью в 213 гектаров; акт приема-передачи арендуемого земельного участка с кадастровым номером 05:03:000007:1219 площадью в 213 гектаров; постановление и.о. главы администрации МО "Ногайский район" от "дата" N о предоставлении в аренду земельного участка; договор аренды за N от "дата", заключенный между и.о. главы администрации МО "Ногайский район" и Е.С.М. на земельный участок с кадастровым номером 05:03:000007:1202 площадью в 306 гектаров; акт приема-передачи арендуемого земельного участка с кадастровым номером 05:03:000007:1202 площадью в 306 гектаров.
В остальной части иска К.Х.А. отказать.
Иск администрации МО СП "сельсовет Карасувский" "адрес" удовлетворить.
Признать недействительным постановление и.о. главы администрации МО " "адрес"" от "дата" за N о предоставлении в аренду земельного участка; договор аренды N от "дата", заключенного между и.о. главы администрации МО " "адрес"" и А.Т.К. на земельный участок с кадастровым номером N площадью в 213 гектаров; акт приема-передачи арендуемого земельного участка с кадастровым номером N площадью в 213 гектаров; постановление и.о. главы администрации МО " "адрес"" от "дата" за N о предоставлении в аренду земельного участка; договор аренды за N от "дата", заключенный между и.о. главы администрации МО " "адрес"" и Е.С.М. на земельный участок с кадастровым номером N площадью в 306 гектаров; акт приема-передачи арендуемого земельного участка с кадастровым номером N площадью в 306 гектаров.
Взыскать с ответчиков администрации МО " "адрес"", Е.С.М. и А.Т.К. солидарно судебные расходы истца К.Х.А. - оплата услуг представителя в размере "." рублей.
Также Ногайским районным судом, после возвращения дела для принятия дополнительного решения, определением от "дата" принят отказ истца К.Х.А. и третьего лица администрации МО СП "сельсовет Карасувский" "адрес" РД от части заявленных исковых требований. Производство по гражданскому делу в части исковых требований К.Х.А. о признании недействительными: протокола аукционной комиссии N от "дата" об определении А.Т.К. победителем открытого аукциона по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 213 гектаров; - протокола аукционной комиссии N от "дата" об определении Е.С.М. победителем открытого аукциона по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 306 гектаров; - постановления и.о. главы администрации МО " "адрес"" от "дата" N о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 306 гектаров; - постановления и.о. главы администрации МО " "адрес"" от 14 но
ября 2016 г. N о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью в 213 гектаров прекращено в связи с отказом от части иска. Производство по гражданскому делу в части исковых требований администрации МО СП "сельсовет Карасувский" "адрес" о признании незаконными и отмене: - протокола аукционной комиссии N от "дата" об определении А.Т.К. победителем открытого аукциона по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 213 гектаров и - протокола аукционной комиссии N от "дата" об определении Е.С.М. победителем открытого аукциона по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 306 гектаров, прекращено в связи с отказом от части иска.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от "дата" ответчиком Е.С.М. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, содержащихся в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указывается, что в 2016 году, в газете "Голос степи" было опубликовано объявление о проведении аукциона администрацией "адрес" РД о передаче в долгосрочную аренду земельного участка площадью 306 га, находящегося в районе "адрес". Ею была подана соответствующая заявка в районную администрацию. "дата" был проведен аукцион, где кроме неё, никто участия не принял. Землю она арендовала для содержания крупного рогатого скота. Арендную плату вносит своевременно и нарушений земельного законодательства не допускала.
Постановлением администрации МО " "адрес"" от "дата" N МО СП "сельсовет Карасувский" были переданы земельный участок площадью 94622600
кв.м с кадастровым номером N следовательно арендованный ею земельный участок площадью 306 га не может располагаться в границах земельного участка с кадастровым номером N, поскольку его площадь составляет 24577730 кв.м. В
настоящее время земельный участок с кадастровым номером N имеет статус временного без координат границ.
О том, что переданный ей в аренду земельный участок с кадастровым номером N не принадлежит МО СП "сельсовет Карасувский", свидетельствует заявление главы данного сельского поселения от "дата" в администрацию Ногайского района с просьбой о передаче в собственность МО СП "Карасувский" земельного участка с кадастровым номером N.
Кроме того, МО СП "Карасувский" не зарегистрировал в установленном порядке право собственности на переданные ему земельные участки.
Действия по размещению объявления о проведении аукциона о торгах по продаже аренды земельных участков на сайте интернет
осуществляет организатор аукциона. Ею информация о проведении торгов была получена из средств массовой информации Ногайского района. Каких-либо ущемлений прав истца при этом допущено не было, поскольку она ни в каких аукционах участвовать не собиралась, так как считала себя законным арендатором спорного земельного участка. Об этом свидетельствует ее позиция в судебном заседании, где она просила о переводе на нее прав и обязанностей по заключенным договорам аренды спорных земельных участков.
В суде апелляционной инстанции ответчик А.Т.К. поддержал доводы апелляционной жалобы и просил их удовлетворить.
В письменных возражениях и в суде апелляционной инстанции представитель истца К.Х.А. - А.Д.Н. и представитель третьего лица администрации МО СП "сельсовет Карасувский" "адрес" Д.А.С. возражали против доводов апелляционной жалобы, указывая об их несостоятельности и о законности и обоснованности судебного акта.
Согласно ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие истца К.Х.А, ответчика Е.С.М, ответчика администрации МР " "адрес"" и Управления Росреестра по РД, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции.
Ответчик Е.С.М, извещенная судебной коллегией о времени и месте настоящего судебного заседания, обратилась в суд апелляционной инстанции с заявлением об отложении настоящего судебного заседания, приложив справку врача-травматолога ГБУ РД "Ногайская ЦРБ" от "дата" о её нахождении на стационарном лечении в указанной больнице с "дата" по настоящее время. Однако, согласно ответу ГБУ РД "Ногайская ЦРБ" на запрос суда, Е.С.М. действительно поступила "дата" в отделение хирургии, однако "дата" выписана из-за отсутствия в отделении.
Поэтому, с учетом изложенного, судебная коллегия расценивает данное ходатайство как злоупотребление правом со стороны ответчика Е.С.М.
В силу ст. 14 Международного Пакта от "дата" "О гражданских и политических правах", гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Данное является риском самого гражданина, все неблагоприятные последствия таких действий несет само совершеннолетнее физическое лицо.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё в совокупности с доказательствами по делу, выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со статьями 1, 9 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В силу ст.10 ГК РФ не допускается действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребления правом в иных формах.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ (данные ЗК и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В силу ст. 64 ЗК РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, истец К.Х.А. с 2009 года являлась арендатором земельного участка общей площадью 600 га, относящегося к категории сельскохозяйственного назначения, расположенного в пределах границ МО СП "сельсовет Карасувский" "адрес", на основании договоров аренды N от "дата", N от "дата" и договора без номера от "дата" (сроком по одному году) с администрацией МО " "адрес"".
Последующем между К.Х.А. и администрацией МО " "адрес"" договор аренды на земельный участок не составлялся и не продлевался. К.Х.А. продолжала пользоваться земельным участком.
Согласно постановлению главы администрации МО "Ногайский район" С.К.Ш. от "дата" N, в соответствии со ст.15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ), ст.19 ЗК РФ, п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ", ст.ст. 9 и 15 Закона РД от 29.12.2003 N 45 "О земле", Закона РД от 29.12.2004 N 43 "О местном самоуправлении в Республике Дагестан", Закона РД "О статусе и границах муниципальных образований в РД", постановления Правительства РД от 21.03.2008 N 74 "О проведении землеустройства при разграничении государственной собственности на землю для определения права собственности муниципальных образований Республики Дагестан на земельные участки", Устава МО " "адрес"" в собственность МО СП "сельсовет Карасувский" "адрес" были переданы земельные участки с разрешенным использованием для сельскохозяйственного назначения: - участок площадью 24577730 кв.м с кадастровым номером N - участок площадью 94622600 кв.м с кадастровым номером N; - участок площадью 5161100 кв.м с кадастровым номером N.
Третьим пунктом названного постановления указывается уполномоченному органу МО СП "сельсовет Карсувский" о необходимости зарегистрировать право собственности муниципального образования на указанные земельные участки в органах федеральной регистрационной службы.
Согласно акту приема-передачи земельных участков, администрация МО " "адрес"" передала, а администрация МО СП "сельсовет Карасувский" "адрес" приняла на основании постановления от "дата" земельный участок площадью 24577730 кв.м с кадастровым номером N, земельный участок площадью 94622600 кв.м с кадастровым номером N, земельный участок площадью 5161100 кв.м с кадастровым номером N.
"дата" и "дата" администрация МО " "адрес"" объявила аукцион по продаже права на заключение договора аренды на спорные земельные участки с кадастровым номером N площадью 213 га и кадастровым номером N площадью 306 га соответственно, являющихся частью земельного участка с кадастровым номером N площадью 94622600 кв.м, ранее переданного МО СП "сельсовет Карасувский" "адрес".
Согласно протоколам заседания конкурсной комиссии администрации МО " "адрес"" от "дата" N и от "дата" N по подведению итогов аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, в связи участием в конкурсах по одному участнику, аукционы признаны несостоявшимся. Аукционная комиссия рекомендовала заключить договор аренды с КФХ "Солтан" в лице главы А.Т.К. на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 213 га и с арендатором Е.С.М. на земельный участок с кадастровым номером N площадью 306 га.
И.о. главы администрации МО " "адрес"" Ш.Р.С. постановлениями от "дата" N и от "дата" N предоставлены в аренду указанные земельные участки категории земель сельхозназначения - пастбища, находящихся на территории МО СП "сельсовет Карасувский" - с кадастровым номером N ответчику А.Т.К.; - с кадастровым номером N ответчику Е.С.М, соответственно.
Администрацией МО " "адрес"" так и Е.С.М. были заключены договора аренды земельных участков: как с А.Т.К. от "дата" N, сроком на 10 лет (с кадастровым номером N передан по акту приема-передачи), так и с Е.С.М. от "дата" N сроком на 10 лет (с кадастровым номером N передан по акту приема-передачи).
Признавая приведенные документы: постановление администрации МО " "адрес"" от "дата" N о предоставлении в аренду земельного участка, договор аренды от "дата" между администрацией МО " "адрес"" и А.Т.К, акт приема-передачи земельного участка с кадастровым номером 05:03:000007:1219, постановление администрации МО " "адрес"" от "дата" N о предоставлении в аренду земельного участка, договор аренды N от "дата" между администрацией МО " "адрес"" и Е.С.М, акт приема-передачи земельного участка с кадастровым номером N, недействительными, суд первой инстанции исходил на допущенные нарушения земельного законодательства и закона о защите конкуренции в процедуре проведения аукциона земельных участков.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, который соответствует обстоятельствам дела, исследованным доказательствам и основан на правильном применении норм материального права.
В соответствии со ст.13 ГК РФ и ст.61 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам, и нарушающий права и охраняемые Законом интересы гражданина и юридического лица в области использования и охраны земель может быть признан судом недействительным.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8 ГК РФ одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей являются договора и иные сделки.
В силу ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам) действующим на момент его заключения.
Как разъяснено в п.1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса РФ о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 ЗК РФ, ст. 74 Лесного кодекса РФ), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
Согласно ст. 17.1 Закона "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество.
На основании ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи ЗК РФ.
В соответствии с ч. 11 ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с победителем аукциона либо с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с единственным принявшим участие в аукционе его участником на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона.
В соответствии со ст. 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Как следует из п. 8 постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством РФ, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать соответствующие сведения о форме торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы; о сроках принятия решения об отказе в проведении торгов; и т.д.
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (ч. 19 ст. 39.11 ЗК РФ).
Вопрос о том, было ли извещение о торгах надлежащим, подлежит оценке судом в каждом конкретном случае с учетом тиража, целевой аудитории, территории и способа распространения средства массовой информации и других обстоятельств, обеспечивающих доступность участия в торгах потенциальных покупателей, заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, и массовость торгов.
Согласно представленной ответчиком вырезки из республиканской газеты "Голос степи" ("Шоьл тавысы") от 24.11.2016, извещение администрацией МО "Ногайский район" о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером N с общей площадью 213 га, было опубликовано 24.11.2016.
При этом, администрацией МО "Ногайский район" извещение о проведении открытых торгов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами N и N не было опубликовано на официальном сайте в сети "Интернет".
Указанное обстоятельство в судебном заседании представителем ответчика администрации МО "Ногайский район" не оспаривалось. Доказательств об обратном суду ответчиками не представлено.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Согласно протоколам об итогах аукциона от "дата" N и от "дата" N конкурсная комиссия администрации МО " "адрес"" по продаже земельных участков и права на заключение договоров аренды земельных участков, выставленных на аукцион, признала аукционы несостоявшимися в связи с поступлением на приобретение права аренды на земельные участки с кадастровыми номерами N и N, по одной заявке, и единственными участниками аукциона признаны А.Т.К. и Е.С.М. Аукционная комиссия рекомендовала заключить договора аренды с указанными участниками аукциона.
В соответствии с ч. 20 ст. 39.12 ЗК РФ, уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.
Между тем, администрацией МО " "адрес"" договора аренды земельных участков с А.Т.К. и Е.С.М. заключены ранее десятидневного срока со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте, то есть "дата" и "дата".
При предоставлении земельного участка, предусмотрен порядок, определяющий право на заключение договора аренды земельного участка, и такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Данные нарушения закона привели к ограничению прав истца на приобретение прав на спорный земельный участок и нарушению прав муниципального образования, заинтересованного в привлечении большего количества претендентов на получение права аренды. Органом местного самоуправления была нарушена процедура предоставления в аренду спорного земельного участка, предусмотренная ст.30.1 ЗК РФ.
Также судебная коллегия соглашается и с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований, заявленных администрацией МО СП "сельсовет Карасувский" "адрес" о признании недействительными постановления и.о. главы администрации МО " "адрес"" от "дата" N о предоставлении в аренду земельного участка, договора аренды от "дата" между администрацией МО " "адрес"" и А.Т.К. на земельный участок с кадастровым номером N, акта приема-передачи земельного участка с кадастровым номером N, постановления и.о. главы администрации МО " "адрес"" от "дата" N о предоставлении в аренду земельного участка, договора аренды N от "дата" между администрацией МО " "адрес"" и Е.С.М. на земельный участок с кадастровым номером N, акта приема-передачи земельного участка с кадастровым номером N как по изложенным выше основаниям, так и отсутствие у администрации МО " "адрес"" полномочий распоряжения указанными земельными участками.
Судом установлено, что постановлениями Правительства РД от "дата" N "О ходе проведения работ по разграничению земель муниципальных образований республики Дагестан, подлежащих отнесению к муниципальной собственности", от "дата" N "Об исполнении Постановления Правительства РД от "дата" N "О ходе проведения работ по разграничению земель муниципальных образований республики Дагестан, подлежащих отнесению к муниципальной собственности" определена обязанность муниципальных районов передать муниципальным образованиям сельских поселений земельные участки для регистрации права собственности.
Согласно статье 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. В части 2 ст. 3.3 указано, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанные положения ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ вступили в силу с 1 января 2017 года.
Как усматривается из материалов дела, постановлением главы администрации МО " "адрес"" от "дата" N и актом приема-передачи от "дата" в собственность МО СП "сельсовет Карасувский" переданы земельные участки площадью 24 577 730 кв.м: - с кадастровым номером N; - с кадастровым номером N и - с кадастровым номером N государственная регистрация права собственности на которые отсутствует. На основании приведенных муниципальных правовых актов администрация МО " "адрес"" передала сельскому поселению все полномочия по владению и распоряжению земельным участком для решения вопросов местного значения.
Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами N и N, местоположение которых на административной территории МО СП "сельсовет Карасувский" "адрес", расположены в границах земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 9462 гектаров, который был поставлен на кадастровый учет "дата", что подтверждается представленной схемой геодезических построений.
Последующие действия администрации МО " "адрес"", связанные с разделом земельного участка площадью 94 622 600 кв.м. кадастровым номером N и формированием обособленных участков кадастровыми номерами N, N, проведение аукциона на продажу права на заключение договора аренды, заключение договоров аренды, без отмены постановления главы администрации МО " "адрес"" от "дата" N и получения по акту ранее переданных земельных участков следует признать противоречащим закону.
В соответствии со статьей 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Доводы представителя ответчика администрации МР "Ногайский район" Б.М.Б, которая не отрицала, что земельный участок с кадастровым номером N площадью 9462 га действительно был передан в 2013 году в собственность МО СП "сельсовет Карасувский", однако с 2013 года по настоящее время администрация МО СП "сельсовет Карасувский" не зарегистрировала свое право собственности на данный земельный участок. В связи с чем земельный участок с кадастровым номером N площадью 9462 га на момент проведения открытых аукционов по продаже права на заключение договора аренды на земельный участок из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровыми номерами N, общей площадью 213 га пастбища и N, общей площадью 306 га пастбища, находящимися на территории МО СП "сельсовет Карасувский", не находились в собственности администрации сельского поселения, в связи с чем администрация сельского поселения не могла управлять и распоряжаться данным земельным участком, не состоятельны.
Как указывалось выше, органом уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком, относящимся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, согласно абз. 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в действующей редакции, является администрация МО "Ногайский район". До внесения изменений в этот пункт Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивших в силу с 01.01.2017, таким органом являлась администрация МО СП "сельсовет Карасувский" Ногайского района, на территории которого расположены указанные земельные участки.
В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица могут быть признаны судом недействительным.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, является ничтожной.
Таким образом, доводы жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных судом обстоятельств в отсутствие к тому оснований, сопряжены с неправильным толкованием норм материального права, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие юридическое значение, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, не нарушены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ногайского районного суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Е.С.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.