Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего- М. А.М.
судей Гебековой Л.А, Османова Т.С,
при секретаре Исмаиловой А.К,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заместителя управляющего ГУ - ОПФР по РД по доверенности Сулейманова М.Н. на решение Акушинского районного суда Республики Дагестан от "дата", которым постановлено:
"Исковые требования Мусаева К. Р, 1959 года рождения, жителя "адрес" РД к УОПФ РФ по РД в "адрес" удовлетворить.
В порядке восстановления нарушенных прав М. К.Р. возложить на УОПФ РФ по РД в "адрес" включить в трудовой стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью период службы в рядах Советской А. с 16.10.1977г. по 26.10.1979г. календарно (по фактической продолжительности).
Обязать УОПФ РФ по РД в "адрес" назначить М. К.Р. досрочную трудовую пенсию как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей со дня обращения, т.е. с "дата"".
Заслушав доклад судьи Гебековой Л.А, выслушав объяснения М. К.Р, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Мусаев К. Р. обратился в суд с иском к УОПФ РФ по РД в "адрес" и к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по РД о включении в трудовой стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью период службы в рядах Советской А. с 16.10.1977г. по 26.10.1979г. и обязании назначить досрочную трудовую пенсию как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей со дня обращения.
В обоснование заявленных требований указал, что 14.12.2018г. он обратился с заявлением в УОПФР по РД в "адрес" о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с достижением 25 летнего стажа педагогической деятельности.
Своим решением УОПФ РФ по РД в "адрес" от "дата" ему отказало в назначении пенсии, с указанием на то, что отсутствует необходимый специальный стаж работы. УОПФ РФ по РД в "адрес" отказывается включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей период его службы в Вооруженных Силах С. с 16.10.1977г. по 26.10.1979г, ссылаясь на то, что у него отсутствует установленный педагогический стаж.
Считает данное решение Пенсионного Фонда неправомерным, нарушающим его законное право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку период его службы в Советской А. относится к периодам деятельности с "дата", то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсии педагогическим работникам.
За период прохождения, им службы в рядах Советской А. действовало, утвержденное постановлением Cовета М. С. от "дата" г. N Положение,котороепредусматривало возможность включения в стаж работы учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, службы в составе ВС С..
Период его службы в Советской А. относится к периодам деятельности до "дата", то есть до установления нового правового регулирования досрочного назначения пенсий педагогическим работникам. При этом на момент его обращения за назначением пенсии в наличии у него имелось 24 года 2 месяца 14 дней педагогического стажа, что составляет не менее 2/3 стажа, необходимого для назначения такой пенсии.
Таким образом, указанный период службы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении страховой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у истца на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Суммируя указанный период с теми, которые засчитаны ответчиком в стаж работы за педагогическую деятельность, а это 24 года 2 месяца 14 дня, получается более 25 лет, то есть более требуемого для назначения пенсии по п.п.19 п,1 ст.30 Федерального Закона "О страховых пенсиях", что является основанием для удовлетворения требований иска и возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии.
Просит обязать УОПФР по РД в "адрес" и ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по РД включить в трудовой стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью истца следующий период службы в рядах Советской А. с 16.10.1977г. по 26.10.1979г.
Обязать ОПФР по РД в "адрес" назначить ему досрочную трудовую пенсию как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей со дня обращения, т.е. с "дата".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика по доверенности Сулейманов М.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.В обосновании доводов жалобы указывает, что с "дата" по "дата" М. К.Р. действительно служил в рядах Советской А, однако Списком от "дата" N не предусмотрено включение службы в рядах Советской А. в стаж педагогической деятельности.
Постановлением Правительства РФ от "дата" N суммирование стажа работ по п. п. 19 п. 1 ст. 27 службы в рядах Советской А. не предусмотрено.
Период службы в рядах Советской А. М. К.Р. приходится на период действия Постановления от "дата" N, согласно которому период службы в составе Вооруженных Сил С. может быть включен в стаж работы, с учетом которого устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии, если отработано не менее 2/3 требуемого педагогического стажа до "дата". На "дата" педагогический стаж М. К.Р. составляет 24 года, 2 месяца 14 дней, что не дает права для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Постановление Совета М. С. от "дата" N, на второе ссылается суд, утратило силу с "дата". На момент отмены "дата" указанного Постановления М. К.Р. имел меньше 2/3 педагогического стажа. Постановлением Минтруда РФ от "дата" N утверждены разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. 27,28,30 ФЗ "О страховых пенсиях в РФ", в которых возложен порядок подсчета специального трудового стажа со дня отмены закона ли нормативного акта.
Представитель ответчика ГУ ОПФР по РД надлежаще извещенный о рассмотрении дела в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело без участия ответчика.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст.7 Закона РФ от 17.12.2001г. N-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ" право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60-ти лет, и женщины, достигшие возраста 55-ти лет.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 названного Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 этого закона лицам, не менее 25-ти лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.27 названного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 данной нормы, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со ст.27 Закона РФ N- ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (Список 781), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со ст.27 названного Закона (Правила 781).
В соответствии с п.3 Правил N, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях, учреждениях, указанных в Списке N. При этом, работа в должностях, указанных в п.1 раздела "наименование должностей" Списка N, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. 1.1 - 1.4 раздела "наименование учреждений" Списка N, а работа в должностях, указанных в п.2 раздела "наименование должностей" Списка N, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п.2 раздела "наименование учреждений" Списка N.
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Закона РФ N-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ" (Правила N).
Пунктами 4 и 5 названных Правил предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются период работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, при этом, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В указанных Постановлениях и Правилах Правительство РФ не предусмотрена возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периодов прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил С..
Таким образом, действующее законодательство о трудовых пенсиях - Федеральный закон и изданные в пределах полномочий во исполнение данного закона акты Правительства РФ не предусматривают включение в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периодов прохождения гражданами военной службы по призыву.
Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004г. N-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), "адрес" и жалобами ряда граждан", установлен конституционно-правовой смысл норм пенсионного законодательства - Закона РФ N-Ф3, а именно, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу ст.ст. 1, 2, ч.2 ст.6, ч.4 ст. 15, 4.1 ст. 17, ст.ст.18, 19 и 4.1 ст.55 Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность, и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано.
Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. N-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), "адрес" и жалобами ряда граждан в отношениях граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Следовательно, при исчислении продолжительности стажа, дающего право на льготное пенсионное обеспечение, в данном случае - досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом РФ N-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, и определении права на такую пенсию, следует руководствоваться законодательством, действовавшим на момент выполнения (осуществления) дающей право на льготное пенсионное обеспечение работы или иных видов деятельности.
Как видно из материалов дела М. К.Р. в период с "дата" по 05.07.1986г. работал мастером Ахтюбинской МПМК. В период с 12.07.1986г. по 15.08.1994г. работал рабочим совхоза им. С.Курбанова.12.09.1994г. был принят учителем математики в Зилмукмахинскую ООШ "адрес".
Как следует из представленного истцом военного билета. М. К.Р. проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах С. в период с 16.10.1977г. по 26.10.1979г.
Согласно Постановления Совета М. С. от 17.12.1959г. N Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, п.п. "г" п.1 которого предусматривалось, что учителям, врачам, и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил С..
До "дата" действовали утвержденные Постановлением Совета М. С. N 1397 от "дата" Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Как видно из материалов дела период прохождения истцом военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ относится к периодам деятельности до 01.01.2002г, то есть до установления нового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что период такой военной службы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости по нормам Положения от 17.12.1959г. N, действовавшего на период осуществления такой деятельности, независимо от времени обращения М. К.Р. за назначением пенсии и времени возникновения у него права на это.
При этом суд обоснованно указал на то, что иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.З ст.55 Конституции РФ целями, ради которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Вывод суда о том, что органом пенсионного обеспечения необоснованно отказано истцу во включении времени прохождения последним действительной военной службы в составе Вооруженных Сил С. в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей календарно (по фактической продолжительности), в связи с чем, в порядке восстановления нарушенных прав истца, на ответчика следует возложить обязанность включить указанное время в указанный стаж в календарном порядке (по фактической продолжительности) соответствует установленным по делу обстоятельствам и отвечает требованиям закона.
Как видно из материалов дела, истец обратился в территориальный орган ПФР по "адрес" 14.12.2018г.
В соответствии с п.1 ст. 19 Закона РФ N-Ф3. трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных п.п. 4 и 4.1 названной нормы, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Учитывая, что на момент 14.12.2018г. истец имел право на досрочную трудовую пенсию по старости, суд обоснованно удовлетворил заявленное М. К.Р. требование о возложении на пенсионный орган обязанности назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 14.12.2018г.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Акушинского районного суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.