Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М,
судей Гасановой Д.Г. и Сатыбалова С.К,
при секретаре судебного заседания Юсупове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Республики Дагестан по доверенности Ибрагимова А.Т. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 18 марта 2019 года, которым постановлено:
"Исковые требования Батдалова С. А. к Министреству здравоохранения РД, ГБУ РД "Буйнакская центральная городская больница" об обязании обеспечивать лекарственными средствами, обращении решения суда к немедленному исполнению, удовлетворить частично.
Возложить на ГБУ РД "Буйнакская центральная городская больница" обязанность при каждом обращении Батдалова С. А. выдавать ему бесплатный рецепт на лекарственные препараты по медицинским показателям.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан регулярно и в полном объеме обеспечивать Батдалова С. А. лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Дагестан в пользу Батдалова С. А. компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований Батдалова С.А. в части обращения решение суда к немедленному исполнению и взыскании компенсации морального вреда в оставшейся части, отказать"
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М, выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Дагестан по доверенности Ибрагимова А.Т. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Бадталова С.А. по доверенности Забитова Р.З. просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Батдалов С.А. обратился в суд с исковыми требованиями к Министерству здравоохранения РД, ГБУ РД "Буйнакская центральная городская больница" об обязании обеспечивать лекарственными средствами, обращении решения суда к немедленному исполнению.
В обоснование иска указано, что Батдалов Сапиюлла Арслангереевич, 14.05.1962 года рождения, является инвалидом первой группы, с заболеванием - Сахарный диабет 2 тип. Диабетическая нефропатия. Единственная правая почка.
Истцу было назначено лечащим врачом в Центре Амбулаторного Диализа ООО "Эверест" от 04.10.2018г. следующие лекарственные средства:
Мирцера 100 мкг X 1 раз в месяц или Эпостим 2000 ед. X 3 раза в неделю п/к (по уровню гемоглобина в крови); Кетостерил 5 тб X 3 раза в день во время еды; Кальций дЗ никомед 0.5 X 2 раза в сутки; Ликфер 5.0 X 3 раза в неделю (по уровню ферретина в крови); Физиотенз 0.2 мг X 2 раза в сутки, Валз 80 мг X 1 раз в сутки; Вельфоро 500 по 1 таблетке во время еды.
За 2018 год частично получил лекарственные препараты. Невыдача положенных лекарств, назначенных врачом, регулярно и в полном объеме ставит под угрозу состояние здоровья истца.
Истец неоднократно обращался в поликлинику за получением бесплатного электронного либо рукописного рецепта на лекарственные средства, назначенные врачом. 02.11.2018 г. истец обратился с письменным заявлением о выдаче бесплатного рецепта для получения лекарственных средств, назначенных ему врачом. Однако в полном объеме рецепты на все лекарственные средства не получил.
02 ноября 2018г. истец обратился в Минздрав РД для регулярного получения лекарственных препаратов в соответствии с назначением врача.
В ответном письме Минздравом РД было сообщено, что: "В настоящее время для вас выделены необходимые лекарственные препараты, которые вы получите в ближайшее время в аптеке по месту жительства. Вам необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства".
Однако истец так и не получил препараты в необходимом количестве.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Республики Дагестан, утвержденному Постановлением Правительства РД от 25.10.2018 N 156 Министерство здравоохранения Республики Дагестан является органом исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющим функции по выработке государственной политики управлению сфере охраны здоровья граждан Республике Дагестан. Одной из основных задач Минздрава РД является организация лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Республики Дагестан, в том числе льготного при амбулаторном обслуживании.
Таким образом, Минздрав РД не выполнило возложенных на него законом обязанностей по организации обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратами.
В связи с чем просит обязать ГБУ РД "Буйнакская центральная городская больница" г.Буйнакск при каждом обращении истца Батдалова С.А. выдавать ему бесплатные рецепты на лекарственные препараты по медицинским показателям, Министерство здравоохранения Республики Дагестан обеспечивать истца Батдалова С.А. регулярно и в полном объеме лекарственными средствами по медицинским показаниям, взыскать с ответчиков Министерство здравоохранения РД и ГБУ РД "Буйнакская центральная городская больница" компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, обратить решение суда к немедленному исполнению в связи с тем, что откладывание исполнения решения суда может привести к значительному ухудшению здоровья истца.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Республики Дагестан по доверенности Ибрагимова А.Т. ставится вопрос об отмене решения, указывая на следующее:
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РД от 13 июня 2012 г. N 575-М "Об утверждении административного регламента предоставления Министерством здравоохранения Республики Дагестан государственной услуги по приему заявлений, постановке на учет и предоставлению информации по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг" (зарегистрирован в Минюсте РД от 22.06.2012 г. N 1642), регламентирующим порядок взаимодействия Министерства здравоохранения РД с лечебно-профилактическими учреждениями и аптечными организациями, расположенными на территории Республики Дагестан, участвующими в дополнительном лекарственном обеспечении, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также бюджета Республики Дагестан, в зависимости от категории льготы лекарственное обеспечение осуществляется за счет бюджета Российской Федерации или бюджета Республики Дагестан на основании своевременно представленных плановых или дополнительных заявок ЛПУ, сформированных лечащим врачом, с учетом необходимой корректировки дозы препаратов или изменения схемы лечения плановых или дополнительных заявок, направляемых на согласование в отдел мониторинга национального проекта и дополнительного лекарственного обеспечения населения Министерства здравоохранения Республики Дагестан.
В настоящее время Министерством здравоохранения РД осуществляется закупка лекарственных препаратов согласно утвержденным основным заявкам от медицинских организаций республики.
Лекарственные препараты закупаются Министерством здравоохранения Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан в соответствии с нормами Федерального закона от 5 апреля 2013года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках).
Министерство здравоохранения РД является органом исполнительной власти Республики Дагестан, обеспечивающим проведение в установленном порядке государственной политики в сфере охраны здоровья граждан в Республике Дагестан (постановление Правительства РД от 8 мая 2013 г. N 239) и осуществляет использование бюджетных ассигнований в сфере здравоохранения, утвержденных Законом РД о республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно Закону Республики Дагестан от 10.03.2015 N 18 "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан" Правительство Республики Дагестан обеспечивает исполнение республиканского бюджета, а также предварительный и последующий контроль за его исполнением.
Истец Бадталов С.А. и представитель ГБУ "Буйнакская ЦГБ" в суд апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Приложению N 1 к Постановлению Правительства от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", дети инвалиды и больные сахарным диабетом должны получать бесплатно все лекарственные средства, иглы, шприцы, полоски и т.д.
Пункт 5 ст.1 Федерального закона Ю23-ФЗ от 21.11.2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливает право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, гарантированный объем, которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно п. 12 ст.14 указанного Закона организация по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, а также обеспечения лекарственными препаратами является полномочием федеральных органов государственной власти.
Согласно ч.3 ст.80 этого Закона, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Частью 2 ст.83 этого же Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи Правительство РФ Постановлением от 28.11.2014 N1273 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов, которая предусматривает, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Батдалов Сапиюлла Арслангереевич, 14.05.1962 года рождения, является инвалидом первой группы, с заболеванием - Сахарный диабет 2 тип. Диабетическая нефропатия. Единственная правая почка.
Истцу лечащим врачом в Центре Амбулаторного Диализа ООО "Эверест" от 04.10.2018г. были назначены следующие лекарственные средства:
Мирцера 100 мкг X 1 раз в месяц или Эпостим 2000 ед. X 3 раза в неделю п/к (по уровню гемоглобина в крови); Кетостерил 5 тб X 3 раза в день во время еды; Кальций дЗ никомед 0.5 X 2 раза в сутки; Ликфер 5.0 X 3 раза в неделю (по уровню ферретина в крови); Физиотенз 0.2 мг X 2 раза в сутки, Валз 80 мг X 1 раз в сутки; Вельфоро 500 по 1 таблетке во время еды.
На Министерство Здравоохранения Республики Дагестан возложена обязанность по бесплатному обеспечению Батдалова С.А. лекарственными препаратами в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены данного препарата лечащим врачом.
Однако судом установлено, что ответчик не обеспечивает истца бесплатным рецептом на все лекарственные средства.
Ответчик надлежаще не исполняют свои обязанности по обеспечению истца необходимыми медицинскими препаратами.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;
- привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.
В соответствии с положением о Министерстве здравоохранения РД утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 8 мая 2013 года N 239 Министерство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
-проводит государственную политику в сфере охраны здоровья граждан Республике Дагестан;
-определяет потребность в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, медицинской технике и санитарном автотранспорте, в том числе объемах поставок этой продукции для государственных нужд Республики Дагестан;
-организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.
-ведет региональный сегмент Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и своевременно представляет сведения, содержащиеся в нем, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приобретение необходимых лекарств и препаратов по группам населения и категориям заболеваний осуществляет Министерство здравоохранения РД.
Главным распорядителем бюджетных средств, в рассматриваемых отношениях, является Министерство здравоохранения РД (ст.158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).
Таким образом, с учетом указанных норм Министерство здравоохранения РД, как орган исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченное Правительством РД, должно выполнить обязанность по обеспечению Бадталова С.А. соответствующими лекарственными препаратами.
Однако Министерство здравоохранения РД отказывает в выдаче некоторых назначенных лекарств и не в полном объеме выдает лекарства.
Недофинансирование отрасли не является основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
ГБУ РД "Буйнакская центральная городская больница" также не обеспечивает истца бесплатным рецептом на все лекарственные средства
Указанное свидетельствует о том, что ответчики надлежаще не исполняют свои обязанности по обеспечению Бадталова С.А. инвалида первой группы необходимыми медицинскими препаратами.
При таких данных суд правильно признал исковые требования Бадталова С..А. обоснованными и удовлетворил их в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения Республики Дагестан по его обеспечению регулярно и в полном объеме лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями.
В силу ст. 151 ГК РФ моральный вред может быть возмещен в случае нарушения неимущественных прав гражданина.
Исходя из ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страдании, а также степени вины причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Принимая во внимание допущений нарушений регулярного и полного обеспечения бесплатными лекарственными средствами истца, с учетом требования разумности и справедливости, суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Махачкалы от 18 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.