Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО17,
судей ФИО16 и Алиевой Э.З,
при секретаре ФИО9,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ГУ-ОПФР по РД ФИО10 на решение Казбековского районного суда Республики Дагестан от 20 декабря 2018 года и апелляционную жалобу представителя ГУ-ОПФР по РД ФИО11 на дополнительное решение Казбековского районного суда Республики Дагестан от 26 марта 2019 года по иску ФИО1 к ГУ-ОПФР по РД о признании незаконным отказа в установлении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включении периода его работы с 14 июля 2009 года по 7 сентября 2017 года в качестве учителя истории в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по выслуге лет, обязании ГУ-ОПФР по РД в "адрес" назначить трудовую пенсию досрочно с момента обращения, то есть с 9 апреля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО16, объяснения представителя ГУ-ОПФР по РД ФИО13, просившей удовлетворить апелляционную жалобу объяснения представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО12, просившего апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в "адрес" (УОПФР по РД в "адрес"), в котором просил признать решение УОПФР по РД в "адрес" от 6 августа 2018 года за N224296 об отказе в установлении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным, включить периоды его работы с 14 июля 2009 года по 7 сентября 2017 года в качестве учителя истории в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по выслуге лет, обязать УОПФР по РД в "адрес" назначить ему трудовую пенсию досрочно с даты его обращения за ее назначением, то есть с 9 апреля 2018 года.
Исковые требования мотивированы тем, что 9 апреля 2018 года ФИО1 обратился в Управление отделения Пенсионного фонда РФ по РД в "адрес" с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии на основании п. 19 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей).
Решением Управления отделения Пенсионного фонда РФ по РД в "адрес" N224296/18 от 6 августа 2018 года в досрочном назначении трудовой пенсии ему было отказано, мотивируя тем, что с назначением на должность начальника управления образования администрации муниципального района " "адрес"" он имел учебную нагрузку в МКОУ "Буртунайская COШ" без занятия штатной должности учителя.
Считает отказ в назначении пенсии незаконным по следующим основаниям.
Истец был принят на работу учителем истории Буртунайской средней общеобразовательной школы 1 февраля 1992 года, затем 30 апреля 2007 года назначен на должность директора этой школы с правом ведения 12 часов учителя истории. 16 апреля 2009 года его освободили от должности директора школы, но от должности учителя истории он освобождён не был. Он и по настоящее время продолжает вести учебную нагрузку по совместительству в свободное от работы время (в субботу) в названной сельской школе. Этот факт подтверждают перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с его заработной платы по должности учителя истории Буртунайской СОШ, сведения о которых имеются в Пенсионном Фонде. Кроме того, сведения о трудовом стаже в качестве учителя истории достоверно отражены в акте проверки УОПФР по РД в "адрес" от 28 июня 2017 года N 193.
Работа в качестве учителя в МКОУ "Буртунайская СОШ" по совместительству в период с назначения на постоянную должность начальника управления образования администрации MP " "адрес"" была оформлена трудовым договором от 14 апреля 2009 года. Закрепление трудовых отношений с названной школой приказом директора не осуществлено по технической ошибке. В настоящее время эта ошибка исправлена и директором издан соответствующий приказ.
О факте осуществления им деятельности в качестве учителя истории с 16 апреля 2009 года по настоящее время свидетельствует также тарификационный список сотрудников Буртунайской СОШ. Характер его работы в оспариваемые периоды подтверждается справкой, выданной МКОУ "Буртунайская СОШ" от 7 сентября 2017 года за N00417.
Следует также учитывать, что согласно п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 работа в должности учителя в сельской местности, в образовательных учреждениях всех наименований, включается в стаж работы, дающий право на пенсию по выслуге лет независимо от объема выполняемой учебной нагрузки в отличие от городской местности, где педагогам нужна нагрузка не менее 18 часов.
При таких обстоятельствах пенсионный орган обязан был досрочно назначить ему трудовую пенсию по выслуге лет с момента обращения за ее назначением, то есть с 9 апреля 2018 года, в связи с чем решение об отказе в назначении ему пенсии следует признать незаконным.
Решением Казбековского районного суда Республики Дагестан от 20 декабря 2018 года с учетом дополнительного решения от 26 марта 2019 года постановлено:
"Признать решение руководителя государственного учреждения - управления отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в "адрес" от 6августа 2018 года за N224296/18 об отказе ФИО1 в назначении досрочно пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, незаконным.
Обязать государственное учреждение - управление отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в "адрес" включить период работы ФИО2 с 14 июля 2009 года по 7 сентября 2017 года в качестве учителя истории в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по выслуге лет
Обязать государственное учреждение - управление отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в "адрес" установить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществлявшим педагогическую деятельность, со дня его обращения, т.е. с 9 апреля 2018 года".
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 20 декабря 2018 года и дополнительным решением суда от 26 марта 2019 года, представители ГУ-ОПФР по РД ФИО10 и ФИО11 подали апелляционные жалобы, в которой указывается о его незаконности, необоснованности и содержится просьба о его отмене.
В обосновании доводов авторы жалоб указывают, что по имеющимся в деле документам видно, что с 1 февраля 1992 года заявитель принят учителем истории Буртунайской СОШ, где 30 апреля 2007 года был назначен директором с правом ведения 12 часов учителя истории. В связи с назначением начальником МУ "Управление образования" при администрации МО "Казбековский район", Магомаев М.И. был освобожден с должности директора Буртунайской СОШ согласно приказу N 61 с 14 июля 2009 года, при этом продолжая вести часы в школе.
Подпункт 19 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливает только нормы, с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости данной категории дел. При этом следует помнить, что смысл нормативно-правового акта не сводится к единственному условию о назначении страховой пенсии, законодатель определили другие условия. В соответствии с Правилами исчисления стажа работы педагогическим работникам от 22 сентября 1999 года N 1067 с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 20 марта 2001 года N 240, а также Списками должностей и учреждений, установленных в Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не предусмотрено включение в педагогический стаж ведение уроков (учебной нагрузки) в учреждениях для детей без занятия штатной должности по профилю. Списки должностей и учреждений, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусматривают работу только в штатной должности, следовательно, с 29 октября 2002 года учебная нагрузка и ведение уроков не может рассматриваться как работа в должности учителя. Списки должностей и учреждений построены таким образом, чтобы исключить всех почасовиков, которые имели маленькую нагрузку, и тем самым получали право на досрочную пенсию.
В письменных возражениях истца ФИО1 и его представителя ФИО12 указывается о законности обжалуемого судебного решения, содержится просьба об оставлении его без изменения, а апелляционных жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ГУ-ОПФР по РД ФИО13 поддержала апелляционные жалобы по изложенным в ней доводам, просила решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО12 просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей ГУ-ОПФР по РД ФИО10 и ФИО11 - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции данным требованиям закона не соответствует.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" был утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением об установлении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и включить периоды его работы с 14 июля 2009 года по 7 сентября 2017 года в качестве учителя истории Буртунайской СОШ в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по выслуге лет.
Решением УОПФР по РД в "адрес" от 6 августа 2018 года за N224296/18 ФИО1 отказано в установлении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку последний имеет учебную нагрузку без занятия штатной должности учителя в школе (п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно справке, выданной дирекцией Буртунайской средней общеобразовательной школы от 7 сентября 2017 года за N 00417 ФИО3, 5 сентября 1973 года рождения, действительно, с 1 февраля 1992 года по день выдачи справки работает в качестве учителя истории в данном образовательном учреждении.
16 апреля 2009 года директором МБОУ "Буртунайская СОШ" и ФИО14 заключен трудовой договор на определенный срок о выполнении последним трудовых обязанностей в должности учителя по истории.
Из приказа директора муниципального казенного образовательного учреждения "Буртунайская средняя общеобразовательная школа" от 13 сентября 2018 года за N 171 следует, что 16 апреля 2009 года с ФИО4 заключен договор о принятии последнего на работу по совместительству учителем истории. Осуществления ФИО1 деятельности в качестве учителя истории с 16 апреля 2009 года по настоящее время подтверждается тарификационными списками и перечислениями страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также актом проверки достоверности сведений о трудовом стаже N 193 от 28 июня 2017 года, составленным УОПФР по РД в "адрес", в связи с чем считает ФИО2, работающим учителем истории МКОУ "Буртунайская COШ" по совместительству с 16 апреля 2009 года.
По данным МКОУ "Буртунайская средняя общеобразовательная школа" (справка за N00596 от 11 декабря 2018 года) согласно тарификационных списков, представляемых ими в управление образования района, управление пенсионного фонда в "адрес" и УСЗН МО " "адрес"" тарификационная нагрузка ФИО1 в должности учителя истории составлялась до 31 августа 2018 года.
Из трудовой книжки ФИО2 серии АТ-VI за N3975486 усматривается, что последний 1 февраля 1992 года назначен учителем истории в 5-9 классах Буртунайской средней школы, 30 апреля 2007 года назначен директором этой школы с сохранением права ведения 12 часов учителя истории, с 14 июля 2009 года назначен начальником МУ "Управление образования" при администрации МО " "адрес"", 25 декабря 2010 года присвоена первая квалификационная категория по должности "учитель" истории.
Из акта проверки достоверности сведений о трудовом стаже, составленного ведущим специалистом - экспертом УПФР по РД в "адрес" ФИО15 от 28 июня 2017 года за N 193, утвержденного начальником этого управления, следует, что ФИО5 с 1 февраля 1992 года по день составления акта продолжает работать учителем истории.
Из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО2 - учителя истории Буртунайской средней общеобразовательной школы, усматривается, что с заработной платы последнего произведены страховые отчисления в пенсионный фонд, а также в сведениях о застрахованном лице проставлен код, дающий ему основания для назначения досрочной пенсии.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что фактически истец работал в МКОУ "Буртунайская СОШ" с 1 февраля 1992 года по 31 августа 2017 года в должности учителя, и период с 14 июля 2009 года (с даты назначения на должность начальника МУ "Управление образования" при администрации МО " "адрес"") по 7 сентября 2017 года подлежит включению в педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Подпункт 19 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливает только нормы, с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости данной категории дел. При этом, смысл нормативно-правового акта не сводится к единственному условию о назначении страховой пенсии, а законодатель определили другие условия.
В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В соответствии с Правилами исчисления стажа работы педагогическим работникам от 22 сентября 1999 года N 1067 (действовавшего на 16 апреля 2009 года - дата вступления в должность начальника МУ "Управление образования" при администрации МО " "адрес""), а также Списками должностей и учреждений, установленных в Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не предусмотрено включение в педагогический стаж ведение уроков (учебной нагрузки) в учреждениях для детей без занятия штатной должности по профилю.
Списки должностей и учреждений, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусматривают работу только в штатной должности, следовательно, с 14 ноября 2002 года (начало действия Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781) учебная нагрузка и ведение уроков не может рассматриваться как работа в должности учителя, поскольку списки должностей и учреждений построены таким образом, чтобы исключить всех почасовиков, которые имели маленькую нагрузку, и тем самым не могли получать право на досрочную пенсию.
Совмещение должности начальником МУ "Управление образования" при администрации МО " "адрес"" (с 14 июля 2009 года) с работой учителя истории МКОУ "Буртунайская СОШ" нельзя признать внутренним совместительством.
Следовательно, оснований для установления ФИО1 досрочной трудовой пенсии по старости на дату подачи заявления об установлении досрочной пенсии не имеется.
Имеющийся в материалах дела приказ N 171 от 13 сентября 2018 года директора МКОУ "Буртунайская СОШ" "Об исправлении ошибки", согласно которому признано считать ФИО1 работающим учителем истории МКОУ "Буртунайская СОШ" по совместительству с 16 апреля 2009 года, судебная коллегия отклоняет, так как на момент подачи документов в пенсионный орган (9 апреля 2018 года) данного приказа не было.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно вынесено при неправильном применении нормы материального права, регулирующего возникшие правоотношения, а потому подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Казбековского районного суда Республики Дагестан от 20 декабря 2018 года и дополнительное решение Казбековского районного суда Республики Дагестан от 26 марта 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска ФИО1 к ГУ-ОПФР по РД о признании незаконным отказа в установлении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включении периода его работы с 14 июля 2009 года по 7 сентября 2017 года в качестве учителя истории в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по выслуге лет, обязании ОПФР по РД в "адрес" назначить трудовую пенсию досрочно, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.