Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО1,
судей ФИО1 и ФИО1
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе ответчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - УФСИН России по РД) на решение Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к УФСИН России по РД о признании незаконным отказа в выплате жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи ФИО1, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), к УФСИН России по РД:
о признании действий комиссии УФСИН России по РД, связанных со снятием ее с учета для получения единовременной социальной выплаты (далее - ЕСВ), незаконными;
об обязании комиссии УФСИН России по РД:
отменить свое решение от "дата" о снятии ее с учета для получения ЕСВ, в связи с увольнением со службы в уголовно-исполнительной инспекции без права на пенсию, предусмотренную ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей";
восстановить ее на учете нуждающихся в жилом помещении;
выплатить, полагающуюся ей жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений).
В обоснование искового заявления указано, что она является инвалидом 3 группы, заболевание получено в период военной службы, что подтверждается справкой серии МСЭ N от "дата".
Из протокола N от "дата", она составом семьи из одного человека была поставлена на учет для получения ЕСВ и зарегистрирована под порядковым номером 226. В последующем, она снята с учета для получения ЕСВ в связи с увольнением со службы в уголовно-исполнительной инспекции без права на пенсию.
Получив выписку из протокола "дата", она обратилась с заявлением о восстановлении ее на учете для получения ЕСВ.
"дата" она получила выписку из протокола N от "дата", согласно которой ей отказано в повторном рассмотрении материалов учетного дела по постановке на учет для получения ЕСВ в связи с увольнением со службы в уголовно-исполнительной инспекции без права на пенсию.
Таким образом, она была снята с учета и исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий УФСИН России по РД.
У ответчика не было правовых оснований для снятия ее с учета как нуждающейся в получении ЕСВ, поскольку уволена она была в связи с состоянием здоровья, в последующем ей была установлена пенсия по инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период прохождения службы.
В связи, с этим в настоящее время она является получателем пенсии, ей установлена третья группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период прохождения службы.
Ответчик, принимая решения об исключении ее из списков на получение ЕСВ "дата" знал о том, что ее право на получение пенсии предусмотрено Законом Российской Федерации от "дата" N и сама пенсия по инвалидности предусмотрена данным законом, следовательно, ответчик не обоснованно снял ее с учета на получение ЕСВ, поскольку увольнение имело место при условии отсутствия права на пенсию (на момент увольнения), что является незаконным.
Решением Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" постановлено:
"Исковое заявление ФИО1 к УФСИН по РД, о признании действия комиссии связанные с отказом в восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты удовлетворить частично.
Признать действия комиссии УФСИН России по РД, связанные с отказом в восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты незаконными.
Обязать комиссию УФСИН России по РД отменить свое решение от "дата" о снятии ФИО1 с учета для получения единовременной социальной выплаты в связи с увольнением со службы в УИИ без права на пенсию, предусмотренного ст. 13 закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел... " с "дата".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
Не согласившись с данным решением суда, ответчиком - УФСИН России по РД подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в части признания действий комиссии УФСИН России по РД незаконными и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что "дата" комиссией УФСИН России по РД рассмотрено заявление ФИО1 и было решено поставить на учет ФИО1 и тем же решением было решено снять с учета для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что ФИО1 не приобрела право на пенсию за выслугу лет
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" право на пенсию наступает у сотрудника календарный стаж, которого составляет 12 лет 6 месяцев.
Следовательно, на момент увольнения ФИО1 не имела право на пенсию.
Однако, суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению, что является основанием для отмены решения суда в апелляционной инстанции.
На судебном заседании в Верховном Суде Республики Дагестан представитель ответчика УФСИН России по РД ФИО1 поддержал апелляционную жалобу и просил удовлетворить её по основаниям, изложенным в жалобе.
На судебном заседании в Верховном Суде Республики Дагестан истец ФИО1 просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из приказа начальника ФКУ ЛИУ - 4 УФИСН России по РД ФИО1 от "дата" N лс "Об увольнении ФИО1" (л. д. 39, 40), истец ФИО1 уволена с "дата" по п. "з" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого постановлением Верховного Совета Российской Федерации от "дата" N (по ограниченному состоянию здоровья).
Выслуга лет истца на момент увольнения составляла в календарном исчислении 11 лет 5 месяцев 0 дней, в льготном исчислении - 18 лет 8 месяцев 23 дня, стаж для выплаты единовременного пособия - 11 лет 5 месяцев 0 дней.
"дата" истец ФИО1 обратилась в УФСИН России по РД с рапортом о принятии ее на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" (л. д. 65 - 66).
Согласно выписке из протокола N от "дата" заседания комиссии УФСИН России по РД по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по РД и подведомственных учреждений уголовно-исполнительной системы Республики Дагестан, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в Республике Дагестан, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия УФСИН России по РД) (л. д. 62 - 64), рассмотревшей рапорты (заявления) и документы для постановки граждан на учет для получения ЕСВ, истец ФИО1 поставлена на учет для получения ЕСВ с "дата" и в этом же заседании решением данной комиссии снята с учета с "дата", в связи с тем, что она уволена со службы без права на пенсию, предусмотренную ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части признания действий комиссии УФСИН России по РД, связанных с отказом в восстановлении её на учете для получения единовременной социальной выплаты, незаконными, суд исходил из того, что истец была уволена с правом на пенсию, в связи с чем оснований для снятия её с учёта у ответчика не имелось.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда исходя из следующего.
Положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий (ч. 1 ст. 1).
Сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (ч. 1 ст. 4).
Право на ЕСВ сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение ЕСВ (ч. 7 ст. 4).
Порядок и условия предоставления ЕСВ определяются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 4).
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления ЕСВ), согласно которым принятие сотрудника на учет для получения ЕСВ осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 4).
В целях постановки на учет для получения ЕСВ сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
На основании заявления и документов, указанных в п. 5 Правил предоставления ЕСВ, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения ЕСВ по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7).
Право на получение ЕСВ сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения ЕСВ в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в п. 19 Правил предоставления ЕСВ, имевшегося у них на день увольнения (п. 14).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что право на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения ЕСВ, и такое право за ними сохраняется при увольнении со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно п. "а" ч. 1 ст. 13 указанного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Пунктом "б" части 1 статьи 13 указанного Закона предусмотрено, что право на пенсию имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Между тем, из приказа начальника ФКУ ЛИУ - 4 УФИСН России по РД ФИО1 от "дата" N лс "Об увольнении ФИО1" (л. д. 39, 40) следует, что истец была уволена "дата" без права на пенсию, поскольку выслуга лет истца на момент увольнения составляла в календарном исчислении 11 лет 5 месяцев 0 дней, в льготном исчислении - 18 лет 8 месяцев 23 дня, стаж для выплаты единовременного пособия - 11 лет 5 месяцев 0 дней.
Справкой серии МСЭ-2017 N от "дата" (л. д. 36), выданной бюро медико-социальной экспертизы N общего профиля федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, истцу ФИО1 установлена третья группа инвалидности, в связи с заболеванием, полученным в период военной службы, на основании протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы N.30.5/2018 от "дата" (л. д. 16 - 30).
При таких обстоятельствах, оснований для признания оспариваемого решения ответчика о снятии истца с учёта незаконным у суда не имелось, поскольку истец была уволена без права на пенсию, а инвалидность в соответствии со справкой серии МСЭ-2017 N от "дата" (л. д. 36), ей была установлена уже после увольнения.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" в части удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании незаконными действий комиссии УФСИН России по РД, связанных со снятием ее с учета для получения ЕСВ, и обязании ответчика отменить указанное решение с вынесением в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" в части удовлетворения искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Дагестан о признании действий комиссии УФСИН России по РД, связанных с отказом в восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты, незаконными, и обязании комиссии УФСИН России по РД отменить свое решение от "дата" о снятии ФИО1 с учета для получения единовременной социальной выплаты в связи с увольнением со службы без права на пенсию, предусмотренную ст. 13 Закона Российской Федерации от "дата" N отменить.
В отмененной части принять новое решение об отказе в иске ФИО1.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.