Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Ибрагимовой A.M.
судей: Абдулаева М.М. и Ташанова И.Р.
при секретаре Ибрагимовой Т.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству экономики и территориального развития РД о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий,
по апелляционной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО8 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от "дата", которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству экономики и территориального развития РД о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, отказать.
В ходатайстве ФИО1 о восстановлении срока исковой давности по уважительной причине, отказать".
Заслушав доклад судьи Ибрагимовой А.М, объяснения ФИО1 и его представителя по доверенности ФИО8, просивших отменить решение суда по доводам апелляционной жалобы, объяснения представителя Министерства экономики и территориального развития РД по доверенности ФИО7, просившего отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству экономики и территориального развития РД о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В обоснование исковых требований указал, что истец зарегистрирован и до переселения проживал в с.Храх-Уба Магарамкентского района, расположенного на территории Азербайджанской Республики. С момента переселения жителей из с. Храх-Уба, он проживает в с.Ново-аул Магарамкентского района.
В 2012 году органами государственной власти проведена определенная работа по постановке на учет в улучшении жилищных условий жителей с. Храх-Уба. В том числе истец собрал необходимые документы и подал в Администрацию МО СП "сельсовет Ново-аульский" Магарамкентского района для постановки на учет в улучшении жилищных условий. Азербайджанская сторона своевременно выполнила свои обязательства по компенсации за жилье, оставленное жителями с. Храх-Уба после переселения.
Постановлением Правительства РД от 01.022.2018г. N11 внесены изменения в государственную программу РД "Развитие жилищного строительства в РД" и утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан Российской Федерации, переселяемых из с. Храх-Уба и Урян-Уба, расположенных на территории Азербайджанской Республики, изъявивших желание переселиться на территории Российской Федерации.
По его обращениям, когда он, как и все остальные жильцы начал беспокоиться по поводу получения нового жилья, выяснилось, что он по неизвестным причинам не включен в список переселенцев из с. Храх-Уба, несмотря на то, что в 2012 г. он подал необходимые документы в администрацию сельского поселения "сельсовет Новоаульский" Магарамкентского района для постановки на учет в качестве нуждающегося переселенца с целью получения жилья от государства. О составлении Списка, о включении в список либо о невключении в него никто из жителей села его не информировал, в связи с чем он не знал об этом, соответственно пропущен срок обращения в суд, поскольку с момента переселения прошло более шести лет.
Для выяснения причин невключения его в Список, он неоднократно в 2018 году обращался в министерства и ведомства РД, уполномоченные формировать Список нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынужден был обратиться в МО СП "сельсовет Новоаульский", где ему ответили, что он не проживал на территории с. Храх-Уба Магарамкентского района в момент переселения жителей из указанного села.
Решением Магарамкентского районного суда РД от "дата". установлен факт регистрации и проживания его на территории "адрес" с "дата".
Из ответа на обращение в Минэкономразвития РД усматривается, что списки были согласованы, в том числе с Федеральной миграционной службой России и МИД России.
В ходе рассмотрения заявления об установлении факта проживания ФИО1 в "адрес", в Магарамкентском районном суде был привлечен работник ОМВД России по "адрес", подтверждающий факт регистрации его в "адрес" с "дата", также имеется справка из МО СП "сельсовет Ново-аульский", подтверждающая факт его прописки в "адрес". Он постоянно проживал в указанном селе, однако по неизвестным причинам не был включен в Список нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем просит суд восстановить срок исковой давности, пропущенный по уважительной причине и обязать Министерство экономики и территориального развития РД внести в Список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями граждан Российской Федерации, переселяемых из с. Храх-Уба и Урян-Уба, расположенных на территории Азербайджанской Республики, и изъявивших желание переселиться на территории Российской Федерации ФИО1, "дата" года рождения, зарегистрированного в "адрес", но проживающего в настоящее время в "адрес".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО8 просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное, необоснованное.
В обоснование указывает, что решением Магарамкентского районного суда РД от "дата"г. установлен факт постоянного проживания ФИО1 в "адрес" до переселения жителей из этого населенного пункта.
В 2012г, как ему стало известно, что переселенцы, желающие получить жилье на территории РФ, обязаны подать соответствующие документы в администрацию сельского поселения "сельсовет Новоаульский" "адрес". Наряду с другими переселенцами ФИО1 подал документы для включения его в Список лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Доводы суда в части необращения ФИО1 с документами в сельскую администрацию основываются на голословных, устных объяснениях представителей Минэкономики и Минстроя РД, которые утверждают, что ФИО1 своевременно не обратился за постановкой на учет. Как стало известно, Список переселенцев прошел несколько этапов, т.е. был неоднократно изменен путем включения и исключения переселенцев. С момента сдачи документов в администрацию сельского поселения "сельсовет Новоаульский", ФИО1 был убежден, что он включен в этот Список. Однако ему не выдали расписку в сельской администрации о приеме документов.
Когда его родственница обратилась в начале 2018 г. в Министрой РД, ей объяснили, что ФИО1 на момент переселения жителей из "адрес" в селении не проживал, что послужило поводом исключения его из Списка. Факт проживания был установлен решением Магарамкентского районного суда.
Представитель Минэкономразвития РД в ходе судебного заседания пояснил, что Минэкономразвития РД не является ответственным за составление Списка переселенцев. Решением Советского районного суда РД от "дата"г. по аналогичному делу установлено, что именно Минэкономразвития РД является ответственным за составление данного списка.
ФИО1 стало известно о нарушении своего права на получение жилья, в декабре 2018г, поскольку именно в это время началась реализация программы выдачи сертификатов на приобретение жилья переселенцам. До этого он был убежден, что ему тоже выдадут соответствующий сертификат. С момента, как он узнал, что останется без жилья, начал обращаться в различные инстанции с целью восстановить свое нарушенное право.
Срок исковой давности был пропущен не по вине ФИО1, а в результате безответственных должностных лиц, которые своевременно не уведомили его об исключении из Списка.
В возражениях на апелляционную жалобу Врио министра экономики и территориального развития РД ФИО9 просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решение суда ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в связи с решением вопроса связанных с переселением жителей, изъявивших желание на переселение сел Храх-Уба и Урян-Уба, расположенных на территории Азербайджанской Республики на территорию РД, списки жителей формировались на основании данных администраций муниципальных районов Магарамкентского и "адрес", исходя из данных книг похозяйственного учета.
Согласно ответа Администрации МР " "адрес"" от "дата". N ФИО1 сообщается, что существующий список переселенцев из "адрес", составленный на основании анкет, заполненных собственноручно жителями этого села, утвержден заместителем Председателя Правительства Р ФИО10 в 2012 году и Администрация МР " "адрес"" не имеет полномочий вносить изменения в данный список.
Из ответа Минстроя РД от 02.03.2018г. следует, что единовременная денежная выплата жителям "адрес" и "адрес" предоставляется в соответствии со списком, согласованным с Федеральной миграционной службой РФ и МИД РФ и утвержденным Правительством Республики Дагестан от "дата".
Постановлением Правительства РД N1 от 01.02.2018г. N11 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан", согласно которому внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Каких-либо данных о том, что ФИО1 обращался в Администрацию - сельского поселения "сельсовет Ново-аульский" "адрес" с документами для постановки на учет, а также был принят уполномоченными органами на учет суду не представлено.
Между тем, Согласно Порядку установленном Постановлением Правительством РД от "дата"г. N (далее Порядок) для обеспечения жилым помещением гражданин или его представитель (далее - заявитель) подает в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Дагестан, реализующий государственную политику в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства по обеспечению жилыми помещениями граждан Российской Федерации, переселяемых из сел Храх-Уба и Урьян-Уба, расположенных на территории Азербайджанской Республики (далее - уполномоченный орган), заявление по установленной форме.
Уполномоченный орган принимает от заявителя заявление, регистрирует заявление в день его поступления в порядке очередности поступления с присвоением порядкового номера в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью, и выдает расписку о получении заявления и документов с указанием даты и времени их принятия. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней формирует учетное дело, которое должно содержать документы, указанные в пункте 4 Порядка.
Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней с даты регистрации заявления возвращает заявителю заявление и приложенные к нему документы в случае, если не представлен какой-либо из документов, указанных в пункте 4 Порядка.
Заверенная копия решения уполномоченного органа о предоставлении гражданину и членам его семьи единовременной денежной выплаты направляется заявителю в течение 15 рабочих дней с даты регистрации заявления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что истцом ФИО1 каких-либо допустимых доказательств, относительно того, что он в 2012 году обращался в Администрацию сельского поселения "сельсовет Ново-аульский" "адрес" с документами для постановки на учет не представлено, а представленное им решение Магарамкентского районного суда от 21.09.2018г. об установлении факта постоянного проживания ФИО1 на территории "адрес" РД, не имеет значения для правильного разрешения возникшего между сторонами спора.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, которые являлись предметом судебного разбирательства и судом им дана правильная и мотивированная оценка, каких-либо иных обстоятельств в данной части, влекущих отмену решения суда, в жалобе не содержится.
Отказывая в удовлетворении заявленного истцом в иске ходатайства о восстановлении срока исковой давности, основанного на том, что жителей села никто не информировал об утвержденном списке и соответственно он до 2018 года не знал о том, что он не состоит в Списке, утвержденном Правительством РД от "дата", суд первой инстанции правильно исходил из того, что в материалах дела не имеется и суду не представлены доказательства обращения ФИО1 с документами в 2012 году в Администрацию села за включением его в Список.
Доводы апелляционной жалобы представителя ФИО1 о том, что последнему стало известно о невключении его в список нуждающихся в обеспечении жильем в декабре 2018 года, несостоятельны.
Указанный выше Список был утвержден Правительством РД еще 2012 году, списки жителей формировались на основании данных администраций муниципальных районов Магарамкентского и "адрес", исходя из данных книг похозяйственного учета, а также на основании анкет, заполненных собственноручно жителями этого села. Данные сведения были общеизвестные и ФИО1 не мог не знать, что не включен список нуждающихся в обеспечении жильем, тем более если допустить факт его обращения в уполномоченный орган.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ, фиксированный срок исковой давности составляет три года, с момента, когда лицу стало известно о том, что его законные права и интересы подверглись нарушению.
В соответствии со ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Юридически значимые обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены правильно, выводы суда мотивированы и соответствуют материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения суда первой инстанции, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.