Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Гончарова И. А,
Судей Джарулаева А.-Н. К. и Хаваева А. Г,
при секретаре Алиомаровой М. Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Агаметовой Х. М. на решение Дербентского городского суда РД от 18 марта 2019 года по административному иску МРИ ФНС России N3 по РД к Агаметовой Х. М. о взыскании задолженностей по налогам.
Заслушав доклад судьи Гончаров И.А, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция ФНС России N3 по Республике Дагестан обратилась в суд с административным иском к Агаметовой Халиме Мамедсаидовне о взыскании недоимки за 2016 г. по транспортному налогу с физических лиц в размере 4646 рублей, пени в размере 13,30 рублей, мотивируя иск тем, что она, согласно представленным в межрайонную инспекцию ФНС России N3 по РД регистрирующими органами сведениям, является владельцем недвижимого транспортного средства, признаваемого объектом налогообложения: автомобилем легковым, с государственным регистрационным знаком К797 ХС05, м арка МЕРСЕДЕС-БЕНЦ Е240, 2004 года выпуска с мощностью двигателя 177.00 лошадиных сил.
Расчет налога за 2016 год произведен в размере: 177.00 л/с х35 рублей : 12х9 = 4 646руб.
В связи с тем, что в установленный НК РФ срок Агаметова Х. М. налог не уплатила, на сумму недоимки в соответствии со статьей 75 НК РФ налоговым органом начислены пени. Налоговым органом в отношении Агаметовой Х. М. выставлено требование от 23.12,2017 г. N 14188 об уплате налога и пени, в котором сообщалось о наличии у нее задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе
обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требований об уплате налога (п. I ст. 48 НК РФ).
Межрайонной инспекцией ФНС России N3 по РД направлено в мировой суд судебный участок N23 г. Дербента заявление о вынесении судебного приказа на взыскание с Агаметовой Халимы Мамедсаидовны задолженности по. Налогу. Судебный приказ отменен судьей, так как в установленный частью 3 статьи 123.5 КАС срок от должника поступило возражение относительно его исполнения.
Решением Дербентского городского суда РД от 18 марта 2019 года исковые требования удовлетворены. С Агаметовой Х. М. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2016 год в сумме 4646 рублей и пеня в сумме 13,3 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик Агаметова Х. М. просит об отмене состоявшегося судебного акта, отказать в удовлетворении административного иска МРИ ФНС России N 3 по РД. В обоснование указала, что суд не правильно применил нормы материального права, так как она является вдовой участника (инвалида) ВОВ, который умер, и освобождена от транспортного налога за 2016 год.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель административного истца, административный ответчик Агаметова Х. М. не явились, извещены судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Об отложении судебного разбирательства административный истец не просил, доказательств уважительности причин неявки не представил.
Административный истец просил коллегию рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.4 ч.2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении дела не были допущены.
Судом первой инстанции установлено, что Агаметова Х. М. является собственником указанного выше транспортного средства.
Налоговой инспекцией был представлен расчет задолженности по указанным налогам за 2016 год.
В силу ч.2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ, ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны в установленные законом сроки уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Согласно ч.1 ст. 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств и недвижимого имущества на территории Российской Федерации.
Согласно сведениям МРИ ФНС N 3 за административным ответчиком числится зарегистрированным транспортное средство - автомобиль легковой, с государственным регистрационным знаком К797 ХС05, марка МЕРСЕДЕС-БЕНЦ Е240, 2004 года выпуска с мощностью двигателя 177.00 лошадиных сил.
Налогоплательщик в силу ч. 6 ст. 58 НК РФ обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налогом уведомлении.
В силу п.1 ч.2 ст.48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
В соответствии с п. п. 2, 3 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодатель установилспециальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. На основании вышеизложенных норм, и наличии самого раннего требования суд первой инстанции пришел к правильному к выводу, что подлежат применению положения п.1 ч.2 ст.48 НК РФ.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что МРИ ФНС N 3 соблюден срок, установленный п.1 ч.2 ст.48 НК РФ для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки в порядке приказного производства.
С заявлением в мировой суд МРИ ФНС N 3 по РД обратилась 18 октября 2018 г. и в тот же день был вынесен судебный приказ.
24 октября 2018 г. по заявлению Агаметовой Х. М. отменен судебный приказ определением мирового судьи судебного участка N 23 г. Дербента.
Определение об отмене судебного приказа получено административным истцом после 24 октября 2018 г.
С административным исковым заявлением МИ ФНС N 14 обратилась в Дербентский городской суд 16 января 2019 г, следовательно, в срок, установленный п.п.2, 3 ч. 3 ст.48 НК РФ для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки в порядке искового производства.
В силу п.2 ч.1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (п. 2 ч. 3 ст. 363 НК РФ).
Согласно ст.356 Налогового Кодекса РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В Республике Дагестан Закон "О транспортном налоге" был принят 2 декабря 2002 года. В статье 5 Закона определен круг лиц, на которых распространяются льготы по транспортному налогу.
Согласно пунктам 1 и 3 части первой статьи 5 Закона Республики Дагестан от 2 декабря 2002 года N 39 "О транспортном налоге" от уплаты транспортного налога освобождаются:
1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, граждане, награжденные орденами Славы или Трудовой Славы трех степеней, участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица - за одну единицу транспорта, а также их общественные объединения (организации), использующие приобретенные транспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;
3) инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, - за одну единицу транспорта.
Судом первой инстанции сделан вывод, что Агаметова Х. М. не может быть освобождена от уплаты налога за принадлежащее ей транспортное средство, так как она является инвалидом 1 группы, мощность двигателя составляет 177 лошадиных сил, что превышает предусмотренные п. 3 ч.1 ст. 5 Закона РД "О транспортном налоге".
Судом первой инстанции оставлен без удовлетворения довод административного ответчика, что она является вдовой участника (инвалида) ВОВ и имеет право на освобождения от транспортного налога на одну единицу налогообложения по п. 1 ч.1 ст. 5 названного Закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного Закона в редакции от 25.05.2016 г. налоговую льготу имеют: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, граждане, награжденные орденами Славы или Трудовой Славы трех степеней, участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица - за одну единицу транспорта, а также их общественные объединения (организации), использующие приобретенные транспортные средства для выполнения своей уставной деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции довод административного ответчика, что она является получателем указанной налоговой льготы, так как вдовы инвалида (участника) ВОВ приравниваются к ним, правильно оставлен без внимания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии предоставляются следующим гражданам:
1) родителям погибшего (умершего);
2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
3) супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
4) супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.
В ранее принятых и сохраняющих свою силу решениях Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, являющаяся исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льгота адресована определенной категории налогоплательщиков, и ее установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы. Льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, и, поскольку установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления (постановления от 21 марта 1997 года N 5-П и от 28 марта 2000 года N 5-П, определение от 5 июля 2001 года N 162-О).
Таким образом, оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права налогоплательщиков.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что административным истцом соблюден срок для обращения с заявлением о взыскании недоимки по налогам в порядке приказного производства; срок для подачи заявления о взыскании недоимки по налогам в порядке искового производства не пропущен им по уважительной причине и восстановлен судом; оснований для применения льготы в виде освобождения от уплаты транспортного налога, как приравненного лица к участнику ВОВ, судом не установлено, в связи с чем, административные исковые требования удовлетворено правильно.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что указанный расчет налогов является правильным и соответствует стоимости принадлежащего ответчику имущества, перечисленного выше.
В соответствии со ст. 75 НК РФ установлен порядок исчисления и размеры пени за просрочку уплаты налога. В соответствии с этой статьей пени исчисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего дня за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ (п.3 ст. 75 НК РФ).
Доводы административного ответчика о неправильном применении норм материального права, судом первой инстанции были проверены и обоснованно отвергнуты.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам,
определила:
Решение Дербентского суда РД от 18 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агаметовой Х. М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.