ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
от 26 апреля 2019 года по делу N За-26/2019 г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе: судьи Верховного Суда Республики Дагестан Гончарова И. А, при секретаре судебного заседания Гаджиалиеве И. Р, с участием административного истца Тугайлаева О. Р. и его представителя Наврузбекова Р. А, представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан - Курбаналиева Ю.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тугайлаева О. Р. к Управлению Росреестра по РД и Правительству Республики Дагестан об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Тугайлаев О. Р. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с
административным исковым заявлением к ФГБУ "ФКП" Росреестра по РД
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
земельного участка с кадастровым номером 05:02:000007:442,
расположенного в Кизлярском районе, с. Б.-Бредихин в размере его рыночной стоимости, и установлении кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости в размере 6366400 рублей.
Судом с согласия административного истца произведена замена ненадлежащего административного ответчика, каковым является ФГБУ "ФКП" Росреестра по РД, на надлежащих ответчиков, а именно Управление Росреестра по Республике Дагестан и Правительство Республики Дагестан
В обоснование административного иска Тугайлаев О. Р. указал, что он является собственником объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 05:02:000007:442, расположенного в Кизлярском районе с. Б.-Бредихин.
Просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, и установлении кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости в размере 6366400 рублей. как это установлено отчетом об оценке рыночной стоимости от 3.12.2018 г. N156/18, составленного оценщиком Алиевым М. Г. (ООО "ИМА-КОМ").
Представитель административного истца Наврузбеков Р. А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просит
2
установить рыночную стоимость земельного участка в размере 6 366 499 рублей, как установлено представленным отчетом.
Представитель административного ответчика - Правительства Республики Дагестан Курбаналиев Ю.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, считает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости была изначально определена правильно и оснований для изменения не имеется.
Представитель административного ответчика Управления
Росреестра по РД, а также представители заинтересованных лиц: филиала
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике
Дагестан; Администрации МО "Кизлярский район", надлежащим образом
извещенные о месте и времени судебного заседания, в том числе
посредством размещения соответствующей информации на оф ициальном
сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интеряег* (ч.8
ст.96 КАС РФ), своего представителя в суд не направили, о причинах неявки
не сообщили, в связи с чем административное дело рассмотрено в отсутствие
представителей вышеуказанных административного ^тиа.
административного ответчика и заинтересованных лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и;;-ел: ваз письменные доказательства, суд приходит к выводу о необздвнюсти удовлетворения заявленных исковых требований частично по следующим основаниям:
Из представленной в суд выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего истцу объекта недвижимости - земельного участка составляет 25 730 510 -5 рубля.
Основанием внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 янваг- 1 N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель им" в* ниш пунктов Республики Дагестан".
Полагая установленную и внесенную в государственный кадастр
недвижимости кадастровую стоимость здания необоснованное -г
соответствующей его рыночной стоимость, Тугайлаев О. Р. обратнжж 1 с настоящим административным иском, представив в осчх~:5^:-зе заявленных требований отчет об оценке рыночной стоимосш обьгам недвижимости от 3.12.2018 г. заN 156/18.
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федгритд закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Россашсаю Федерации", понимается стоимость, установленная в результате проведен государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения сз о результатах определения кадастровой стоимости либо определении а случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
3
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог.
Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 24.18 приведенного Федерального закона предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
4
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу ч.2 ст.24.15 Федерального закона "Об оценочной деятельности" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Датой формирования перечня, установленной Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан", является 1.12.2012 года.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В связи с тем, что отчет об оценке рыночной стоимости от 3.12.2018 г. N156/18, составленного оценщиком Алиевым М. Г. (ООО "ИМА-КОМ")... не соответствовал п.23 ФСО N1, п.5 ФСО N3 и ч.2 ст.82 КАС РФ, судом по ходатайству представителя административного ответчика - Правительства Республики Дагестан Курбаналиева Ю. М. назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на дату установления кадастровой стоимости.
В соответствии с заключением судебного эксперта Гасанова Д.М. (ООО "Аудиторская компания "Цестрис-Аудит") от 11.04..2019 г. N110419/Э рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:02:000007:442, расположенного в Кизлярском районе с. Б.-Бредихин, составляет 9286635 рублей.
В соответствии с чЛ ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на
5
основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Оценивая указанное экспертное заключение по правилам ст. ст. 84 и 168 КАС РФ, суд исходит из того, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки, не является произвольной, при оценке объекта недвижимости эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; экспертом произведена оценка объекта оценки с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по основным ценообразующим параметрам; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на дату оценки; заключение эксперта содержит ссылки на источники используемой информации; распечатки объявлений о продаже объектов, используемых в качестве аналогов, приложены экспертом к своему заключению, что позволяет проверить использованные им сведения.
В свою очередь административными истцом, ответчиками и заинтересованными лицами каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного земельного участка, не представлено, выводы судебного эксперта не опорочены и не опровергнуты, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих соответствие кадастровой стоимости здания, указанной в выписке из ЕГРН, рыночной стоимости данного здания, ими не представлено.
Ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы на предмет установления рыночной стоимости земельного участка в ином размере, чем установлено заключением экспертизы, в суде сторонами не заявлено.
С учетом вышеизложенного у суда не имеется оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение, данное заключение судебного эксперта по настоящему делу является допустимым и достоверным доказательством, объективно подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости.
Согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Таким образом, заявленные Тугайлаевым О. Р. по настоящему делу требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости -земельного участка в размере его рыночной стоимости, подлежат удовлетворению частично, датой подачи заявления о пересмотре
6
кадастровой стоимости следует считать дату обращения административного истца с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости в суд (п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Тугайлаева О. Р. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 05:02:000007:442, расположенного в Кизлярском районе с. Б.-Бредихин равной его рыночной стоимости в размере 9286633 (девять миллионов двести восемьдесят шесть тысяч шестьсот тридцать пять) рублей на дату оценки 1.12. 2012 года, начиная с 10 января 2019 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 10 января 2019 года.
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу Тугайлаева Османа Рамазановича судебные издержки в размере 300 (триста) рублей.
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в лице Министерства финансов Республики Дагестан в пользу ООО "Аудиторская компания "Цестрис-Аудит" судебные издержки в размере 35000 (тридцать пять тысяч) рублей.
Исполнение решения в части взыскания судебных издержек в пользу Тугайлаева О. Р. и ООО "Аудиторская компания "Цестрис-Аудит" возложить на Министерство финансов Республики Дагестан за счет средств республиканского бюджете.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной формулировке изготовлено 30 апреля 2019 г.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан И. А. Гончаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.