Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Топорковой С.А., Холмогорова И.К. при секретаре Комюстюровой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
03 июня 2019 года
дело по апелляционной жалобе истца на решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 февраля 2019 года, которым по делу по иску Шевырина Сергея Юрьевича к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) о признании работы во вредных условиях труда и права на назначение досрочной пенсии,
п о с т а н о в л е н о:
В иске Шевырина Сергея Юрьевича к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) о признании работы во вредных условиях труда и, права на назначение досрочной пенсии отказать.
Заслушав доклад судьи Топорковой С.А, пояснения представителя ответчика Ворониной А.С, судебная коллегия
установила:
Шевырин С.Ю. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Мирнинском районе РС (Я), ссылаясь на то, что с 05 октября 1992 года работал в системе АК "АЛРОСА" на Обогатительной фабрике (Далее - ОФ) N 3 в должности ******** КИПиА до 27 ноября 2012 года. С 28 ноября 2012 года на основании перевода работает в СТ "Алмазспецавтоматика" АК "АЛРОСА" (ПАО) по настоящее время. За период работы на ОФ N 3 и в СТ "Алмазавтоматика" выполнение трудовых обязанностей связано с выполнением работ по наладке и испытаниям рентгенолюминесцентных сепараторов. Данная работа на ОФ N 3 подтверждается сохранившимися документами, представленными истцом к иску. Полагая, что его трудовая деятельность была связана с обслуживанием, наладкой и испытанием рентгенолюминесцентных сепараторов, то есть при вредных условиях труда, считает отказ пенсионного органа в досрочном установлении пенсии незаконным и подлежащим отмене. Указал, что специальный стаж на работе с источником ионизирующих излучений составляет 27 лет 01 месяц 1 день при требуемом стаже 10 лет для назначения пенсии по п.п. 1 части 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
В связи с указанными обстоятельствами просил признать условия труда в должности ******** КИПиА относящимися к особо вредным условиям труда по списку 1 раздела XXII подраздела 5 позиция 12205000-1754б - работники, постоянно и непосредственно занятые на рентгеновских установках в промышленности, а так же их регулировкой и наладкой, начиная с 05 октября 1992 года. Признать право на досрочное назначение пенсии со дня наступления возраста 45 летнего возраста, но с даты обращения в суд с 21 декабря 2015 года, обязать ответчика назначить пенсию со дня обращения в суд 21.12.2015 г.
Представитель ответчика Сантаева Т.А. с исковым заявлением Шевырина С.Ю. не согласилась, в представленных возражениях просила отказать в иске, поскольку документальной проверкой подтвердился стаж работы истца в количестве 2 года 04 мес. 17 дней, что является недостаточным для назначения пенсии на льготных основаниях.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, истец Шевырин С.Ю. обратился в суд с апелляционной жалобой об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении иска в полном объеме ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела. Представленные истцом доказательства в совокупности подтверждают, что истец был занят на проведении наладочных, пусконаладочных работ, постоянным обслуживанием РЛС на обогатительной фабрике N 3 комплекса "ВГ". Полагает, что на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии его специальный стаж составляет 27 лет 1 мес. 1 дн, общий 30 лет 11 мес. 19 дн.
В дополнении к апелляционной жалобе указал, что суд в нарушение ГПК РФ отклонил устное ходатайство ответчика о привлечении в качестве третьего лица АК "АЛРОСА", работником которого является Шевырин С.Ю. Поскольку Списком 1 работники не поименованы по специальностям и должностям, право на досрочное пенсионное обеспечение возникает независимо от наименования должности.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Сороченко Е.М. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщил.
В силу ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца и ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражении, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шевырин С.Ю. 01 июня 2015 года обратился в ГУ-УПФ РФ в Мирнинском районе РС (Я) с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда по Списку N 1.
Решением ГУ-УПФ РФ в Мирнинском районе РС (Я) от 21.09.2015 г. N... истцу отказано в досрочном назначении пенсии по ст. 30 ч. 1 п. 1 ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом засчитан в страховой стаж период 32 года 1 день, специальный страховой стаж составил 2 года 3 мес. 17 дн.
Как следует из исковых требований Шевырина С.Ю, он просил признать условия его труда в должности ******** КИПиА на обогатительной фабрике N 3 Мирнинского горно-обогатительного комбината АК "АЛРОСА" относящимися к особо вредным условиям труда по списку N 1 раздела XXII подраздела 5 позиция 12205000-1754б (работники, постоянно и непосредственно занятые на рентгеновских установках в промышленности, а также их регулировкой и наладкой, начиная с 05 октября 1992 года.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В соответствии с пп. "а" п. 1 Постановления Правительства от 18 июля 2002 года N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Списком N 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, право на льготное пенсионное обеспечение установлено работникам, постоянно и непосредственно занятым на рентгеновских установках в промышленности, а также их регулировкой и наладкой (раздел XXII "Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами" (код 12205000-1754б)).
Как установлено судом и следует из трудовой книжки Шевырина С.Ю, он с 05.10.1992 г. работал в ПНО "Якуталмаз" ******** КИПиА 4 разряда на фабрике N 3, 15.02.1994 г. переведен ******** КИПиА 6 разряда фабрики N 3, 01.09.2002 г. переведен на участок КИПиА фабрики N 3 ******** контрольно-измерительных приборов и автоматики 7 разряда, 28.11.2012 г. переведен в отдел технического обслуживания и внедрения рентгенолюминисцентных сепараторов управления, автоматизации специализированного треста "Алмазавтоматика" АК "АЛРОСА" (ОАО) ******** на обогатительных фабриках и драгах 1 категории.
Разрешая спор и оценивая в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что право на досрочную трудовую пенсию является пенсионной льготой и, соответственно, должно надлежащим образом подтверждаться соответствующими документами. Однако доказательств, подтверждающих постоянную занятость истца только на рентгеновских установках в промышленности, не представлено, а право на льготную пенсию дает только постоянная работа на рентгеновских установках, в связи с чем суд не нашел правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Между тем, у судебной коллегии имеются основания для признания выводов суда незаконными в части отказа в признании условий труда Шевырина С.Ю. относящимися к особо вредным условиям труда по Списку N 1 раздела XXII подразделу 5 код 12205000-1754б.
Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. N 29 утверждено разъяснение от 22.05.1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
В соответствии с абз. 2 п. 15 Разъяснения работники, занятые ремонтом и обслуживанием контрольно-измерительных приборов и автоматики, могут пользоваться правом на пенсию в связи с особыми условиями труда при выполнении работ только в тех производствах, в которых они прямо предусмотрены Списками. Для зачета в трудовой стаж периодов работы по Списку N 1 раздела XXII подразделу 5 код 12205000-1754б требуется подтвердить занятость постоянно и непосредственно на рентгеновских установках в промышленности, а также регулировкой и наладкой, что должно быть подтверждено документами о постоянном и непосредственном выполнении в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) работ на соответствующих установках. Ремонт и монтаж установок права на досрочное назначение трудовой пенсии не дают, поскольку эти работы выполняются при выключенном источнике ионизирующего излучения.
В материалах дела имеется ответ, представленный Мирнинским ГОКом "АЛРОСА" (ПАО) в адрес Управления пенсионного фонда, согласно которого профессия истца - слесарь КИПиА на фабрике N 3 не является льготной и досрочное назначение пенсии согласно ст.ст. 30, 32 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ отсутствует. При этом представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что работа истца регулируется Списком N 1, однако занятость истца полный рабочий день на соответствующих установках не доказана.
Между тем, в материалах дела имеются наряд-допуски, согласно которым Шевырин С.Ю. производил наладку РЛТ без производства отключений и без наложения заземлений в течение полного рабочего дня (с 8.00 до 16.00):
1999 год: N 4 - 5 рабочих дней, N 35, 36, 37, 38, 39, 40 - 30 рабочих дней, N 51 - 5 рабочих дней,
2000 год: N 1, 2 - 7 рабочих дней, N 6 - 2 рабочих дня, N 12 - 5 рабочих дней, N 13 - 15 - 13 рабочих дней, N 20 - 5 рабочих дней, N 23 - 29 - 27 рабочих дней, N 53 - 5 рабочих дней,
2001 год: N 1 - 17 - 80 рабочих дней, N 19 - 25 - 27 рабочих дня, N 27 - 44 - 87 рабочих дней, N 46 - 47 - 25 рабочих дней,
2002 год: N 2 - 15 рабочих дней, N 6 - 4 рабочих дня, N 9 - 10 - 28 рабочих дней, N 17 - 19 - 45 рабочих дней,
2003 - 2006 год: N 22 - 23 - 25 рабочих дней, N 31 - 37 - 122 рабочих дня, N 39 - 21 рабочих дня, N 41 - 42 - 47 рабочих дня, N 44 - 11 рабочих дней, N 46 - 47 - 46 рабочих дней, N 51 - 16 рабочих дней, N 56 - 63 - 129 рабочих дней, N 65 - 16 рабочих дней,
Итого: 848 рабочих дней.
Таким образом, факт постоянной и непрерывной работы (занятости) непосредственно на рентгеновских установках в промышленности, а также регулировкой и наладкой в течение полного рабочего дня не менее 80% рабочего времени в спорный период материалами дела подтвержден. Данный период по основаниям, указанным выше, должен быть отнесен к периоду работы истца в особо вредных условиях труда по Списку N 1, и его следовало учесть ответчику при подсчете трудового стажа при досрочном назначении пенсии.
Данное обстоятельство также было признано представителем ответчика при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, в связи с чем решение суда в части признания условий труда Шевырина С.Ю. в особо вредных условиях подлежит отмене с частичным удовлетворением искового требования.
При этом по остальному периоду не подтверждается факт постоянной и непосредственной занятости истца на рентгеновских установках в промышленности, а также их регулировкой и наладкой, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N1 за указанный истцом период.
Так, сторонами представлены доказательства: ответ начальника отдела кадров АК "АЛРОСА" (ОАО) от 18.06.2015 г. N... о том, что согласно перечню рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, профессия ******** КИПиА на фабрике N 3 не является льготной согласно статьям 30,32 ФЗ N 400-ФЗ; справка, уточняющая особый характер работы и условий труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающая постоянную занятость на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, выданная СТ "Алмазавтоматика" от 24.06.2015 г. N... ; акт документальной проверки сведений о периодах работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение от 12.08.2015 г. N... ; решение органа ПФР от 21.09.2015 г. N... об отказе в установлении пенсии.
Кроме того, работодатель МГОК, не указывая в сведениях о стаже застрахованного лица до регистрации в системе ОПС (до присвоения СНИЛСа) данных о льготной работе, не подтверждает право истца на досрочную пенсию по Списку N 1 в спорный период (Выписка из ИЛС), ссылаясь во всех представленных доказательствах на условия работы истца по Списку N2.
Вместе с тем, включение указанного периода не является основанием для признания права за Шевыриным С.Ю. на досрочное назначение пенсии с 21 декабря 2015 года с возложением на ответчика обязанности назначить истцу пенсию с указанной даты, поскольку на день принятия решения судом первой инстанции Шевырин С.Ю. являлся пенсионером с 17.01.2019 г. по Списку N 1. Право на признание периода из 848 рабочих дней в качестве периода работы в особо вредных условиях труда влечет иные правовые последствия, в связи с чем решение в части признания права на назначение пенсии и возложения обязанности по назначению пенсии Шевырину С.Ю. подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 февраля 2019 года по делу по иску Шевырина Сергея Юрьевича к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) о признании периодов работы связанных с вредными условиями труда, права на назначение досрочной пенсии о т м е н и т ь в части отказа в признании условий труда особо вредными.
Принять в указанной части н о в о е решение, которым признать условия труда Шевырина Сергея Юрьевича в должности ******** КИПиА на Обогатительной фабрике N 3 АК "АЛРОСА" (ПАО) в течении 848 рабочих дней относящимися к особо вредным условиям труда по Списку N 1 раздела XXII подразделу 5 код 12205000-1754б.
В остальной части решение суда о с т а в и т ь б е з и з м е н е н и я, апелляционную жалобу - б е з у д о в л е т в о р е н и я.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: О.Н. Бережнова
Судьи: И.К. Холмогоров
С.А. Топоркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.