Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Топорковой С.А., Холмогорова И.К. при секретаре Комюстюровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 09 апреля 2019 года, которым
по делу по иску Тарабукина В.И. к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о взыскании расходов за оформление перевозочных (проездных) документов к месту проведения отпуска и обратно
ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковое заявление Тарабукина В.И. к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о взыскании компенсации стоимости сборов за оформление авиабилетов оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Бережновой О.Н, объяснения Тарабукина В.И, представителей ответчика Сивцева А.И, Мироновой И.Я, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарабукин В.И. обратился в суд к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) с иском о взыскании расходов за оформление перевозочных (проездных) документов к месту проведения отпуска и обратно, указывая, что является сотрудником СУ МВД по PC (Я).
С 15 октября 2018 г. по 23 ноября 2018 г. истец находился в очередном оплачиваемом отпуске с выездом на санаторно-курортное лечение в...
Проезд к месту проведения отпуска и обратно осуществлялся посредством авиаперелета по маршруту.., что подтверждается авиабилетами, которые по возвращении с отпуска в ноябре 2018 г. были предоставлены в ЦФО МВД по PC (Я).
За оформление авиабилетов, приобретенных в АО ******** истцом было уплачено 6 000 рублей, однако квитанции об оплате услуг по оформлению авиабилетов сотрудником финансового отдела к оплате не были приняты и в компенсации их стоимости было устно отказано.
Заявление истца от 14.11.2018 с просьбой компенсировать эти расходы оставлено финансовым отделом без ответа.
Полагает, что отказ в компенсации стоимости дополнительных сборов за оформление авиабилетов в сумме 6000 руб. является незаконным, просит взыскать с ответчика указанную сумму.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
С данным решением не согласился истец и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме, указывая, что суд при принятии решения неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение относительно неё, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела истец Тарабукин В.И. проходит службу в СУ МВД по РС (Я) в должности ********.
12.11.2018 истец сдал авансовый отчет по проезду в очередной отпуск на сумму 53 650 руб, при этом ЦФО МВД по РС(Я) к компенсации расходов по оплате проезда в отпуск принято 47 650 руб, в компенсации 6 000 руб. по оформлению авиабилетов отказано.
Как следует из материалов дела и не отрицается ответчиком, истец приобретал авиабилеты к месту использования очередного отпуска и обратно по маршруту... в АО ******** за оформление воздушной перевозки оплатил соответственно 1 500 руб, 1 500 руб. и 3 000 руб.
Отказывая Тарабукину В.И.в удовлетворении иска, суд первой инстанции, сославшись на ч.ч. 1, 2 ст. 64 Воздушного кодекса РФ, п. 30 Федеральных авиационных правил, п. 5 Правил формирования и применения тарифов, утвержденных Министерством транспорта РФ от 25.09.2008 N 155, исходил из того, что понесенные истцом расходы по оформлению авиабилетов не входят в стоимость авиабилетов и фактически являются сервисным сбором АО "ГАВС" за оказание услуги по оформлению проездных документов, следовательно, не могут быть отнесены к фактическим расходам истца по проезду в отпуск.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в органе внутренних дел, дислоцированном в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного (каникулярного) отпуска на территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год, если иное не предусмотрено федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Порядок оплаты проезда сотрудника и члена его семьи устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом МВД России от 16.05.2012 N 514 утвержден Порядок оплаты проезда сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей, а также выплаты денежной компенсации расходов, связанных с оплатой проезда, членам семей и родителям погибшего (умершего) сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Настоящий Порядок регулирует, в том числе, вопросы оплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей стоимости проезда к месту лечения либо медицинского освидетельствования и обратно, к месту долечивания (реабилитации) в санаторно-курортной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и обратно, к месту проведения основного (каникулярного) отпуска на территории (в пределах) Российской Федерации и обратно (п. 1.1).
Согласно п. 2 указанного Порядка лицам, указанным в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 настоящего Порядка, при приобретении документов за свой счет, в соответствии с частями 5 и 6 статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" оплачиваются (компенсируются) расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом (за исключением такси), в том числе: за пользование постельными принадлежностями, за проезд в вагонах повышенной комфортности, за комплекс услуг, включаемых в стоимость плацкарты, за оплату установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением добровольного страхового сбора, а также других дополнительных услуг, направленных на повышение комфортности пассажира, в том числе изменение классности билета, расходов, связанных с доставкой билетов, переоформлением билетов по инициативе пассажиров, доставкой багажа, сдачей билета в связи с отказом от поездки (полета) или опозданием на поезд, самолет, автобус, судно).
К документам, подтверждающим фактические расходы, связанные с проездом, относятся: при проезде железнодорожным транспортом - билет, электронный билет установленной формы; при проезде авиационным транспортом - билет, электронный билет установленной формы (электронный многоцелевой документ), ордер разных сборов; при проезде водным транспортом - билет на проезд по определенному транспортному маршруту; при проезде автомобильным транспортом - билет, содержащий реквизиты, установленные правилами перевозок пассажиров ; при проезде транспортом общего пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту и автовокзалу - билет, содержащий реквизиты, установленные правилами перевозок пассажиров; при проезде личным транспортом - чеки контрольно-кассовых машин автозаправочных станций, другие документы, установленные законодательством Российской Федерации (п. 6 Порядка).
В соответствии с п. 1 ст. 105 Воздушного кодекса РФ к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта.
Аналогичная норма содержится в п. 44 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, согласно которой к перевозочным документам относятся: билет, багажная квитанция, грузовая накладная, ордер разных сборов, квитанция для оплаты сверхнормативного багажа, квитанция разных сборов, электронный многоцелевой документ.
Пунктом 45 указанных Общих правил установлено, что перевозочные документы оформляются перевозчиком или уполномоченным агентом.
При этом согласно абз. 3 п. 30 данных Общих правил за оказание уполномоченным агентом пассажиру, грузоотправителю услуг по подбору оптимального маршрута перевозки, перевозчика(ов), осуществляющего(их) перевозку по маршруту, провозной платы за перевозку в соответствии с заданными пассажиром, грузоотправителем приоритетными параметрами условий перевозки и/или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки и консультативных услуг уполномоченным агентом взимается дополнительная плата.
Исходя из системного толкования указанных правовых норм, следует, что документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, а именно ордер разных сборов, относятся к перевозочным документам и подлежат компенсации как фактические расходы, связанные с проездом сотрудника органов внутренних дел РФ к месту проведения отпуска и обратно.
При указанных обстоятельствах, с учетом требований указанных правовых актов иск Тарабукина В.И. подлежит удовлетворению в полном объеме.
Несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, является основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятии нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329, 330, 335 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 09 апреля 2019 года отменить и принять новое решение, которым взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) в пользу Тарабукина В.И. расходы по оформлению перевозочных (проездных) документов к месту проведения очередного отпуска и обратно в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.Н. Бережнова
Судьи С.А. Топоркова
И.К. Холмогоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.