Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Кокшаровой Е.А,
при секретаре - Володиной Е.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шадриной Лилии Владимировны к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, об установлении кадастровой стоимости равной рыночной,
УСТАНОВИЛ:
Шадрина Лилия Владимировна через представителя Руфину Евгению Аркадьевну обратилась в Верховный суд Республики Алтай с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной рыночной: здания склада с кадастровым номером N, общей площадью 825,1 кв.м, находящегося по адресу: "адрес", дом ?.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником данного объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость здания склада с кадастровым номером N, общей площадью 825,1 кв.м, находящегося по адресу: "адрес", дом ? по состоянию на 25 ноября 2011 года установлена в размере 5 448 960,40 рублей.
Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилого помещения его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости здания.
Ссылаясь на положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", административный истец полагал необходимым установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости в размере рыночной, а именно, здания склада с кадастровым номером N общей площадью 825,1 кв.м, находящегося по адресу: "адрес" определенной на основании отчета об оценке Специализированной фирмы "РЭТ-Алтай" N 02-01/0561-19 от 05 апреля 2019 года по состоянию на 25 ноября 2011 года в размере 2 829 300 рублей.
В судебном заседании представитель истца Руфина Е.А. поддержала административное исковое заявление. Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, что с учетом положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела по существу.
Судом установлено, что административному истцу Шадриной Лилии Владимировне принадлежит на праве собственности недвижимое имущество: здание склада с кадастровым номером N, общей площадью 825,1 кв.м, находящегося по адресу: "адрес", дом ?, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 05 марта 2019 года.
Из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13 июля 2018 года усматривается, что в отношении здания склада с кадастровым номером N общей площадью 825,1 кв.м, находящегося по адресу: "адрес", дом ?, установлена кадастровая стоимость в размере 5 448 960,4 рублей по состоянию на 25 ноября 2011 года. Сведения о кадастровой стоимости объекта на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 26 сентября 2012 года N240 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Алтай" внесены в реестр объектов недвижимости 22.10.2012 года.
Административный истец в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, результат определения кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества влияет на права и обязанности Шадриной Л.В. как плательщика налога.
Согласно частей 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость спорного объекта недвижимого имущества, представителем административного истца был представлен отчет об оценке, подготовленный Специализированной фирмой "РЭТ-Алтай": N02-01/0561-19 от 05 апреля 2019 года, в соответствии с которым, рыночная стоимость здания склада с кадастровым номером N, общей площадью 825,1 кв.м, находящегося по адресу: "адрес", дом ?, по состоянию на 25 ноября 2011 года составила 2829300 рублей.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Суд считает, что в отчете N02-01/0561-19 от 05 апреля 2019 года, составленном Специализированной фирмой "РЭТ-Алтай", проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в отчете приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. Определяя рыночную стоимость объекта недвижимости, оценщик правомерно использовал затратный подход, а также в рамках данного подхода метод сравнительной единицы. При этом отказ от применения сравнительного подхода в отчете обоснован и сомнений не вызывает, также приведено обоснование методов оценки в рамках указанных подходов. Последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведенные расчеты позволяют понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов объектам оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.
Указанный отчет N02-01/0561-19 от 05 апреля 2019 года подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости, не допускает неоднозначного толкования полученных результатов.
Административными ответчиками не были приведены суду конкретные обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии представленного административным истцом отчета Федеральному закону от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденных Приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N 297, N 298, N 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 611. Ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы административными ответчиками суду не заявлялось.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости, указанная в отчете N02-01/0561-19 от 05 апреля 2019 года является достоверной.
Учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости здания склада выполнена, а административными ответчиками и заинтересованными лицами выводы оценщика не опровергнуты, а также принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность представленного в суд отчета и опровергнуть выводы, отсутствуют, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки здания склада его рыночной стоимости. В связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Вместе с тем, согласно положениям ст.403 НК Налогового кодекса в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Вышеперечисленные положения пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (часть 6 статьи 3 Закона N 334-ФЗ). Одним из таких оснований может являться решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам, заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Шадриной Лилии Владимировны к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, об установлении кадастровой стоимости равной рыночной, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость здания склада с кадастровым номером N, общей площадью 825,1 кв.м, находящегося по адресу: "адрес", дом ? равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 25 ноября 2011 года, в размере 2 829 300 (два миллиона восемьсот двадцать девять тысяч триста) рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 22 апреля 2019 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Е.А. Кокшарова
Мотивированное решение изготовлено 14 мая 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.