Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Кокшаровой Е.А,
при секретаре - Володиной Е.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Текенова Сурдаша Эдуардовича к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,
УСТАНОВИЛ:
Текенов Сурдаш Эдуардович обратился в Верховный суд Республики Алтай с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", район "адрес"), равной его рыночной стоимости в размере 4329 090 рублей по состоянию на 01 января 2016 года, на период с 01 января 2019 года.
В обоснование исковых требований административный истец ссылался на то, что на основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды от 15 июля 2010 года является арендатором указанного земельного участка, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика арендной платы, расчет которой осуществляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной в установленном порядке. Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
Истец, Текенов С.Э, будучи извещенным надлежащим образом в суд не явился.
В судебном заседании представитель административного истца Текенова С.Э. Деревицкая И.С. требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 4329090 рублей по состоянию на 01 января 2016 года поддержала.
Представитель Правительства Республики Алтай, Министерства экономики и имущественных отношений Республики Алтай Киселева Т.В. в судебном заседании не возражала относительно удовлетворения административного иска.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, заинтересованные лица: Администрация МО "Майминский район", Администрация МО "Майминское сельское поселение" будучи извещенными надлежащим образом в суд своих представителей не направили.
Суд в соответствии со ст.150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть данное дело без участия вышеназванных лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца и ответчика, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, в том числе отчет об оценке, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что согласно договору аренды от 21 апреля 2010 года, заключенному между Министерством имущественных отношений Республики Алтай и индивидуальным предпринимателем Кыкмановым Владимиром Александровичем, земельный участок с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес", район "адрес"), предоставлен ИП ФИО2 в аренду.
На основании договора передачи прав и обязанностей по указанному договору аренды ИП Кыкманов В.А. передал Текенову С.Э. права и обязанности по договору аренды от 21 апреля 2010 года. Данный договор зарегистрирован в ЕГРП 03 августа 2010 года.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22 марта 2019 года, правообладателем земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", район "адрес"), является МО "Майминское сельское поселение".
Из Постановления Администрации МО "Майминское сельское поселение" от 30.12.2016 года N583 усматривается, что арендная плата за пользование земельным участком исчисляется исходя из его кадастровой стоимости и коэффициентов, определяемых по категориям земель и вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что Текенов С.Э. являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 04:01:010409:217, вправе обратиться в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из положений, содержащихся в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре результатов определения его кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости при таком положении затрагивают права и обязанности этих лиц и им право такого обращения предоставлено в силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N135-ФЗ.
Из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10 апреля 2019 года усматривается, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка на 01 января 2019 года составляет 6114524 рубля 04 копеек. Датой определения кадастровой стоимости земельного участка является 01 января 2016 года. Административный истец оспаривает кадастровую стоимость, установленную для земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года в размере 6114524 рубля 04 копеек.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, Текенов С.Э. представил в суд отчет об оценке от 17 апреля 2019 года, составленный ООО "Сибирский институт инноваций и развития бизнеса", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2016 года составляет 4329090 рублей.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Суд считает, что в отчете N17-19-04-18 от 17 апреля 2019 года, составленном ООО "Сибирский институт инноваций и развития бизнеса", проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в отчете приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. Определяя рыночную стоимость объекта недвижимости, оценщик правомерно использовал затратный подход, а также в рамках данного подхода метод сравнительной единицы. При этом отказ от применения сравнительного подхода в отчете обоснован и сомнений не вызывает, также приведено обоснование методов оценки в рамках указанных подходов. Последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведенные расчеты позволяют понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов объектам оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.
Указанный отчет N17-19-04-18 от 17 апреля 2019 года подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости, не допускает неоднозначного толкования полученных результатов.
Административными ответчиками не были приведены суду конкретные обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии представленного административным истцом отчета Федеральному закону от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденных Приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N 297, N 298, N 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 611. Ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы административными ответчиками суду не заявлялось.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости, указанная в отчете N17-19-04-18 от 17 апреля 2019 года является достоверной.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает его права и обязанности как арендатора данного объекта.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить административный иск Текенова С.Э. и установить по состоянию на 01 января 2016 года в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", район N) кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости 4329090 рублей.
Настоящее решение суда является самостоятельным основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Текенова Сурдаша Эдуардовича к Министерству экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 7005+/- кв.м, расположенного по адресу: "адрес", район "адрес" вид разрешенного использования: для строительства комплекса по прокату автомобилей, для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером: N равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 4329090 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 22 апреля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Е.А. Кокшарова
Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.