Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда
Республики Крым Хожаиновой О.В,
при секретаре Колесник Е.А,
с участием представителя административного ответчика Совета министров Республики Крым Гамм А.Ф,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шишкиной Нинель Степановны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Совету министров Республики Крым об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, возложении обязанности совершить определённые действия,
с участием заинтересованных лиц на стороне административного ответчика - Администрации города Алушты Республики Крым, Управления имущественных отношений Администрации города Алушты Республики Крым,
установил:
Шишкина Н.С. обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Совету министров Республики Крым об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере, равном его рыночной стоимости, что по состоянию на 1 сентября 2016 г. составляет 89305000,00 рублей; о возложении на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости в раздел сведений о кадастровой стоимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", его рыночную стоимость в размере 89305000,00 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что приведённый выше земельный участок, кадастровый N, принадлежит административному истцу на праве собственности. Согласно распоряжению Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 г. N 1498-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым" с изменениями, внесёнными распоряжением Совета министров Республики Крым от 4 июля 2018 г. N 755-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года N 1498-р и применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым" применены результаты кадастровой оценки земель Республики Крым по состоянию на 1 сентября 2016 г. В Единый государственный реестр недвижимости внесена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 168497996,40 рублей по состоянию на 1 сентября 2016 г. Установленная кадастровая стоимость земельного участка, по мнению административного истца, значительно превышает его рыночную стоимость, о чём свидетельствует отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка, изготовленный индивидуальным предпринимателем ФИО1, согласно которому рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 сентября 2016 г. составляет 89305000,00 рублей. В связи с чем, Шишкина Н.С. полагает, что установленная кадастровая стоимость земельного участка нарушает права административного истца, поскольку влечёт увеличение налоговых обязательств, в том числе земельного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 11 января 2019 г. административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым, в качестве суда первой инстанции (т. 1 л.д. 136-137).
Определениями Верховного Суда Республики Крым от 28 февраля 2019г. и от 10 апреля 2019, в порядке статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация города Алушты Республики Крым, Управление имущественных отношений Администрации города Алушты Республики Крым соответственно (том N 1 л.д. 186-189, том N 2 л.д.19-22).
В судебном заседании представитель административного ответчика Совета министров Республики Крым Гамм А.Ф. с доводами административного искового заявления не согласилась, просила оставить административное исковое заявление без рассмотрения. Пояснила, что распоряжением Совета министров Республики Крым от 26 ноября 2018 г. N 1441-р "О внесении изменения в распоряжение Совета министров Республики Крым от 4 июля 2018 года N 755-р" был исключён пункт 2 в части применения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в связи с чем с 26 ноября 2018 г. сведения о кадастровой стоимости земельного участка, определённой по состоянию на 1 сентября 2016 г, применению не подлежат и прав административного истца не нарушают.
Правовая позиция Совета министров Республики Крым изложена в письменных возражениях (т. 1 л.д. 168-170).
Шишкина Н.С, представители Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрации города Алушты Республики Крым, Управления имущественных отношений Администрации города Алушты Республики Крым не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и Администрацией города Алушты Республики Крым представлены письменные возражения относительно доводов административного искового заявления (том N 1 л.д. 151-154, л.д. 243-246 соответственно).
Суд, с учётом положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц, участвующих в деле, и их представителей.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд находит заявленный административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Шишкиной Н.С. принадлежит на праве собственности земельный участок, кадастровый N, площадью 56715+/-83 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", относящегося к категории земель - земли населённых пунктов, с видом разрешённого использования - гостиничное обслуживание, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 12 декабря 2018 г. (т. 1 л.д. 10-88).
Таким образом, административный истец является собственником земельного участка и плательщиком налога на землю.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 12 декабря 2018 г. N 90/ИСХ/2018-1383152 кадастровая стоимость объекта недвижимости составляет 175688193,85 рублей.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленному индивидуальным предпринимателем ФИО1, итоговая величина рыночной стоимости земельного участка, кадастровый N, составляет по состоянию на 1 сентября 2016 г. (округлённого) без учёта НДС - 89 305 000,00 рублей.
Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в силу положений пункта 8 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
До 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ).
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон N 38-ЗРК).
Согласно статье 11 Закона N 38-ЗРК нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков.
До утверждения в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков (часть 2 статьи 11 Закона N 38-ЗРК).
Порядок определения нормативной цены земли в отношении указанных в части 2 настоящей статьи земельных участков, цены продажи, размера арендной платы, платы за сервитут, платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым (часть 3 статьи 11 Закона N 38-ЗРК).
Таким образом, Законом N 38-ЗРК установлены особенности регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым, в том числе по вопросу нормативной цены земли (статья 11). Право устанавливать до 1 января 2023 г. нормативными правовыми актами Республики Крым особенности регулирования указанных правоотношений предусмотрено частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, далее - Постановление N 450) утверждена нормативная цена 1 квадратного метра земель населённых пунктов Республики Крым (приложение 1).
Под N приложения N к Постановлению N 450 средний показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель населённых пунктов по виду разрешённого использования - гостиничное обслуживание (Код (числовое обозначение) вида разрешённого использования земельного участка - 4.7) "адрес") составляет 2885,97 рублей.
Результаты проведённой государственной кадастровой оценки участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, населённых пунктов, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, водного фонда, лесного фонда на территории Республики Крым были утверждены распоряжением Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года N 1498-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым" (далее - Распоряжение N 1498-р).
Из пункта 13 Распоряжения N 1498-р следует, что оно вступает в силу после принятия дополнительного решения о применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков.
В развитие приведённых положений было принято распоряжение Совета министров Республики Крым от 4 июля 2018 г. N 755-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года N 1498-р и применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым" (далее - Распоряжение N 755-р).
Пунктом 2 Распоряжения N 755-р определено применять результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, утверждённые распоряжением Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года N 1498-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым", с учётом изменений, внесённых настоящим распоряжением.
Вместе с тем, распоряжением Совета министров Республики Крым от 26 ноября 2018 г. N 1441-р "О внесении изменения в распоряжение Совета министров Республики Крым от 04 июля 2018 года N 755-р" из Распоряжения N 755-р исключён пункт 2, которым было определено применять результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, утверждённые распоряжением Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года N 1498-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым", с учётом изменений, внесённых настоящим распоряжением.
Кроме того, из содержания пункта 13 Распоряжения Совета министров Республики Крым N 1498-р от 29 ноября 2016 г. следует, что указанное распоряжение "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым" не вступило в силу.
Таким образом, на момент рассмотрения дела результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", не утверждены.
Вопреки доводам административного искового заявления, исходя из положений части 2 статьи 11 Закона N 38-ЗРК, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков в отношении земельного участка, кадастровый N, внесены сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении такого земельного участка в порядке, предусмотренном постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым".
Таким образом, нормативная цена земли в Республике Крым утверждена нормативным правовым актом постоянно действующего высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым - постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. N 450, то есть определена способом, отличным от определения кадастровой оценки земельных участков, осуществляемой согласно положений Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и иных актов, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, следовательно и порядок её оспаривания является иным.
Действующим законодательством не предусмотрено возможности пересмотра нормативной цены земли, в том числе путём установления её судом в размере рыночной.
Такой пересмотр не может повлиять на права и законные интересы административного истца, поскольку в приведённых выше нормативных правовых актах прямо указано, что для целей налогообложения и определения размера арендной платы применяется нормативная цена, установленная Советом министров Республики Крым. Решение суда к числу актов по установлению нормативной цены земли не отнесено.
При этом суд учитывает, что Постановление N 450 в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации недействующим не признано.
Доводы административного искового заявления об обратном, в том числе о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости путём оспаривания результатов её определения, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем, подлежат отклонению как несостоятельные.
Кроме того, установление платы за использование земли на территории Республики Крым, исходя из нормативной цены земли, имеет временный характер, до утверждения результатов массовой кадастровой оценки земельных участков и с учётом того, что особенности регулирования таких отношений на территории Республики Крым могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым до 1 января 2023 г.
Ввиду изложенного, принимая во внимание установленные выше обстоятельства и изложенные нормы права, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Шишкиной Н.С. Также, при изложенных обстоятельствах, не имеется оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения.
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с отказом в удовлетворении исковых требований государственная пошлина взысканию с административных ответчиков не подлежит.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 247, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Шишкиной Нинель Степановны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Совету министров Республики Крым об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, возложении обязанности совершить определённые действия - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 17 мая 2019 г.
Судья Верховного Суда
Республики Крым О.В. Хожаинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.