Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи:
Аврамиди Т.С,
судей:
Рошка М.В, Хмарук Н.С,
при секретаре:
Лыфарь Л.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску Сердюченко Дмитрия Сергеевича к Администрации города Симферополя Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, третье лицо - ООО "УК "Столица" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым
на решение Железнодорожного районного суда Республики Крым от 28 января 2019 года,
установила:
Сердюченко Д.С, 07 ноября 2018 года обратился в суд с вышеуказанным иском.
Исковые требования мотивированы тем, что истец с 1999 года зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес" на основании ордера N 91 от 24.02.1999 г. Истец ранее не использовал свое право на приватизацию жилого фонда в соответствии с законодательством РФ. Намереваясь реализовать свое право на приватизацию жилья, Сердюченко Д.С. обратился с соответствующим заявлением и пакетом документов в Администрацию г. Симферополя, однако Департамент развития муниципальной собственности проинформировал его о том, что указанное жилье не включено в реестр муниципальной собствен-ности, поэтому его приватизация не представляется возможной. В связи с чем, истец просит признать в порядке приватизации право собственности истца на жилое помещение - "адрес" в "адрес".
Решением Железнодорожного районного суда Республики Крым от 28 января 2019 года исковые требования Сердюченко Д.С. удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель Адми-нистрации г. Симферополя Республики Крым Малиновская А.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает на то, что спорная квартира отсутствует в реестре муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь, поэтому отсутствует правомерная возможность предоставления истцу указанной квартиры в собственность в порядке приватизации.
Выслушав судью-докладчика, пояснения, лиц явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснован-ность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие регистрации права муниципальной собственности не может служить основанием ограничений прав истца на приватизацию.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согла-шается.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмот-ренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно п. 3, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 " О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учрежде-ниями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Таким образом, согласно действующему законодательству, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Как усматривается из материалов дела, Сердюченко Д.С. на основании ордера N 91 от 24 февраля 1999 года зарегистрирован и проживает в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец обратился с заявлением в адрес Администрации г. Симферополя, в котором просил передать ему в единоличную, частную собственность занимаемое им жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес". Также истец обращался с заявлением о заключении договора социального найма.
Согласно ответа Администрации г. Симферополя от 29.08.2016г. квартира истца не включена в реестр муниципальной собственности, поэтому администрация города не имеет оснований для заключения договора социального найма жилого помещения. По вопросу передачи квартиры в муниципальную собственность рекомендовано обратиться в министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Согласно ответа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 28.12.2016г. было отказано в приватизации жилого помещения и рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления, уполномоченный на передачу жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, или в Администрацию г. Симферополя.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Совета Министров Автономной Республики Крым от 23.09.2008 года N 491, жилой "адрес" в "адрес" (малосемейное общежитие) передан в сферу управления ЖКП "Бытфон" с последующей передачей в коммунальную собственность.
Исходя из изложенного, то обстоятельство, что квартира истца не включена в реестр муниципальной собственности, не могло повлечь за собой неблагоприятные последствия для истца, выразившего намерение воспользоваться предоставленным ему правом на приватизацию занимаемого жилого помещения, поскольку соблюдение законов Российской Федерации в равной мере является обязанностью, как граждан, так и органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
Следовательно, при наличии всех предусмотренных законом оснований для передачи в собственность истцу занимаемого им жилого помещения, факт не включения спорной квартиры в реестр муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь, не может служить основанием ограничений его права на приватизацию.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции при разрешении спора, изложенные доводы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, с которыми судебная коллегия соглашается и которые не опровергнуты ответчиком, они не содержат оснований для отмены обжалуемого решения.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ и постановилзаконное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 января 2019 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым, без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.