Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Авериной Е.Г.
судей Шестаковой Н.В. и Синани А.М.
при секретаре Гамуровой М.А.
по докладу судьи Шестаковой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым и Черкес Ветание Бекировны на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 января 2019 года по гражданскому делу по иску Черкес Ветание Бекировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым, третье лицо Управление образования и молодежи по городу Алуште Республики Крым, о признании незаконным решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы и назначению досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Черкес Ветание Бекировна обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым, третье лицо Управление образования и молодежи по городу Алуште Республики Крым, о признании незаконным решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы и назначению досрочной страховой пенсии по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что решение пенсионного органа от 10.09.2018 года, которым истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, является незаконным, поскольку в ее специальный страховой стаж необоснованно не включен период обучения на филологическом факультете Херсонского государственного педагогического института им. Крупской Н.К. с 22.08.1988 года по 15.08.1992 года; периоды обучения на курсах повышения квалификации с 23.06.2014 года по 10.07.2014 года, с 14.10.2015 года по 16.10.2015 года, с 25.11.2015 года по 27.11.2015 года; дни командировок 27.08.2015 года, 07.10.2015 года, 17.02.2016 года, а также период работы в муниципальном общеобразовательном, учреждении "Школа-лицей N 1N г. Алушта в должности учителя русского языка и литературы с 01.01.2018 года по 10.09.2018 года.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен частично. Постановлено: обязать пенсионный орган включить в страховой стаж, учитываемый при досрочном назначении Черкес В.Б. страховой пенсии по
2
старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", п.19 ч.1 ст.27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", время нахождения Черкес В.Б. на курсах повышения квалификации с 23.06.2014 года по 10.07.2014 года, с 14.10.2015 года по 16.10.2015 года, с 25.11.2015 года по 27.11.2015 года; время нахождения Черкес В.Б. в командировках 27.08.2015 года, 07.10.2015 года, 17.02.2016 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым ставит вопрос об отмене решения в части удовлетворения иска, оспаривая выводы суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе Черкес Ветание Бекировна просит отменить решение в части отказа в иске, считая нарушенными свои пенсионные права.
В заседание суда апелляционной инстанции явились истица, ее представитель и представитель ответчика.
Представитель третьего лица не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося участника по делу, что не противоречит положениям ст. 167 ГПК РФ.
Истица и ее представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, просили удовлетворить апелляционную жалобу истицы и дали пояснения, аналогичные устным и письменным пояснениям в суде первой инстанции.
Представитель ответчика поддержал свою апелляционную жалобу и возражал против удовлетворения апелляционной жалобы истицы.
Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав истицу и ее представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, проверив
законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба ответчика не подлежит удовлетворению, апелляционная жалобы истицы подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
3
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая гражданско-правовой спор, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных исковых требований за исключением требования о включении в льготный стаж периода обучения истицы в высшем учебном заведении и периода работы с 01.01.2018 года по 10.09.2018 года.
Выводы суда в части удовлетворения иска и отказа в иске о включении в специальный стаж периода работы с 01.01.2018 года по 10.09.2018 года соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права; в части отказа в удовлетворении иска о включении в специальный стаж периода обучения истицы в высшем учебном заведении решение принято с нарушением норм материального права.
Как установлено судом первой инстанции, 24.07.2018 года истица обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от 10.09.2018 года Черкес В.Б. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа.
Согласно указанному решению пенсионным органом по состоянию на 31.12.2017 года учтен специальный стаж Черкес В.Б. 22 года 02 месяца 16 дней.
В льготный стаж не включены период обучения истицы на филологическом факультете Херсонского государственного педагогического института им. Крупской Н.К. с 22.08.1988 года по 15.08.1992 года; периоды обучения на курсах повышения квалификации с 23.06.2014 года по 10.07.2014 года, с 14.10.2015 года по 16.10.2015 года, с 25.11.2015 года по 27.11.2015 года; дни командировок 27.08.2015 года, 07.10.2015 года, 17.02.2016 года; период работы в муниципальном
4
общеобразовательном, учреждении "Школа-лицей N 1N г. Алушта в должности учителя русского языка и литературы с 01.01.2018 года по 10.09.2018 года.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, положения ст.ст.6,15,17,18,19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, что является необходимым для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная правовая позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии
по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного
возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В соответствии с Федеральным конституционным законом N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Как следует из п.п.1,2 ст.2 Федерального закона от 21.07.2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города сального значения Севастополя", с 1 января 2015 года пенсионное лечение граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства _осуществляется в соответствии с законодательством РФ. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и
(или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по декабря 2015 года включительно.
5
Согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Как предусмотрено п.1 ст.7 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования в сфере образования в связи с принятием в
Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 05 мая 2014 года N84-
ФЗ - лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
В соответствии с пп.5 п.5 ст.47 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники имеют, в частности, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание то, что предметом иска является, в частности, включение в специальный трудовой стаж периодов работы до 18 марта 2014 года в государстве Украина, с учетом положений ст.4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", при обсуждении вопроса о характере трудовой деятельности истца в спорные периоды подлежат применению нормы материального права Украины, что соответствует принципу правовой определенности.
6
Вместе с тем, подлежат применению правовые нормы Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения носят длящийся характер и
назначение истице пенсии досрочно производится по законодательству Российской Федерации.
Согласно пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года N173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в том, числе, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как предусмотрено ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ч.2 ст.30 Закона N400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч.ч.3,4 ст.30 ФЗ N400-Ф3 периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона,
засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пп. "м" п.1 Постановления Правительства РФ N665 от 16.07.2014 года "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов
7
работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в
учреждениях для детей, в соответствии. подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей",
с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного
постановления для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет
8
работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Как предусмотрено п.4.1, ч.2 ст.22 Закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее дня возникновения права на указанную
пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, -периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В силу п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N781, - работа в должностях указанных в п.2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 01.01.2001 года засчитывается в стаж работы при наличии следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Согласно п.13 вышеуказанных Правил в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти
организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы), колледж.
Как предусмотрено п.2 Положения о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного п.7 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам
9
просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В соответствии со ст.52 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 года N1788-ХП право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования согласно п. "е" ст. 55.
В силу п. "е" ст.55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 года право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, здравоохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Как установлено Примечанием 2 к Перечню заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной зашиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 года N909,
право на пенсию за выслугу лет имеют работники общеобразовательных учебных заведений, военных общеобразовательных учебных заведений, музыкальных и художественных школ (учителя, логопеды, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, преподаватели, сурдопедагоги, тифлопедагоги, воспитатели, заведующие и инструкторы слуховых кабинетов, директора, заведующие, их заместители по учебно-воспитательной, учебно-производственной части или работы по производственному обучению, заведующие учебной и учебно-воспитательной частью, социальные педагоги (организаторы внеклассной и
внешкольной воспитательной работы с детьми), практические психологи, педагоги-организаторы, мастера производственного обучения, руководители кружков, секций, студий и других форм кружковой работы.
Работа по специальности в заведениях, учреждениях, предусмотренных этим перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности учреждений и организаций.
Согласно пункту "д" ст.56 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 року к стажу работы причисляется время учебы в вузах и средних специальных учебных заведениях, в училищах и на курсах по подготовке кадров, повышения квалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.
Согласно разъяснению в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное
10
обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Положениями ст.66 ТК РФ предусмотрено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку, в частности, вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.
Согласно ст.ст.166,167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В силу ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Как предусмотрено ст.122 КЗоТ Украины, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Согласно ст.56 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 г. N1788-ХП обучение на курсах повышения квалификации и переквалификации засчитывается в стаж работы, который дает право на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проанализировав фактические обстоятельства, представленные сторонами документы и особенности нормативного регулирования спорных правоотношений, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой
11
инстанции в части включения в специальный стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации и дней командировок.
Принимая во внимание включение в стаж педагогической работы периода обучения в высшем учебном заведении по нормам законодательства Украины, исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Поскольку истица находилась на курсах повышения квалификации и в командировках по своей специальности и в соответствии с функциональными обязанностями по той должности, которую выполняла в спорные периоды времени, с сохранением заработной платы, прохождение соответствующих курсов повышения квалификации и нахождение в командировках являлось обязательной частью трудовой деятельности, - вышеуказанные периоды также подлежат включению в специальный стаж.
В части отказа в удовлетворении иска о включении в специальный стаж истицы периода с 01.01.2018 года по 01.09.2018 года судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как в связи с отсутствием лицевых счетов за 2018 год вопрос об учете в специальный стаж данного периода ответчиком вообще не рассматривался.
Принимая во внимание то, что с учетом спорных периодов педагогический стаж истицы на дату подачи ею заявления о назначении досрочной страховой пенсии составляет более 25 лет, истица имеет право на назначение данной пенсии с 24.07.2018 года.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком не представлены в суд допустимые доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции в части удовлетворения иска.
Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неправильном толковании нормативных положений и являются несостоятельными.
На основании вышеизложенного, учитывая обоснованность выводов суда первой инстанции в части удовлетворения иска, а также в части отказа в иске о включении в специальный стаж периода работы с 01.01.2018 года по 01.09.2018 года, соответствие данных выводов фактическим обстоятельствам по делу, а также правильное применение судом норм материального права, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в указанной части.
В части отказа в иске о включении в специальный стаж истицы периода обучения в высшем учебном заведении и отказа в назначении досрочной страховой пенсии по возрасту указанное судебное решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска в указанной части.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Отменить решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 января 2019 года в части отказа в иске о признании незаконным отказа Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым включить в специальный стаж период обучения на филологическом факультете Херсонского государственного педагогического института им. Крупской Н.К. с 23.08.1988 года по 15.08.1992 года, возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым обязанности включить в специальный стаж вышеуказанный период обучения и назначить досрочную страховую пенсию по возрасту.
Удовлетворить иск Черкес Ветание Бекировны в части признания незаконным отказа Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым включить в специальный стаж период обучения на филологическом факультете Херсонского государственного педагогического института им. Крупской Н.К. с 23.08.1988 года по 15.08.1992 года, возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым обязанности включить в специальный стаж вышеуказанный период обучения и назначить досрочную страховую пенсию по возрасту.
В остальной части решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 января 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым и Черкес Ветание Бекировны без удовлетворения.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
Иск Черкес Ветание Бекировны удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште
Республики Крым от 10.09.2018 года об отказе в назначении Черкес Ветание Бекировне досрочной страховой пенсии по возрасту в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым включить в специальный стаж, дающий право на назначение Черкес Ветание Бекировне досрочной страховой пенсии по возрасту в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях", период обучения на филологическом факультете Херсонского государственного педагогического института им. Крупской Н.К. с 23.08.1988 года по 15.08.1992 года; периоды обучения Черкес В.Б. на курсах повышения квалификации с 23.06.2014 года по 10.07.2014 года, с 14.10.2015 года по 16.10.2015 года, с 25.11.2015 года по 27.11.2015 года; периоды нахождения Черкес В.Б. в командировках 27.08.2015 года, 07.10.2015 года, 17.02.2016 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым назначить Черкес Ветание Бекировне досрочную страховую пенсию по возрасту в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" с 24.07.2018 года.
В остальной части иска отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.