Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Авериной Е.Г.
судей Шестаковой Н.В. и Синани А.М.
при секретаре Гамуровой М.А.
по докладу судьи Шестаковой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым и Столяровой Татьяны Викторовны на решение Керченского городского суда Республики Крым от 15 февраля 2019 года по гражданскому делу по иску Столяровой Татьяны Викторовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым о признании незаконным решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы и назначению досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Уточнив исковые требования, представитель Столяровой Татьяны Викторовны обратился в суд с иском о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от 14.11.2018 года об отказе Столяровой Т.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости; возложении на ответчика обязанности по включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 02.07.1999 года по 31.10.2001 года и периода работы с 01.03.2007 года по 31.10.2014 года в должности сестры медицинской прививочной отделения новорожденных; возложении на ответчика обязанности назначить истице досрочную страховую пенсию по старости с 01.08.2018 года.
Исковые требования мотивированы тем, что истица имеет право на включение вышеуказанных периодов в специальный стаж и на назначение досрочной страховой пенсии по старости; отказ ответчика является незаконным.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен частично. Постановлено: признать незаконным решение пенсионного органа от 14.11.2018 года об отказе Столяровой Т.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения; обязать пенсионный орган включить в стаж Столяровой Т.В, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением
2
лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работы с 01.03.2007 года по 31.10.2014 года в качестве сестры медицинской прививочной отделения новорожденных.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Керчи Республики Крым ставит вопрос об отмене решения в части удовлетворения иска, оспаривая выводы суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе Столярова Татьяна Викторовна просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении иска, указывая на необоснованность выводов суда первой инстанции в указанной части.
В заседание суда апелляционной инстанции явился представитель истицы.
Участники по делу не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников по делу, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
Представитель истицы поддержал доводы апелляционной жалобы, поданной истицей, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы представителя ответчика и дал пояснения, аналогичные пояснениям в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе.
Заслушав представителя истицы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба истицы подлежит удовлетворению, апелляционная жалоба представителя ответчика является необоснованной по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить
3
решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из обоснованности исковых требований в части включения в специальный стаж периода работы истицы с 01.03.2007 года по 31.10.2014 года в качестве сестры медицинской прививочной отделения новорожденных; в части включения в специальный стаж периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 02.07.1999 года по 31.10.2001 года и назначения досрочной страховой пенсии по возрасту суд указал на отсутствие правых оснований для удовлетворения иска.
Выводы суда первой инстанции в части удовлетворения иска соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права, в части отказа в иске выводы суда являются необоснованными.
Как следует из материалов дела, 01.08.2018 года истица обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением пенсионного органа от 14.11.2018 года истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В стаж истицы, дающий право на досрочное назначении пенсии в связи с?
осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не включены периоды отпусков без сохранения заработной платы с 28.10.1986 года по 01.11.1986 года, с 02.12.1997 года по 15.12.1997 года, с 03.11.1998 года по 16..11.1998 года; период отпуска по уходу за ребенком с 02.07.1999 года по 31.10.2001 года; период работы на неполную ставку с 01.11.2001 года по 14.05.2002 года; период работы в должности сестры медицинской прививочной отделения новорожденных с 01.03.2007 года по 31.10.2014 года (должность сестры медицинской прививочной Списком N 781 не предусмотрена).
Ответчиком определен стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по возрасту, продолжительностью 22 года 04 месяца 04 дня; общий стаж работы продолжительностью 35 лет 06 месяцев 09 дней.
Истица считает необоснованным отказ во включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 02.07.1999 года
4
по 31.10.2001 года и периода работы с 01.03.2007 года по 31.10.2014 года в должности сестры медицинской прививочной отделения новорожденных; иные периоды, не включенные в специальный стаж, истица не оспаривает.
Спорные периоды установлены документально.
Согласно справке ГБУ Здравоохранения РК Керченский родильный дом" деятельность истицы в должности сестры медицинской прививочной в отделении новорожденных Керченского городского родильного дома функционально аналогична деятельности в должности сестры медицинской палатной отделения новорожденных.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, положения ст.ст.6,15,17,18,19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, что является необходимым для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная правовая позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии
по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного
возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В соответствии с Федеральным конституционным законом N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Как следует из п.п.1,2 ст.2 Федерального закона от 21.07.2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города сального значения Севастополя", с 1 января 2015 года пенсионное лечение граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в
соответствии с законодательством РФ. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и
5
(или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по декабря 2015 года включительно.
Согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Принимая во внимание то, что предметом иска является включение в специальный трудовой стаж периодов работы до 18 марта 2014 года в государстве Украина, с учетом положений ст.4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", при обсуждении вопроса о характере трудовой деятельности истца в спорные периоды подлежат применению нормы материального права Украины, что соответствует принципу правовой определенности.
Вместе с тем, подлежат применению правовые нормы Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения носят длящийся характер и
назначение истице пенсии досрочно производится по законодательству Российской Федерации.
В соответствии с п. "е" статьи 55 Закона Украины "О пенсионное обеспечении", право на пенсию по выслуге лет имеют работники образования, здравоохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
В Перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Кабинета Министров
Украины N 909 от 04.11.1993 года, указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал (независимо от
6
наименования должностей), в лечебных учреждениях, учреждениях охраны материнства и детства.
В соответствии с п.1.1.1. Перечня учреждений здравоохранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Украины N 385 от 28.10.2002 года, работа в родильных домах подлежит включению в специальный стаж.
Как предусмотрено ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пп.20 п.1 ст.30 Закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу ч.ч.3,4 ст.30 ФЗ N400-Ф3 периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона,
засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно приказу Минздравсоцполитики России от 06.08.2007 г. N 526 должность медицинской сестры относится к профессионально-квалификационной группе "Средний медицинский и фармацевтический персонал".
Как установлено п.1.11 приказа Министерства здравоохранения РФ N 377 от 15.10.1999 года, работа в отделениях для новорожденных детей в родильных домах отнесена к работе с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда.
Согласно Списку работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по
7
старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, в число таких учреждений включены родильные дома, в число должностей включена должность медицинской сестры.
Как установлено п.7.5 Положения об организации деятельности родильного дома (отделения), утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ N 197 от 26.03.2006 года, в структуру родильного дома (отделения) входит физиологическое отделение для новорожденных.
Как разъяснено в п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения чудами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", необходимо обратить внимание судов, что в силу пункта 1 части 1 и части 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дела по спорам об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии, а также по иным спорам, связанным с назначением и выплатой трудовых пенсий, подведомственны судам общей юрисдикции.
В случае несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) обратиться в суд с соответствующими требованиями (пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ). 13. Трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона N 173-ФЗ (мужчинам - 60 лет, женщинам - 55 лет), назначается по основаниям, предусмотренным статьями 27, 27.1 и 28 этого Закона.
В соответствии со статьями 27 и 27.1 названного Закона основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным статьей 28 этого закона, связано с обстоятельствами, признаваемыми законодателем социально важными или социально уважительными.
В силу разъяснений в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан
8
ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).В п.16 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации также указано, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проанализировав фактические обстоятельства, доводы и возражения сторон, представленные ими доказательства и нормативные положения, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что работа истицы в должности медицинской сестры родительного дома в спорный период подлежит включению в специальный стаж, в связи с чем доводы апелляционной жалобы ответчика не могут быть приняты во внимание.
Как правильно указал суд первой инстанции, представленные документы о характере работы истца свидетельствуют о выполнении истицей работы в спорный период с 01.03.2007 года по 31.10.2014 года в учреждении, которая подлежит включению в специальный стаж с учетом вида учреждения и характера выполняемой работы.
За периоды работы до 01.01.2015 года следует учитывать положения ч.ч.3,4 ст.30 ФЗ N400-Ф3, согласно которым периоды работы
9
(деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Выводы суда первой инстанции в части отказа в иске являются ошибочными.
Как следует из материалов дела, истица находилась в отпуске по уходу за ребенком с 02.07.1999 года по 31.10.2001 года, занимая должность медсестры палатной отделения новорожденных в Керченском родильном доме; период непосредственной работы истицы в указанной должности включен пенсионным органом в специальный стаж.
В соответствии со ст.56 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 года N 1788 - XII время ухода неработающей матерью за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком 3-х летнего возраста, засчитывается в стаж работы.
Как предусмотрено ст.181 КЗоТ Украины отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
Согласно Указу Президиума ВС РСФСР от 19.11.1982 года "О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР" введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста одного года, а также дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
В силу п.103 Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 ст.167 КЗоТ РФ изложена в редакции, предусматривающей, что отпуск по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
С принятием Закона РФ N 3543-1 от 25.09.1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Как разъяснено в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при
10
рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до
06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной трудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Принимая во внимание то, что ухудшение пенсионных прав физического лица не допускается, спорный период отпуска по уходу за ребенком был предоставлен в период действия норм законодательства Украины, предусматривающих включение данного отпуска в специальный стаж, - отказ в иске о зачислении в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости периода с 02.07.1999 года по 31.10.2001 года является неправильным.
Учитывая то, что специальный стаж истицы с учетом спорных периодов составляет более 30 лет, также не обоснован отказ в назначении истице досрочной страховой пенсии по возрасту с 01.08.2018 года.
Выводы суда в части отказа в иске основаны на неправильном толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
На основании изложенного решение суда в части отказа в иске подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска в данной части, возложения на пенсионный орган обязанности по включению спорных периодов в специальный стаж и назначению досрочной страховой пенсии по возрасту с 01.08.2018 года.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 15 февраля 2019 года отменить в части отказа в иске.
Иск Столяровой Татьяны Викторовны в части признания незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по возрасту, включения в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком и назначения досрочной страховой пенсии по возрасту удовлетворить.
В остальной части решение Керченского городского суда Республики Крым от 15 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым без удовлетворения.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
Иск Столяровой Татьяны Викторовны удовлетворить.
Признать незаконным решение от 14.11.2018 года Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от 14.11.2018 года об отказе Столяровой Т.В. в досрочном назначении страховой пенсии по возрасту в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым включить Столяровой Татьяне Викторовне в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии
по возрасту в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения период работы с
01.03.2007 года по 31.10.2014 года в качестве сестры медицинской прививочной отделения новорожденных и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 02.07.1999 года по 31.10.2001 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым назначить Столяровой Татьяне Викторовне досрочную страховую пенсию по возрасту в соответствии с пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01.08.2018 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.