Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Авериной Е.Г.
судей Шестаковой Н.В. и Синани А.М.
при секретаре Гамуровой М.А.
по докладу судьи Шестаковой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 февраля 2019 года по гражданскому делу по иску Михно Владимира Николаевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж отдельных периодов и назначению досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
В ноябре 2018 года Михно Владимир Николаевич обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным решения от 15.11.2018 года N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; возложении на ответчика обязанности по включению в специальный стаж периодов работы с 11.10.1984 года по 16.11.1984 года, с 16.05.1988 года по 03.11.1996 года в должности методиста Крымской областной станции юных туристов, с 01.01.2001 года по 31.12.2014 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе Крымского центра детского и юношеского туризма и экскурсий; периода службы в Советской Армии с 09.12.1984 года по 04.06.1986 года; возложении на ответчика обязанности назначить Михно В.Н. досрочную страховую пенсию по старости с 04.10.2018 года.
Исковые требования мотивированы тем, что отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости является необоснованным, нарушены пенсионные права истца.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен. Постановлено: признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым от 15.11.2018 года N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст30 Федерального
2
закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; обязать пенсионный орган включить в льготный стаж Михно В.Н. периоды трудовой деятельности: с 11.10.1984 года по 16.11.1984 года, с 16.05.1988 года по 03.11.1996 года в должности методиста Крымской областной станции юных туристов; с 01.01.2001 года по 31.12.2014 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе Крымского центра детского и юношеского туризма и экскурсий; период службы в Советской Армии с 09.12.1984 года по 04.06.1986 года; обязать пенсионный орган назначить Михно В.Н. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 04.10.2018 года.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции с принятием нового решения об отказе в иске, указывая на то, что должность "методист" не поименована в Перечне N1397, а также в Списках N463 и N781; служба в Армии не может быть засчитана в льготный стаж в силу п.1 Положения от 17.123.1959 года N1397; период работы истца в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе также не подлежит включению в льготный стаж в соответствии Правилами N781; выводы суда первой инстанции сделаны с нарушением норм материального права.
В заседание суда апелляционной инстанции явился истец.
Представитель ответчика не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, сообщил о невозможности явки его представителя и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
С учетом указанных обстоятельств судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции истец просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Выслушав истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами,
3
удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных исковых требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права и подлежащими применению нормам материального права.
Судом первой инстанции установлено, что 04.10.2018 года истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по возрасту с учетом стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии по пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 15.11.2018г. N истцу отказано в удовлетворении заявления с указанием на то, что льготный стаж истца составляет 5 лет 6 месяцев 25 дней; в расчет специального стажа не подлежат включению периоды работы с 11.10.1984 года по 16.11.1984 года, с 16.05.1988 года по 14.02.1996 года в должности методиста Крымской областной станции юных туристов, период службы в СА с 09.12.1984 года по 04.06.1986 года и период работы с 01.01.2001 года по 31.12.2014 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе Крымского центра детского и юношеского туризма и экскурсий.
Спорные периоды работы и период службы в Армии подтверждены документально, в том числе данными трудовой книжки и справками.
В соответствии с Федеральным конституционным законом N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Согласно ст.6 указанного Закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую,
4
кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Как предусмотрено ч.6 ст.11 данного Закона, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включает обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь, установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 N 208-ФЗ208 "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В соответствии с п.п.1,2 ст. 2 указанного Федерального закона с 01 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в ч.1 ст.1 настоящего Федерального Закона, за назначением пенсии и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 01 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату.
Как предусмотрено ч.1 ст.4 ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.07.2014 N 208-ФЗ, периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Согласно ч.4.1 ст.7 ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 05.05.2014 N 84-ФЗ - лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам,
5
которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
Как предусмотрено ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу п.2 ст.27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При исчислении такого стажа подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов такой работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000
6
г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В стаж работы засчитывается в порядке, предусмотренном настоящими правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. 1.1-1.14 раздела "Наименования учреждений" списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименования учреждений" списка.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий
7
реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" период работы, подлежащей, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии со ст.11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым и образования в составе РФ новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", законодательство РФ об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01.01.2015 года.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым
8
должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
С учетом указанных нормативных положения и разъяснений судебная коллегия приходит к выводу о том, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", включается работа в должности учителя и заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным процессом; в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполнявшейся до 01 сентября 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в списке, независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад); в установленный Список образовательных учреждений входят школы всех наименований.
Подпунктом "д" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и действовавшего до 1 октября 1993 года, предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения методической, научно-методической и учебно-методической работы в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро.
Согласно Перечню, пункту 2 Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитываются периоды работы по специальности во внешкольных учреждениях.
Станция юных туристов являлась внешкольным учреждением в соответствии с Положением о станциях юных туристов, утвержденным Министром просвещения СССР 19 января 1977 года, а также Номенклатурой внешкольных учреждений, являющейся приложением к приказам Министерства просвещения СССР от 12 января 1976 года N 10 и от 14 ноября 1986 года N 227.
Согласно Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР N 94 от 16 мая 1985 года, работа в должности методиста во внешкольных учреждениях относилась к педагогической работе и являлась работой по специальности.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, периоды работы истца в должности методиста Крымской областной станции юных туристов
9
подлежат включению в специальный стаж с учетом вышеизложенных нормативных положений.
В соответствии со ст. 52 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования согласно пункту "е" ст. 55 данного Закона.
Согласно п. "е" ст. 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
В Перечень заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 года N909, заместители по учебно-воспитательной (учебной, воспитательной) работе относятся к указанной категории работников.
Соответственно, период работы истца с 01.01.2001 года по 31.12.2014 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе подлежит включению в льготный стаж.
Являются также правильными выводы суда первой инстанции о необходимости включения в специальный стаж периода службы истца в Армии с 09.12.1984 года по 04.06.1986 года.
Согласно п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, период службы засчитываеся в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
С учетом спорных периодов работы, подлежащих включению в специальный стаж, а также периодов, включенных ответчиком, на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по возрасту у истца имелся необходимый стаж более 16 лет 8 месяцев - 2/3 от необходимого 25 летнего стажа.
Принимая во внимание достаточность педагогического стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости согласно представленным документальным данным, выводы суда первой инстанции являются правильными.
Судом первой инстанции дана правильная правовая оценка исследованным фактическим обстоятельствам, к спорным правоотношениям
правильно применены нормы процессуального и материального права, в связи с чем отсутствуют основания к отмене или изменению судебного решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.