Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
Кирюхиной М.А,
судей
Адаменко Е.Г,
Корсаковой Ю.М,
при секретаре
Вааповой С.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Симферополе гражданское дело по иску Чуйковой Наталии Петровны к Ильичевскому сельскому совету Ленинского района Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании государственного акта на право частной собственности на землю недействительным и обязании выполнить определенные действия, по апелляционной жалобе Чуйковой Наталии Петровны на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 22 февраля 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
8 ноября 2018 года Чуйкова Н.П. обратилась в суд с иском к Ильическому сельскому совету Ленинского района Республики Крым, в котором просит признать недействительным государственный акт на право частной собственности на землю серии "данные изъяты" на приусадебный земельный участок площадью 0,18 га, расположенный по адресу: "данные изъяты" 28 января 2000 года на ее имя Ильичевским сельским советом Ленинского района АР Крым на основании решения 7-й сессии 23-го созыва Ильичевского сельского Совета народных депутатов от 24.12.1999 г. и зарегистрированный в Книге регистрации актов на право собственности на землю под N 39 и обязать ответчика аннулировать запись о государственном акте на право частной собственности на землю серии "данные изъяты" в Книге записей государственных актов на право собственности на землю за N 39 от 28 января 2000 года.
Исковые требования обоснованы тем, что 8 апреля 1999 года по договору купли-продажи она приобрела жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты". В пункте 1 договора указано, что дом и хозяйственные постройки расположены на земельном участке Ильичевского сельского совета. Решением 7-й сессии 23-го созыва Ильичевского сельского совета "О передаче приусадебных земельных участков в частную собственность" от 24.12.1999 года ей в частную собственность передан приусадебный земельный участок площадью 0,18 га для обслуживания жилого дома по ул. Комарова, д. 20. На основании данного решения был выдан государственный акт серии "данные изъяты". Поскольку указанный государственный акт она не получала и за его получение в Книге записей о получении государственного акта не расписывалась, он является недействительным. Кроме того, государственный акт выдан с нарушением требований действующего законодательства.
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 22 февраля 2019 года в удовлетворении исковых требований Чуйковой Н.П. отказано.
В апелляционной жалобе Чуйкова Н.П. просит данное решение отменить и принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права.
При этом указывает, что суд необоснованно не применил к спорным правоотношениям требования ст. 13 ГК РФ и ст. ст. 60, 61 ЗК РФ и не принял во внимание доказательства, свидетельствующие о том, что она не получала оспариваемый государственный акт.
Суд не обратил внимания на то, что в нарушение приказа Госкомзема Украины от 04.05.99г. N 43 "Об утверждении Инструкции о порядке составления, выдачи, регистрации и хранения государственных актов на право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком и договоров аренды земли" оспариваемый государственный акт не содержит печать органа земельных ресурсов Госкомзема Украины, а в управлении земельных ресурсов отсутствует экземпляр государственного акта и акта установления границ земельного участка.
В судебном заседании истец Чуйкова Н.П. и ее представитель Пошукайло М.В. поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель ответчика - Ильичевского сельского совета Ленинского района Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав судью-докладчика, объяснения истца, исследовав материалы дела и проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба является необоснованной и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 1 ст. 330 ГПК РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Согласно части 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" (пункты 2, 3) решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 ст. 1, часть 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Чуйковой Н.П, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Из материалов дела усматривается, что на основании договора купли-продажи от 8 апреля 1999 года, удостоверенного частным нотариусом Ленинского районного нотариального округа Дымарецкой Т.А. и зарегистрированного в реестре за N "данные изъяты", Чуйкова Н.П. приобрела жилой по "данные изъяты" Крым.
Согласно пункту 1 договора купли-продажи дом и хозяйственные постройки расположены на земельном участке Ильического сельского совета.
Решением 7-й сессии 23-го созыва Ильичевского сельского совета "О передаче приусадебных земельных участков в частную собственность" от 24.12.1999 года Чуйковой Н.П. передан в частную собственность приусадебный земельный участок площадью 0 "данные изъяты" га по "данные изъяты".
Согласно данным Книги регистрации актов на право собственности на землю Ильичевского сельского совета Ленинского района АР Крым N 39 от 28 января 2000 года Чуйковой Н.П. выдан государственный акт.
Однако по заключению почерковедческой экспертизы N 675, проведенной в декабре 2008 года ГУ МВД Украины в АР Крым, подпись Чуйковой Н.П. в графе N 42 стр. 4 в журнале регистрации государственных актов по Ильичевскому сельскому совету, выполнена не Чуйковой Н.П.
Из объяснений истца усматривается, что указанный государственный акт она не получала.
По данным ЕГРН государственная регистрация права собственности Чуйковой Н.П. на земельный участок площадью 0,18 га по ул. Комарова, 20 в с. Ильичево Ленинского района Республики Крым на основании указанного государственного акта не производилась.
На момент принятия органом местного самоуправления решения о передаче земельного участка по ул. Комарова, 20 в с. Ильичево в собственность Чуйковой Н.П. и выдачи государственного акта на право собственности на данный земельный участок вопросы возникновения и прекращения права собственности на земельный участок регулировались Земельным кодексом Украины от 18.12.1990 г. (далее - ЗК Украины) и Декретом Кабинета Министров Украины "О приватизации земельных участков" от 26.12.1992 г. (далее - Декрет).
Согласно пункту 1 Декрета сельские, поселковые, городские Советы народных депутатов обязывались обеспечить в течение 1993 года передачу гражданам Украины в частную собственность земельных участков, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), садоводства, дачного и гаражного строительства, в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины.
В соответствии с пунктом 3 Декрета право частной собственности граждан на земельные участки, переданные им для целей, предусмотренных статьей 1 этого Декрета, удостоверяется соответствующим Советом народных депутатов, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах, с последующей выдачей государственного акта на право частной собственности на землю.
Пунктами 1 и 2 ст. 9 ЗК Украины было установлено, что к ведению сельских, поселковых и городских районного подчинения Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений на их территории относится передача земельных участков в собственность, предоставление их в пользования, в том числе на условиях аренды в порядке, установленном статьями 17 и 19 настоящего Кодекса; регистрация права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли.
Статьей 17 ЗК Украины было предусмотрено, что передача земельных участков в частную собственность производится Советами народных депутатов, на территории которых расположены земельные участки.
Согласно части 1 ст. 22 ЗК Украины право собственности на землю или право пользования предоставленным земельным участком возникает после установления землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре (на местности) и получения документа, который подтверждает это право.
В соответствии со ст. 23 ЗК Украины право собственности или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, которые выдаются и регистрируются сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов.
В тоже время, пунктом 6 Декрета действие ст. 23 ЗК Украины было приостановлено. В связи с этим право собственности граждан на земельные участки, переданные в собственность, с учетом предписаний пункта 6 Декрета, возникало на основании решения соответствующего Совета народных депутатов без получения государственного акта.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Частью 1.1 ст. 12.1 1 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Частью 2 ст. 2 Закона N 38-ЗРК предусмотрено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Согласно части 4 ст. 8 Закона N 38-ЗРК перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 года N 264 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.
Пунктом 15 указанного Перечня в качестве такого документа предусмотрено решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду).
Частью 1 ст. 8-2 Закона N 38-ЗРК предусмотрено, что государственная регистрация права собственности гражданина Российской Федерации на земельный участок, предоставленный до принятия Федерального конституционного закона для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина Российской Федерации на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно части 2 данной статьи основанием для государственной регистрации права собственности гражданина Российской Федерации на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета независимо от утверждения его решением сессии сельского, поселкового, городского совета, в том числе без указания сведений о праве, на котором земельный участок передается такому гражданину, при условии, что данное решение не отменено;
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок, изданный в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания, кроме договора аренды, документа о передаче земельного участка во временное пользование.
Частью 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ") предусмотрено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Право собственности Чуйковой Н.П. на земельный участок площадью 0,18 га по ул. Комарова, 20 в с. Ильичево Ленинского района Республики Крым подтверждается решением 7-й сессии 23-го созыва Ильичевского сельского совета "О передаче приусадебных земельных участков в частную собственность" от 24.12.1999 года.
Подпунктом 1 пункта 2 ст. 60 ЗК РФ предусмотрено, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Частью 1 ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Истец в нарушение указанной нормы процессуального права доказательств, свидетельствующих о том, что государственный акт серии 1-КМ N 079875 каким-либо образом нарушает ее права и охраняемые законом интересы, суду не представила.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований Чуйковой Н.П. не имеется.
Утверждение истца о том, что оспариваемый государственный акт препятствует ей зарегистрировать право собственности на принадлежащий ей земельный участок, являются несостоятельными в силу указанных выше положений действующего законодательства, позволяющего осуществить государственную регистрацию права собственности на основании решения органа местного самоуправления о передаче земельного участка в собственность.
Как пояснила истец в судебном заседании, в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный ей в собственность решением 7-й сессии 23-го созыва Ильичевского сельского совета от 24.12.1999 года, она не обращалась.
Доводы истца о том, что конфигурация и площадь ее земельного участка, указанные в оспариваемом государственном акте, не соответствуют его фактической конфигурации и площади, не дают оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку указанное несоответствие подлежит устранению посредством проведения межевания земельного участка.
Несогласие истца с фактическим местоположением одной из границ ее земельного участка не дает оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку спор о местоположении данной границы между Чуйковой Н.П. и собственником смежного земельного участка Османовым К.И. был разрешен решением Ленинского районного суда АР Крым от 26 мая 2001 года.
С учетом изложенного, судебная коллегия оставляет решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Республики Крым от 22 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чуйковой Наталии Петровны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.