Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Хожаиновой О.В,
судей Юсуповой Л.А-В, Шидаковой О.А,
при секретаре Колесник Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Плис Натальи Алексеевны к Администрации города Ялта Республики Крым, заинтересованные лица: Плис Василий Александрович, Харламова Елена Александровна, Плис Александр Степанович, Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ялта Республики Крым, о признании незаконным и отмене постановления,
по апелляционной жалобе Плис Натальи Алексеевны на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 января 2019 г, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В, объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Плис Н.А. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором просила признать незаконным и отменить постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 8 июня 2018 г. N 993-п "О демонтаже (сносе) нестационарного объекта - некапитального металлического ограждения, расположенного на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым по адресу: "адрес""; признать незаконным и отменить постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 9 октября 2018 г. N 1898-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 08.06.2018 N 993-п "О демонтаже (сносе) нестационарного объекта - некапитального металлического ограждения, расположенного на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым по адресу: "адрес"
Заявленные требования мотивированы тем, указанными постановлениями административного ответчика на Плис Н.А, как на собственника объекта, подлежащего демонтажу, возложена обязанность по его добровольному сносу в срок до 24 октября 2018 г. Оспариваемые постановления Плис Н.А. считает незаконными, поскольку она является собственником нестационарного объекта возле гаража, также принадлежащего ей на праве собственности, расположенного на придомовой территории "адрес". По мнению административного истца, поскольку ограждение установлено в пределах придомовой территории многоквартирного дома, которая является общей долевой собственностью всех совладельцев дома, у Администрации города Ялта Республики Крым отсутствовали основания для принятия решения о его демонтаже.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 января 2019 г. в удовлетворении административного иска Плис Н.А. отказано.
Не согласившись с постановленным решением, Плис Н.А. подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение постановлено с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела; при неприменении закона, подлежащего применению к спорным правоотношениям. Судом первой инстанции не было принято во внимание, что судебным решением был установлен факт нахождения гаража на придомовой территории "адрес", в связи с чем факт нахождения некапитального металлического ограждения возле гаража на этой же придомовой территории является преюдициальным.
Плис Н.А, Харламова Е.А, их представитель Шабалин Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержали и просили её удовлетворить.
Представитель Администрации города Ялта Республики Крым Подружко В.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заинтересованные лица Плис В.А, Плис А.С, представитель Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ялта Республики Крым не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки суд не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не предоставили.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10, пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 53 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 N 1, к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в сфере градостроительной деятельности, благоустройства и озеленения территории относится: осуществление контроля за благоустройством территории муниципального образования, содержанием в надлежащем состоянии зелёных насаждений на всех территориях независимо от их правовой принадлежности (пункт 22); выявление объектов самовольного строительства на территории городского округа Ялта, принятие мер по сносу объектов самовольного строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым (пункт 25).
Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 28 апреля 2015 г. N 20 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее Правила благоустройства).
В силу пункта 4.3.1. Правил благоустройства проектирование благоустройства участков жилой застройки производится с учётом коллективного или индивидуального характера пользования придомовой территорией.
На территории участка жилой застройки с коллективным пользованием придомовой территорией (многоквартирная застройка) предусматриваются: транспортный проезд (проезды), пешеходные коммуникации (основные, второстепенные), площадки (для игр детей дошкольного возраста, отдыха взрослых, установки мусоросборников, гостевых автостоянок, при входных группах), озеленённые территории (пункт 4.3.2 Правил благоустройства).
Разделом IX Правил благоустройства предусмотрен порядок освобождения земельных участков, занятых самовольно установленными некапитальными объектами.
Согласно пункту 9.1 Правил благоустройства самовольным занятием земельного участка для целей настоящего раздела является размещение некапитального объекта на не предоставленном в установленном порядке земельном участке.
Самовольным объектом некапитального типа является объект, размещённый на земельном участке, не отведённом для этих целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Республики Крым, муниципальным правовым актом, либо созданный без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил (пункт 9.2 Правил благоустройства).
В силу пункта 9.3 Правил благоустройства под объектами, указанными в пункте 9.2, понимаются, в частности, объекты движимого имущества (временные строения, павильоны, киоски, лотки, металлические гаражи, строительные материалы, механизмы, автомашины и тому подобное), самовольно установленные (размещённые) на земельных участках.
В целях пресечения самовольного занятия земельных участков, самовольного размещения объектов некапитального строительства на территории города администрацией города Ялты создаётся Комиссия по проверке законности размещения объектов некапитального строительства, нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта (далее - Комиссия) (пункт 9.4 Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 9.8.1 Правил благоустройства выявление самовольно занятых земельных участков и самовольных построек, объектов осуществляется соответствующим уполномоченным органом администрации города Ялты (далее - уполномоченный орган), Положение о котором утверждается постановлением главы администрации города Ялты, на основании информации, поступившей от органов государственной власти, местного самоуправления, физических и юридических лиц, средств массовой информации, путём самостоятельного осмотра (мониторинга) и обследования территории муниципального образования.
Выявление самовольно занятых земельных участков, самовольных объектов оформляется актом (далее - акт о выявлении), составленным представителем уполномоченного органа, в котором указывается: дата и место составления акта о выявлении; место расположения и описание самовольного объекта, самовольно занятого земельного участка и расположенного на нем движимого имущества; сведения о лице, самовольно занявшем земельный участок, установившем самовольный объект (пункт 9.8.2Правил благоустройства)
В силу пункта 9.8.5 Правил благоустройства одновременно с составлением акта уполномоченный орган вносит предписание лицу, разместившему самовольный объект, самовольно занявшему земельный участок, о сносе (демонтаже) самовольного объекта или освобождении самовольно занятого земельного участка. Предписание подлежит обязательному рассмотрению и исполнению в срок не более 10 дней.
Согласно пункту 9.9.1 Правил благоустройства, в случае если в течение срока, установленного предписанием, самовольно занятый земельный участок не будет добровольно освобождён, самовольный объект не будет добровольно снесён либо демонтирован, уполномоченный орган обращается в Комиссию с ходатайством о необходимости принятия решения об освобождении самовольно занятого земельного участка, сносе (демонтаже) самовольной постройки, переносе иных объектов в соответствии с пунктом 9.7.
В силу пункта 9.9.2 Правил благоустройства Комиссия рассматривает поступившее ходатайство в месячный срок, принимает решение об освобождении самовольно занятого земельного участка, сносе (демонтаже) самовольной постройки или об отказе в удовлетворении ходатайства уполномоченного органа либо поручает органам администрации города принять иные меры, в том числе искового характера.
Требования к решению Комиссии об освобождении самовольно занятого земельного участка, сносе (демонтаже) самовольного объекта, переносе иных объектов изложены в пункте 9.9.3 Правил благоустройства.
Решение Комиссии оформляется протоколом и направляется главе администрации для рассмотрения и вынесения соответствующего постановления, которое подлежит опубликованию в средствах массовой информации администрации города Ялты в течение 3 дней с момента утверждения (пункт 9.9.4 Правил благоустройства).
Постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 7 июля 2017 г. N 2796-п утверждено Положение о демонтаже (сносе) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и отмене некоторых постановлений администрации города Ялты (далее Положение), которое регламентирует деятельность администрации города Ялты, её структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов (далее - нестационарные объекты), неправомерно размещённых на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым) (пункт 1.1 Положения).
Под неправомерно размещёнными нестационарными объектами в настоящем Положении следует понимать нестационарные объекты, размещённые (установленные) в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок, в том числе при прекращении действия ранее оформленных таких документов, а также на землях, не отведённых для этих целей в установленном порядке (пункт 1.1 Положения).
Согласно пункту 1.4 Положения освобождению от неправомерно размещённых нестационарных объектов подлежат земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, занятые, среди прочего, ограждениями.
Выявление неправомерно размещённых нестационарных объектов осуществляется Рабочей группой при проведении мониторинга соответствия размещённых нестационарных объектов утверждённой схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, а также на основании информации, поступившей от федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе органов и структурных подразделений муниципального образования, физических и юридических лиц (пункт 2.1 Положения).
В соответствии с пунктом 2.2 Положения факт выявления неправомерно размещённого нестационарного объекта оформляется актом обследования по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению (далее - акт обследования), составленным представителем Рабочей группы.
Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней с даты составления акта обследования Рабочая группа направляет данный акт и документы, подтверждающие неправомерность размещения нестационарного объекта, в Комиссию.
Согласно пункту 3.2 Положения Комиссия рассматривает поступившие документы в течение тридцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению. Заключение подписывается всеми членами Комиссии, утверждается её председателем либо его заместителем (в случае отсутствия председателя) и направляется в Рабочую группу.
В случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта Рабочая группа в течение пяти рабочих дней с момента получения заключения готовит проект постановления администрации города Ялты о демонтаже (сносе) нестационарного объекта (далее - постановление о демонтаже (сносе)) (пункт 3.5 Положения).
В соответствии с пунктом 3.7 Положения постановление о демонтаже (сносе) содержит следующие сведения: о нестационарном объекте, подлежащем демонтажу (сносу); о месте размещения нестационарного объекта с указанием кадастрового номера земельного участка (при наличии) и адресных ориентиров; об основании демонтажа (сноса) нестационарного объекта; о сроке демонтажа (сноса) нестационарного объекта.
Пунктом 3.8 Положения предусмотрено, что Рабочая группа в течение семи дней со дня принятия постановления о демонтаже (сносе) размещает на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщение о планируемом демонтаже (сносе) неправомерно размещённого нестационарного объекта, а также направляет владельцу объекта копию указанного постановления.
Постановление о демонтаже (сносе) направляется владельцу нестационарного объекта заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, позволяющим зафиксировать факт его получения.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Плис А.С, Плис Н.А, Харламова (Плис) Е.А, Плис В.А. являются в равных долях собственниками нежилого здания гаража, площадью 21 кв.м, расположенного по адресу: по "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
23 мая 2018 г. рабочей группой по выявлению неправомерно размещённых на территории муниципального образования нестационарных объектов было установлено, что по адресу: "адрес" установлено металлическое ограждение и капитальный навес, ограждение выполнено из сваренных между собой металлических прутьев, основная представляет собой металлический каркас с уложенным на него листами OSB, общая длина ограждения - ориентировочно 80 м.п, площадь навеса - ориентировочно 8 кв.м. Установлено, что семьёй Плис ограждена прилегающая к гаражу территория, ориентировочной площадью 70 кв.м, путём установки металлического ограждения. На огороженной территории установлена металлическая конструкция в виде навеса - беседки, оборудовано место для отдыха, территория облагорожена. Категория земель - земли населённых пунктов - территория муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Вид разрешённого использования - культурное развитие.
По результатам обследования нестационарного объекта, размещённого на территории муниципального образования городской округ Ялта составлен соответствующий акт от 23 мая 2018 г. N 59 и фототаблица к нему.
Указанный акт от 23 мая 2018 г. N 59 был рассмотрен Комиссией по демонтажу (сносу) нестационарных объектов, размещённых на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, которая пришла к выводу, что объект установлен неправомерно, поскольку земельный участок муниципальной формы собственности, используемый под размещение объекта (некапитального металлического ограждения) не предоставлялся в установленном порядке владельцу объекта для этих целей. Право собственности на спорный объект не оформлялось, правоустанавливающая документация у владельца некапитального металлического ограждения на земельный участок отсутствует, объект имеет неэстетический внешний вид.
Согласно заключению от 24 мая 2018 г. N 52 Комиссия по демонтажу (сносу) нестационарных объектов, размещённых на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, пришла к выводу о наличии правовых оснований для демонтажа спорного объекта во внесудебном порядке.
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 8 июня 2018 г. N 993-п было решено демонтировать нестационарный объект - некапитальное металлическое ограждение, расположенный по адресу: "адрес", в связи с его размещением (установкой) при отсутствии оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок.
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 9 октября 2018 г. N 1898-п в вышеуказанное постановление внесены изменения в адрес места расположения нестационарного объекта - некапитального металлического ограждения, в связи с технической ошибкой, адрес изменён на: "адрес"
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришёл к выводу, что оспариваемые постановления административного ответчика являются законными и приняты в пределах представленных полномочий, поскольку земельный участок, предназначенный для обслуживания многоквартирного "адрес", до настоящего времени не сформирован, его границы не определены, государственный кадастровый учёт не произведён, а соответственно он является собственностью муниципального образования городского округа Ялта Республики Крым. Кроме того, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом не представлено доказательств того, что ограждение установлено именно в пределах придомовой территории, а не за её границами, и установка ограждения необходима собственникам многоквартирного дома в целях его эксплуатации, а не направлена на выделение части земельного участка в целях личного использования Плис Н.А.
С указанными выводами судебная коллегия не соглашается в силу следующего.
Признание на конституционном уровне права частной собственности на землю обусловило закрепление в Земельном кодексе Российской Федерации в числе принципов, на которых основываются акты земельного законодательства, единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов: согласно этому принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
Реализуя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установилв Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16) (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-п).
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (пункт 4).
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу части 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" со дня проведения государственного кадастрового учёта земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Материалами дела подтверждено, что в отношении земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес", не проведён государственный кадастровый учёт.
Между тем, как разъясняется в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведён государственный кадастровый учёт, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землёй в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67).
Решением Ялтинского городского суда от 31 октября 2016 г, постановленным по гражданскому делу 2-1890/2016 по иску Плис А.С. к Администрации города Ялты Республики Крым, Государственному бюджетному учреждению Республики Крым "Крымскотатарский музей культурно - исторического наследия" о признании незаконным и отмене постановления, отмене свидетельства о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, по встречному иску Администрации города Ялты Республики Крым к Плис А.С. о демонтаже гаража, третьи лица Плис В.А, Харламова Е.А, Плис Н.А, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, установлено, что согласно свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество от 2 июля 2007 г. Плис В.А, Плис Е.А. (фамилия изменена на Харламову), Плис Н.А, Плис А.С. являются собственниками квартиры по адресу: "адрес".
Также указанным судебным актом, вступившим в законную силу, установлено, что принадлежащий указанным выше лицам гараж литер. Л, расположенный по адресу: "адрес", согласно плану земельного участка, является капитальным строением, объектом недвижимого имущества, прочно связанного с землёй, расположен на придомовой территории многоквартирного дома. Гараж на данной территории построен в 2007 г. и является принадлежностью к квартире в силу статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия отмечает, что согласно статье 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Также судебная коллегия обращает внимание, что в силу пунктов 3, 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 11 названной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Положения части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком не выполнены.
Так, в акте обследования нестационарного объекта, размещённого на территории муниципального образования городской округ Ялта, от 23 мая 2018 г. N 59 в информации о принадлежности объекта - указано, что металлическое ограждение и навес установлены семьёй Плис.
В заключении Комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов, размещённых на территории муниципального образования городской округ Ялта, от 24 мая 2018 г. N 52 в графе о владельце объекта указана фамилия Плис, без конкретизации имени и отчества, что ставит под сомнение выполнение рабочей группой пункта 2.3 Положения, предусматривающего порядок установления владельца нестационарного объекта.
В материалах дела отсутствуют, и административным ответчиком не представлены доказательства размещения информации на официальном сайте муниципального образования - городской округ Ялта Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Также, административным ответчиком не представлены доказательства извещения владельца нестационарного объекта о принятии оспариваемых постановлений, что свидетельствует о несоблюдении Администрацией города Ялта Республики Крым требований пункта 3.8 Положения.
С учётом изложенных выше положений законодательства, регламентирующего порядок выявления неправомерно размещённых нестационарных объектов и порядок их демонтажа (сноса) на территории муниципального образования - городской округ Ялта Республики Крым, установленных по делу фактических обстоятельств, представленных доказательств в их совокупности, учитывая разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания незаконными и отмены оспариваемых постановлений Администрации города Ялта Республики Крым.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права, и решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
С учётом изложенного, решение суда, как не отвечающее положениям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В связи с указанным, доводы апелляционной жалобы Плис Н.А. следует признать обоснованными, являющимися достаточным основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции с принятием нового решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционную жалобу Плис Натальи Алексеевны удовлетворить.
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 января 2019 г. по административному делу N 2а-499/2019 отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое Плис Натальи Алексеевны удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 8 июня 2018 г. N 993-п "О демонтаже (сносе) нестационарного объекта - некапитального металлического ограждения, расположенного на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым по адресу: "адрес"".
Признать незаконным и отменить постановление Администрации города Ялта от 9 октября 2018 г. N 1898-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 08.06.2018 года N 993-п "О демонтаже (сносе) нестационарного объекта - некапитального металлического ограждения, расположенного на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым по адресу: "адрес"
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Л.А-В. Юсупова
О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.