Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Хожаиновой О.В,
судей Юсуповой Л.А-В, Шидаковой О.А,
при секретаре Колесник Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гутникова Александра Владимировича к Администрации города Ялта Республики Крым, заинтересованные лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, о признании незаконным и отмене постановления, возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 12 сентября 2018 г, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В, объяснения административного истца Гутникова А.В, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Гутников А.В. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором просил признать незаконным и отменить постановление Администрации города Ялты Республики Крым от 11 мая 2018 г. N 869-п; возложить на Администрацию города Ялты Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление Гутникова А.В. в редакции Законов и иных нормативных правовых актов, действовавших на день подачи заявления 4 августа 2016 г. о предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность земельного участка, площадью 38 кв.м, кадастровый N, расположенного по адресу: "адрес".
Требования мотивированы тем, что решением Ялтинского городского совета от 19 февраля 2014 г. Гутникову А.В. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, ориентировочной площадью 0,0035 га, для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: "адрес", с последующей передачей в собственность из земель коммунальной собственности, в границах населённого пункта. В процессе реализации данного решения, после проведения кадастровых работ земельный участок был поставлен на кадастровый учёт. На обращение Гутникова А.В. 4 августа 2016 г. в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта с заявлением о предоставлении ему в собственность вышеуказанного земельного участка, в порядке завершения оформления прав, Администрацией города Ялта Республики Крым было принято постановление от 16 февраля 2017 г. N 748-п об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в порядке завершения оформления прав. Данное постановление было обжаловано в судебном порядке и отменено, на администрацию города Ялта Республики Крым была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление от 4 августа 2016 г. В порядке принудительного исполнения судебного акта Администрацией города Ялта Республики Крым было принято оспариваемое постановление от 11 мая 2018 г. N 869-п, которым было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в порядке завершения оформления прав по основаниям, предусмотренным пунктом 21 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Гутников А.В. считает постановление незаконным, поскольку решение о даче ему разрешения на составление проекта землеустройства является действующим, никем не отменено, указанным решением установлена категория земель, что также подтверждается и иными предоставленными материалами.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 12 сентября 2018 г. административное исковое заявление Гутникова А.В. удовлетворено частично: признано незаконным постановление Администрации города Ялты Республики Крым от 11 мая 2018 г. N 869-п "О рассмотрении заявления Гутникова Александра Владимировича о предоставлении земельного участка площадью 38 кв.м в собственность, расположенного по адресу: "адрес"", в порядке завершения оформления прав"; на Администрацию города Ялта Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Гутникова А.В. от 4 августа 2016 г. о предоставлении в его собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка, площадью 38 кв.м, расположенного в "адрес" и принять решение с учётом установленных судом обстоятельств. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Также указанным судебным актом на Администрацию города Ялта Республики Крым возложена обязанность в течение одного месяца со дня исполнения судебного решения сообщить суду, а также Гутникову А.В. об исполнении решения суда по административному делу.
Не согласившись с постановленным решением, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение постановлено с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела. Судом первой инстанции не принято во внимание, что при рассмотрении заявления Гутникова А.В. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного: по адресу: "адрес", в порядке завершения оформления прав, было выявлено, что указанный земельный участок не отнесён к определённой категории земель, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка по основаниям, указанным в подпункте 21 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, при принятии оспариваемого постановления от 11 мая 2018 г. N 869-п Администрация города Ялта Республики Крым основывалась на нормах действующего законодательства Российской Федерации.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом Гутниковым А.В. представлены письменные возражения о законности решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Гутников А.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Администрации города Ялта Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки суд не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не предоставили.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10, пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 N 1, к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено осуществление управления и распоряжения земельными и лесными участками, водными объектами, находящимися в муниципальной собственности городского округа, а также в пределах полномочий, определённых законодательством Российской Федерации и Республики Крым, осуществление распоряжения земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена; принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения о предоставлении земельных участков.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, далее - Закон N 38-ЗРК).
Завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (часть 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК).
Частью 6 названной статьи предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьёй, является: наличие оснований, предусмотренных статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 1); несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утверждённой до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утверждённых документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории (пункт 2).
Согласно статьи 36.19 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесён к определённой категории земель (подпункт 21).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014г. N 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (пункт 1 Порядка).
В соответствии с пунктом 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подаёт в соответствующий уполномоченный орган.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка.
Аналогичные требования указаны в пунктах 5, 6 Правил предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым утверждённых решением Ялтинского городского совета от 30 марта 2015 г. N 37 во исполнение постановления Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014г. N 313 (далее - Правила N 37).
В пункте 12 Порядка указано, что основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.
Основания для отказа в удовлетворении заявления перечислены в пункте 11 Правил N 37.
Решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым и издаётся главой администрации города Ялты в виде постановления (пункт 12 Правил N 37).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что решением 42 сессии Ялтинского городского совета 6 созыва от 19 февраля 2014 г. N 82 "О даче разрешения Гутникову Александру Владимировичу на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0035 га для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: "адрес" с последующей передачей в собственность из земель коммунальной собственности, в границах населённого пункта" земельный участок отнесён по основному целевому использованию к категории земель (согласно статье 19 Земельного кодекса Украины) - "земли жилой и общественной застройки" (пункт 1); Гутникову А.В. дано соответствующее разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу указанного выше земельного участка (пункт 2).
Согласно кадастровому паспорту, выданному Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 27 апреля 2016 г. N 90-02/2016-176380, земельному участку, площадью 38 +/- 2 кв.м, расположенному по адресу: "адрес", присвоен кадастровый N. Также из данного кадастрового паспорта следует, что категория земель не установлена.
4 августа 2016 г. Гутников А.В. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении ему в собственность, в порядке завершения оформления прав, земельного участка, площадью 38 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" с видом разрешённого использования для строительства и облуживания индивидуального гаража (объекты гаражного назначения).
По результатам рассмотрения указанного заявления Администрацией города Ялты Республики Крым принято постановление от 16 февраля 2017 г. г. N 748-п "О рассмотрении заявления Гутникова Александра Владимировича о предоставлении земельного участка площадью 38 кв.м, в собственность по адресу: "адрес" в порядке завершения оформления прав" (далее постановление от 16 февраля 2017 г. г. N 748-п), которым административному истцу отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населённого пункта (часть 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым").
Приведённое постановление было обжаловано Гутниковым А.В. в судебном порядке. Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 августа 2017 г. по административному делу N 2а-2134/2017 постановление от 16 февраля 2017 г. г. N 748-п было признано незаконным, на Администрацию города Ялты Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Гутникова А.В. от 4 августа 2016 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (дело Nа-8718/2017) указанное решение оставлено без изменения.
При повторном рассмотрении заявления административного истца от 4 августа 2016 г. Администрация города Ялта Республики Крым приняла постановление от 11 мая 2018 г. N 869-п "О рассмотрении заявления Гутникова Александра Владимировича о предоставлении земельного участка площадью 38 кв.м, в собственность по адресу: "адрес" в порядке завершения оформления прав" (далее постановление от 11 мая 2018 г. N 869-п), которым административному истцу было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, кадастровый N, с видом разрешённого использования - "Объекты гаражного назначения - (код 2.7.1)", в границах, указанных в кадастровом паспорте, по основаниям, предусмотренным пунктом 21 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что в отношении земельного участка, ориентировочной площадью 0,0035 га, по адресу: "адрес" уже была установлена категория - земли населённых пунктов, в связи с чем отсутствовали правовые основания для отказа административному истцу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, кадастровый N, по основаниям, предусмотренным пунктом 21 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается в силу следующего.
В силу пункта 1 части 6 статьи 13 Закона N-ЗРК в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта может быть отказано при наличии оснований, предусмотренных статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 36.19 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесён к определённой категории земель (подпункт 21).
Как уже указывалось, оспариваемым постановлением от ДД.ММ.ГГГГг. N-п административному истцу было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, кадастровый N, с видом разрешённого использования - "объекты гаражного назначения - (код 2.7.1)", в границах, указанных в кадастровом паспорте, по основаниям, предусмотренным пунктом 21 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
При принятии данного постановления Администрацией города Ялты Республики Крым были приняты во внимание, в том числе, выводы Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым от 5 сентября 2016 г. N 02-08/7617.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 38-ЗРК категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по следующему правилу: жилой и общественной застройки - землями населённых пунктов (подпункт 1).
На момент принятия решения 42 сессии Ялтинского городского совета 6 созыва от 19 февраля 2014 г. N 82 "О даче разрешения Гутникову Александру Владимировичу на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0035 га для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: "адрес" с последующей передачей в собственность из земель коммунальной собственности, в границах населённого пункта" земельный участок в установленном законодательством Украины порядке, действовавшим на момент принятия такого решения, был отнесён к категории земель - "земли жилой и общественной застройки".
Также из письма Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым от 10 сентября 2018 г. N 01.1-26/6237 следует, что земельный участок, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес" отнесён к категории земель - земли населённых пунктов; в соответствии с действующей градостроительной документацией (генеральный план г. Ялта, утверждённый решением 36 сессии 6 созыва Ялтинского городского совета от 27 ноября 2013 г. N 33) земельный участок расположен в границах коммунальных предприятий, складов и баз.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что земельный участок, кадастровый N, отнесён к категории земель - земли населённых пунктов.
Учитывая приведённые выше законоположения и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что Администрация города Ялта Республики Крым на момент рассмотрения заявления Гутникова А.В. от 4 августа 2018 г. располагала достаточными сведениями о том, что земельный участок, кадастровый N, отнесён к определённой категории земель, в связи с чем у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении административному истцу испрашиваемого земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав на основании подпункта 21 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 11 мая 2018 г. N 869-п правомерно признано судом первой инстанции незаконным, что является достаточным для защиты нарушенного права административного истца.
При этом, признав незаконными оспариваемое постановление, суд первой инстанции, в соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложил на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, правильно указав на способ восстановления нарушенного права путём повторного рассмотрения заявления, поскольку разрешение вопросов о предоставлении в собственность земельных участков в порядке завершения оформления прав на территории муниципального образования - городской округ Ялта Республики Крым отнесено к компетенции Администрации города Ялта Республики Крым.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
По сути, доводы апелляционной жалобы о нарушении норм материального права направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 12 сентября 2018г. по административному делу N 2а-2595/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Л.А-В. Юсупова
О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.